Рационализация организационной деятельности 1 страница
6.1. Принципырационализации
Рационализация — это усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управлен- ческого и исполнительского труда. Термин «рационализация» произошел от латинского слова ratio — разум, следовательно, под рационализацией следует понимать разумную организа- цию труда.
Принципы рационализации, сформулированные в начале XX века американскими учеными Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном, Ф. Гилбертом, М. Вебером, Г. Фордом и другими, основыва- лись на положениях и методах организации производства и управления, обеспечивающих получение максимальной при- были, наряду с совершенствованием техники, технологии и организации производства.
|
перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой об- ласти».
Рационализация основывается на совершенствовании управления, обеспечивающего максимально возможный уро- вень эффективности развития субъектов экономической и хо- зяйственной деятельности в интересах общества при сущест- вующих в данный момент условиях, в рамках объективно дей- ствующих законов организационных систем и с учетом производительных сил общества в целом. Но она также нахо- дится под воздействием производственных отношений кон- кретной социальной организации с присущими ей формами собственности.
Рационализация организационной деятельности — это прежде всего процесс, обеспечивающий улучшенное, а значит и более качественное состояние системы за счет четкой орга- низации производственной деятельности, путем использова- ния новейших достижений науки и техники во всех подразде- лениях предприятия, включая его управляющую и управляе- мые части. Техническое и организационное совершенство- вание на предприятии неразрывно связано с улучшениями ус- ловий труда и творческим подходом к решению поставленных задач.
|
Усовершенствование научной организации Рацио- нализация трудового процесса предусматривает создание наи- более благоприятных условий труда, устранение перегрузок и нервного перенапряжения. Этим целям служит создание ком- фортных режимов работы и отдыха, разработка правил техни-
|
|
Необходимым условием для рационализации является про- порциональное развитие управляемой и управляющей части, а также слаженность и ритмичность работы коллектива. Осуще- ствление принципов рационализации происходит путем улуч- шения нормирования и оплаты труда, совершенствования ор- ганизационного планирования, отчетности и контроля. Эти меры призваны обеспечить сознательное отношение к труду, экономное использование рабочего времени, повышение про- изводительности труда, укрепление исполнительской дисцип- лины.
Ощутимые успехи в рационализации деятельности пред- приятия могут быть достигнуты при объединении ряда пред- приятий в сфере товародвижения и путем налаживания корпо- ративных связей с различными субъектами и объектами внешней среды.
|
• в расширении спектра оказываемых услуг;
• в упорядочении номенклатуры и ассортимента продук- ции;
• в улучшении потребительских качеств выпускаемой про- дукции;
• в стандартизации, унификации и нормализации изделий;
• в повышении качественных характеристик исходного сы- рья и материалов для наиболее полного и комплексного их использования.
Усовершенствование средств труда и технологическихпроцессов заключается в применении ноу-хау, в техническом переоснащении, в модернизации и прогрессивных изменениях технического уровня используемого оборудования, которые обеспечивают положительную динамику развития предпри- ятия, интенсификацию производственных процессов, при-
быльность реализационной, производственной или научной деятельности, улучшение качества обработки продукции, снижение энергоемкости, фондовооруженности и других по- казателей. Особое значение в развитии этого направления ра- ционализации отводится средствам автоматизации и новым коммуникационным технологиям.
Основные направления рационализации организационной и трудовой деятельности и способы их реализации представ-
лены в обобщенном виде в табл. 6.1.
|
Табл. 6.1.
