Классификация рынков. Типы и виды рынков. Система, структура и инфраструктура рынка
Рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.
Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.
В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
q Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
q Рынок ценных бумаг;
q Рынок труда (рынок рабочей силы);
q Рынок и валюты;
q Рынок информации;
q Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
2. По товарным группам:
q Рынки товаров производственного назначения;
q Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);
q Рынки сырья и материалов и т.д.
3. По географическому положению:
q Местные (локальные) рынки;
q Региональные рынки;
q Национальный рынок;
q Мировой рынок.
4. По субъектам или их группам:
q Рынок покупателей;
q Рынок продавцов;
q Рынок государственных учреждений;
q Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
5. По степени ограничения конкуренции:
q Монопольный рынок;
q Олигопольный рынок;
q Рынок монополистической конкуренции;
q Рынок совершенной конкуренции.
6. По уровню насыщения:
q Равновесный рынок;
q Дефицитный рынок;
q Избыточный рынок.
7. По степени зрелости:
q Неразвитый рынок;
q Развитый рынок;
q Формирующийся рынок.
8. По соответствию законодательству:
q Легальный (официальный) рынок;
q Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").
9. По характеру продаж:
q Оптовый рынок;
q Розничный рынок.
10. По характеру ассортимента товаров:
q Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
q Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
q Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
q Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
11. По отраслевому признаку:
q Рынок автомобилей;
q Рынок нефти;
q Рынок компьютерной техники и т.д.
В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков:
1. Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
2. Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
3. Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
4. Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
5. Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).
В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов.
Во-первых, с учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.
Во-вторых, если исходить из демографических факторов, то можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.
В-третьих, с учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка: а) приобретение товаров носит случайный характер; б) поиск выгод при покупке товаров; в) статус постоянного клиента; г) эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.
В-четвертых, потребителей можно разделить на группы по социальному составу (с различной степенью достатка), стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.), личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).
Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.
Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование.
Впервые термин "инфраструктура" был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.
Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.
Рыночную инфраструктуру определяют по-разному:
q как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;
q как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;
q как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:
q биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
q аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;
q кредитная система, коммерческие банки
q эмиссионная система, эмиссионные банки
q система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
q информационные технологии и средства деловой коммуникации;
q налоговая система и налоговая инспекция;
q система страхования различных рисков и страховые компании;
q специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
q торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
q таможенная система;
q профессиональные союзы лиц, работающих по найму;
q коммерческо-выставочные комплексы;
q система высшего и среднего экономического образования;
q аудиторские компании;
q консультативные (консалтинговые) компании;
q общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
q специальные зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
К основным функциям инфраструктуры рынка относят:
q облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;
q повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
q организационное оформление рыночных отношений;
q облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.