Методические рекомендации для преподавателей. Дисциплина «Экономика муниципальных образований» изучается в одном семестре
Дисциплина «Экономика муниципальных образований» изучается в одном семестре. Семестр посвящен ознакомлению студентов с основными проблемами, понятиями и научными аспектами управления хозяйственным потенциалом муниципальных образований как раздела науки об организации процесса управления и функционирования хозяйства на местах. Обеспечивается последовательное изучение студентами теоретико-методологических вопросов, закономерностей управления, а также применения специфических знаний к проблемам практики, в том числе в сфере инноваций.
Лекции должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития «Экономика муниципальных образований», концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции следует излагать в традиционном или в проблемном стиле: ставить вопросы и предлагать подходы к их решению. Необходимо стимулировать активную познавательную деятельность и интерес к дисциплине, формировать творческое мышление. Прибегать к противопоставлениям и сравнениям, делать обобщения. Активировать внимание обучаемых путем постановки проблемных вопросов. Стимулировать их мыслительную деятельность, раскрывая взаимосвязи между различными явлениями, указывая на теоретические противоречия. Вопросы, предлагаемые аудитории для размышления, должны побуждать обучаемых использовать имеющиеся знания основных концепций в психологии. В конце лекции необходимо делать выводы и ставить задачи на самостоятельную работу.
Семинарыследует проводить методами развёрнутой беседы, дискуссии, конференции. Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара). Во время семинарского занятия необходимо поощрять самостоятельность суждений, учить делать выводы для практической деятельности. Следует обратить внимание на развитие у студентов навыков самостоятельной исследовательской работы: поиска, подбора и реферирования литературы, сопоставления различных подходов, критического анализа теорий. Важно, чтобы студенты соотносили предшествующий личный опыт с новыми теоретическими знаниями, умели вырабатывать рекомендации по оптимизации общения. Отдельной задачей семинара является формирование коммуникативной компетентности: умения публично выступать, владеть приемами активизации внимания аудитории, грамотно и убедительно излагать свою точку зрения. Важной целью обсуждения ряда вопросов является формирование личной позиции студентов по современным проблемам организации и управления аспектами общественной жизни.
Самостоятельная работаобучаемых имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и экзамену по дисциплине, а также формирование навыков умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.
При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Экономика муниципальных образований» используются следующие образовательные технологии:
- лекции с использованием методов проблемного изложения материала;
- дискуссии с анализом конкретных ситуаций;
- демонстрация видеоматериалов и их обсуждение;
- выполнение практических работ, связанных с основными темами дисциплины;
- составление документов управленческого обеспечения;
- решение контрольных тестов и практических задач.
При организации изучения дисциплины «Экономика муниципальных образований» преподавателю необходимо обратить особое внимание на соответствие в каждой лекции материала современному состоянию процесса управления в России на региональном и муниципальном уровне. Весьма полезным представляется применение сравнительно-сопоставительных схем, таблиц, иллюстративного материала.
Для успешного усвоения материала необходимо предоставить каждому студенту исчерпывающую информацию о способах поиска необходимых материалов для подготовки к семинарским занятиям, для выполнения различных заданий, предусмотренных в процессе изучения курса «Управления инфраструктурой и ресурсами территорий».
Преподавателям следует широко использовать метод актуализации лекционного и семинарского материала, так как содержание дисциплины позволяет показать истоки многих современных проблем жизни РФ и мира. Особое внимание необходимо обращать на освоение студентами понятийного аппарата.