организационной и трудовой деятельности
рационализации | Реализация |
Усовершенство- вание научной организации тру- да. | Создание наиболее благоприятных условий труда. Устранение и нервного перенапряжения. Улучшение производственной эстетики. Обеспечение наиболее комфортных режимов отдыха. Разработка правил техники безопасности. Уменьшение влияния из.тучений, шумов, вибрации, загазованности. |
Усовершенство- вание результа- тов труда | Повышение качественных характеристик исходного сырья и материалов и готовой продукции. Упорядочение сбора, обработки и хранения информа- ции. Расширение номенклатуры и ассортимента выпус- каемой продукции. Улучшение потребительских свойств выпускаемой продукции. Расширение спектра оказываемых услуг. Стандартизация, унификация и нормализация изде- лий. |
вание средств труда | Модернизация производства. Техническое переоснащение предприятия. Использование современного оборудования. Снижение |
Усовершенство- вание технологи- ческих процессов | Использование средств автоматизации и новых ком- технологий. Интенсификация производственных процессов. |
6.2. Повышение качества управленческого и исполнительского труда
Применение на практике рассмотренных выше принципов рационализации позволяет повысить прибыльность реализа- ционной, производственной или научной деятельности, а так- же обеспечивает положительную динамику развития предпри- ятия в условиях глобального рынка. При этом значительно по- вышается качество управленческого и исполнительского труда.
В современных условиях организация способна к выжива- нию только в том случае, если она нацелена на решение ка- кой-либо социально значимой задачи. Успешная реализация социальной миссии невозможна без качественного выполне- ния функций, которые определяют круг задач, стоящих перед организацией в рамках достижения поставленной цели. Имен- но поэтому все виды деятельности организаций, начиная от оказания простейших бытовых услуг, производства и реализа- ции промышленной и продовольственной продукции и вплоть до государственного управления, находятся под воздействием внешних систем оценки качества их действий. Кроме того, в любой организации существуют внутренние системы контро- ля качества.
Наличие столь сложного комплекса различных обстоя- тельств, влияющих на качество деятельности организации, приводит к тому, что в условиях острой конкурентной борьбы и насыщенности рынка товарами и услугами выживают лишь те организационные системы, которые стремятся работать лучше, чем другие организации, занимающиеся аналогичной деятельностью. Организации, отличающиеся низким качест- вом управления процессами бизнес — деятельности или вы- пускающие некачественную или недостаточно качественную продукцию, в процессе конкурентной борьбы обречены на по- ражение.
При решении задач оперативного и стратегического ме- неджмента руководитель не может слепо полагаться только на механизмы рыночного саморегулирования. Ему важно пред- видеть возможность неблагоприятного развития событий как внутри самой организации, так и вне нее. Для успешного ре- шения задач упреждающего управления руководитель должен уметь соизмерять свои действия с действиями руководителей других организаций аналогичного типа. В ходе контроля за исполнением и оперативной коррекции принятых управленче- ских решений он должен быть готов в любой момент ответить на вопросы: «В правильном ли направлении развиваются со- бытия, и не возникло ли отклонений, могущих привести к не- гативным или катастрофическим последствиям?».
|
Первая такая организация — ISO (Internationa! Organization for Standardization), действующая на международном уровне, появилась 14 октября 1947 года. В настоящее время подобные организации создаются не только под эгидой органов испол- нительной власти, но и в качестве независимых субъектов экономической деятельности. В разработке системы контроля качества в первую очередь заинтересованы государственные органы, которые, в частности, ведут наблюдение за деятельно- стью предприятий, производящих сельскохозяйственную про- дукцию и продукты питания.
В процессе длительного эволюционного развития взаимо- связей и взаимоотношений между субъектами экономической
деятельности (в том числе между поставщиками и потребите- лями) в современном мире сформировалось общее понимание необходимости и важности системного решения проблем, возникающих при оценке качества деятельности организаций, как в отношении конечного продукта, так и в области качест- венного решения задач управления. Применение и сертифика- ция системы качества рассматривается сегодня как необходи- мое условие успешной деятельности и развития организаций любых форм собственности, а также как наиболее надежная форма гарантии соответствия качества поставляемой продук- ции и услуг требованиям населения.
В последние годы качество работы организации неизменно связывается с требованиями соблюдения экологической безо- пасности. Предприятиям, не сертифицировавшим свою систе- му качества, уже сегодня практически закрыт выход на миро- вой рынок. В условиях глобализации рынка и при интенсив- ном развитии электронной коммерции это ведет к ограничению и последующему прекращению деятельности предприятий, пренебрегающих требованиями сертификации систем качества.
Основу современного подхода к контролю качества со- ставляет разработка систем оценки качества, анализирующих и обобщающих опыт работы большого количества организа- ций, занимающихся определенным видом деятельности. По- лученные эмпирические данные излагаются в формализован- ном и сжатом виде, пригодном для оценки качества не только конечного продукта, но и процессов управления. В связи с этим разработка стандартов и подтверждение качества дея- тельности организации включает в себя как сертификацию ка- чества конечного продукта (на решение этих задач были наце- лены системы оценки качества на начальном этапе их разра- ботки), так и оценку качества организации как сложной социальной системы.
По оценкам специалистов, именно с внедрением всеобъем- лющей системы контроля и управления качеством организа-
|
задачи особенно актуальны для современных предприятий
В настоящее время к числу общепризнанных на мировом уровне стандартов оценки качества деятельности социально- экономических организаций, безусловно, относятся системы стандартов ISO 9000 и ISO 9001. Их достоинство по сравне- нию с другими системами оценки качества состоит в том, что они не накладывают каких-либо ограничений на размер, от- раслевую принадлежность и форму собственности предпри- ятия.
Используя стандарты ISO 9000, поставщик может проде- монстрировать, что его система качества организована таким образом, чтобы не допустить, а при необходимости и преду- предить несоответствие современным стандартам не только продукции, но и всех аспектов бизнес — деятельности, в том числе и управления организацией.
|
ем новой организационной системы) и до заключения догово- ров с последующим соблюдением договорных обязательств и послепродажного обслуживания.
|
|
|
Стандарты ISO 9000 и ISO 9001 описывают лишь мини- мальные требования, которые необходимо выполнить органи- зации для доказательства своей способности к обеспечению качества во всех аспектах ведения бизнес - деятельности. Сле- дует отметить, что переход организаций на описанные выше модели обеспечения жизнедеятельности на основе совершен- ствования качества — это не конечная цель их работы, а усло- вие равномерного поступательного движения в направлении достижения поставленной общественно-значимой цели.
Современное представление о качестве изделий основано на принципе наиболее полного соответствия запросам потре- бителей. Потребителем продукции, выпускаемой организаци- ей, может быть физическое лицо, другая организация или сложная организационная система, например государство.
Любые изделия описываются определенным набором ха- рактеристик. Они содержатся в описании технических усло- вий, которым должна удовлетворять выпускаемая продукция, они же определяют организацию технологии производствен- ного процесса. Составление Набора потребительских требова- ний представляет значительную сложность, так как связано с социально-психологическими аспектами жизнедеятельности человека и с индивидуальными свойствами личности.
Существующие наработки в области изучения потребно- стей людей и связей между ними не дают возможности соста- вить полное описание набора требований к конкретному изде- лию, однако с их помощью разработчик продукта или техно- логического процесса может добиться достаточно ощутимых практических результатов.
|
|
вара, надежность, долговечность и удобство использования и т.д. При этом оценки многих характеристик разными людь- ми могут быть диаметрально противоположными.
|
бителя продукции, при оценке спроса на нее невозможно обойтись только количественными показателями.
Итак, чтобы удовлетворять запросам покупателя, продук- ция должна иметь вполне определенные свойства. Степень со- ответствия свойства изделия и удовлетворяемых с его помо- щью потребностей определяет качество изделия. Многие ор- ганизации считают, что их главная задача состоит выпуске
«самой качественной» продукции.
|
|
|
|
|
Некоторые организации предполагают, что качество вы- пускаемой ими продукции и используемые методы работы говорят сами за себя. Для этого нужно лишь довести до сведе- ния потребителя информацию об успешной деятельности ор- ганизации, например с помощью интенсивной рекламы. Но в условиях жесткой конкуренции этого недостаточно. Потреби- тели не склонны к тому, чтобы слишком доверять заверениям производителя о высоком качестве выпускаемой продукции, они хотят иметь подтверждение, полученное из независимых
В связи с этим с 80-х годов XX века начала развиваться система подтверждения качества выпускаемой продукции, ос- нованная на выполнении процедуры сертификации качества. Эта система включает в себя оценку не только характеристик конечного продукта, но и эффективности системы управления качеством, действующей в организации. В конечном счете она ориентирована на подтверждение эффективности действия системы управления всей организацией с позиций решения главной задачи любой организационной системы, заключаю- щейся в удовлетворении социальных потребностей общества.
|
по сертификации систем качества TUV CERT (Германия) бы- ло выдано 14135 сертификатов. И это число ежегодно увели- чивается на 20-25%. Однако, если на долю германских фирм из общего числа приходилось 8360 сертификатов, то деловые российские круги были представлены в этом списке всего 56 предприятиями, а украинские — лишь 16.
В условиях глобального рынка и глобальной конкуренции, когда потребитель может пользоваться продукцией, произво-
димой в любой стране мира, он предпочитает производить за- купки у предприятий, которые имеют соответствующие сер- тификаты качества, например в соответствии со стандартами ISO9000 или ISO9001. Это придает ему уверенность не толь- ко в качестве самой продукции, но и в том, что поставщик бу- дет корректно выполнять свои обязательства по условиям по- ставки, гарантийного и послепродажного обслуживания.
Сертификация качества особенно важна для пищевых про- изводств. При внедрении и сертификации систем качества по моделям международных стандартов ISO серии 9000 важная роль отводится технологическим процессам, а не только стан- дартам качества самой продукции. Решение этих задач тесно связано с обеспечением проблем социальной безопасности общества, так как позволяет описать критические состояния технологических процессов, которые могут привести к катаст- рофическим последствиям.
Интересен в этом плане опыт внедрения на зарубежных пищевых предприятиях специальной системы обеспечения безопасности пищевых продуктов, разработанной в США с учетом требований стандартов ISO серии 9000. Ее особен- ность состоит в том, что она представляемый собой систему анализа опасности по критическим точкам, и, следовательно, гарантирует контроль на всех стадиях производства пищевых продуктов.
Использование организацией в своей внешней и внутренней деятельности международного сертификата качества значи- тельно повышает ее шансы в борьбе за выживаемость не только в стране ее размещения, но и на международном рынке.
Как следует из ранее приведенных данных, очень немногие предприятия России используют это мощное оружие в конку- рентной борьбе. Улучшить ситуацию можно, изменив отно- шение менеджеров и разработчиков организационных систем к решению проблем управления качеством.
В конечном счете это обеспечит развитие и утверждение в
России полноценных рыночных отношений и заметно повысит
ее авторитет на международном рынке. Успешное проведение указанных преобразований возможно только при условии ак- тивной поддержки со стороны правительства. Сегодня, ориен- тируя предприятия России на освоение, современных методов качественного ведения бизнес-деятельности, российское прави- тельство предлагает всем административным структурам госу- дарственного и муниципального уровня всемерно поддержи- вать предприятия, внедряющие у себя стандарт ISO 9000.
|
Действие этих стандартов распространяется не только на материальную продукцию, но и на различные услуги. Следует отметить, что благодаря усилиям Госстандарта и его подраз- делений, Академии проблем качества и других научно-техни- ческих объединений России работы по созданию, внедрению и сертификации систем качества на отечественных предприяти- ях и в организациях в последнее время заметно оживились.
В настоящее время в условиях насыщенности рынка и явно выраженных тенденций к глобализации экономической дея- тельности, что в частности связано с развитием информаци- онной экономики и электронной коммерции, для оценки пер- спектив выживаемости организации в условиях острой конку- рентной борьбы используется понятие менеджмента качества.
|
всех целей эффективного управления организацией. В них входят: соблюдение общих принципов современных методов ведения бизнес-деятельности, отношения между организацией
и обществом, методы взаимодействия с другими организация- ми и государством и, наконец, взаимоотношения между людьми внутри самой организации.
|
• организация и оценка эффективности процесса управле- ния;