Результаты оценки изделий по качественным показателям
Показатель | Важность Wi | Значения показателей для изделий, баллы | ||
идеального Аи | идеального Аб | идеального Аа | ||
Прочность | ||||
Мягкость | ||||
Рациональность формы | ||||
Гигиенические показатели качества | ||||
Художественная выразительность | ||||
Итого | – | – | – |
Таблица 4.26
Результаты оценки изделий по стоимостным показателям
Показатель | Важность Wi | Значения показателей для изделий | |||||
ден. ед. | % | ден. ед. | % | ден. ед. | % | ||
Цена товара | 85,0 | 85,2 | 81,8 | ||||
Расходы на транспортировку | 2,0 | 3,4 | 6,4 | ||||
Расходы на ремонт | 13,0 | 11,4 | 11,8 | ||||
Итого | – | 100,0 | – | 100,0 | – | 100,0 | |
Всего | 55=(23+16·2) | – | – | – | – | – | – |
Построим расчетную табл. 4.27.
Таблица 4.27
Расчетная таблица
Показатели | Ii для изделий | Abi для изделий | ||
базового | анализируемого | базового | анализируемого | |
Прочность | 6/7 = 0,857 | 5/7 = 0,714 | 5,142 | 4,284 |
Мягкость | 4/5 = 0,8 | 5/5 = 1,0 | 3,2 | 4,0 |
Рациональность формы | 6/7 = 0,857 | 7/7 = 1,0 | 5,142 | 6,0 |
Гигиенические | 6/6= 1,0 | 5/6 = 0,833 | 4,0 | 3,332 |
Художественная выразительность | 5/6 = 0,833 | 4/5 =0,8 | 2,499 | 2,4 |
Итого по качественным показателям | – | – | 19,983 | 20,016 |
Цена товара | 250/300 = 0,833 | 250/320 = 0,781 | 4,998 | 4,686 |
Расходы на транспортировку | 6/12 = 0,5 | 6/25 = 0,24 | 2,0 | 0,96 |
Расходы на ремонт | 38/40 = 0,95 | 38/46 = 0,826 | 5,7 | 4,956 |
Итого по стоимостным показателям без учета структуры затрат | – | – | 12,698 | 10,602 |
Цена товара | 85,0/85,2 = 0,998 | 81,8/85,0 = 0,962 | 5,988 | 5,772 |
Расходы на транспортировку | 2,0/3,4 = 0,588 | 2,0/6,4 = 0,313 | 2,352 | 1,252 |
Расходы на ремонт | 11,4/13,0 = 0,877 | 11,8/13,0 = 0,908 | 5,262 | 5,448 |
Итого по структуре затрат | – | – | 13,602 | 12,472 |
Итого по стоимостным показателям с учетом структуры затрат | – | – | 26,3 | 23,074 |
Всего | – | – | 46,283 | 43,09 |
Результаты расчетов позволяют определить показатели конкурентоспособности. Итоговые результаты занесем в табл. 4.28.
Как видно из табл.4.28, индекс конкурентоспособности анализируемого продукта по совокупности показателей на 0,059 пункта ниже, чем у базового. При этом по качественным показателям анализируемое изделие не уступает базовому.
Отставание по совокупности показателей обусловлено более низкими индексами: по стоимостным показателям – на 0,131 пункта, по структуре затрат – на 0,07 пункта. Следовательно, для повышения общей конкурентоспособности следует снизить расходы покупателей по приобретению и использованию товара и оптимизировать структуру затрат.
Таблица 4.28
Показатели конкурентоспособности
Показатели конкурентоспособности | Изделия | Разность – | |
Базовое | Анализируемое | ||
Качественные | 19,983/23,0=0,869 | 20,016/23,0=0,87 | 0,01 |
Стоимостные без учета структуры затрат | 12,698/16,0 =0,794 | 10,602/16,0=0,663 | –0,131 |
Структура затрат | 13,602/16,0=0,85 | 12,472/16,0=0,78 | –0,07 |
Стоимостные с учетом структуры затрат | 26,3/32,0=0,822 | 23,074/32,0=0,721 | –0,101 |
Совокупность показателей | 46,283/55,0=0,842 | 43,09/55,0=0,783 | –0,059 |
Практическое задание. Используя информацию табл. 4.29, рассчитайте показатели конкурентоспособности изделий и проведите анализ.
Таблица 4.29
Данные для расчетов
Показатель | Важность | Значения показателей для изделий, баллы | ||||||||||
идеального | базового | анализируемого | ||||||||||
Варианты | Варианты | Варианты | Варианты | |||||||||
Качественные показатели | ||||||||||||
Стоимостные показатели | ||||||||||||
Задание 6. Законы Рейли и Конверсе.
Методические указания. Основная идея закона Рейли состоит в том, что с ростом городов число посторонних покупателей возрастает. В качестве индикатора силы притяжения при этом рассматривается оборот местной торговли, который принимается как пропорциональный количеству населения. Если два региона (города и т. д.) соперничают за клиентов, живущих между ними, то нас интересует, сколько привлекательной силы распределяется в одно и сколько в другое направление. Для каждого места, расположенного между городами а и b, можно оценить распределение торгового оборота на оба города следующим образом:
где а, b – города; U – оборот розничной торговли; В – численность населения; D – расстояние до городов а, b; n – эмпирически вычисленный параметр, который Дарах О’Рейли на базе 225 тестов оценил примерно равным 2.
Пример. Имеется следующая информация (табл. 4.30).
Таблица 4.30
Данные по городам
Города | Численность населения В, тыс. чел. | Расстояние до городов D, км |
а | ||
b |
Рассчитаем распределение торгового оборота:
Таким образом, притягательная сила города а в 2,623 раза выше, чем города b.
Закон Рейли объясняет распределение уходящей за пределы населенного пункта притягательной силы. В каком размере происходит этот отток, определяют с помощью закона Конверсе. Если d – это населенный пункт, о котором идет речь, то потенциальный торговый оборот определяется между городами a и d следующим образом:
Расстояние между интересующими пунктами измеряется в километрах. Величина 2,5 – эмпирически определяемый фактор покупательской мобильности.
Пример. Определим размер распределения торгового оборота между городами а и d, если Вd = 400 тыс. чел.
Таким образом, отток торгового оборота в город а составляет 0,0005 доли от торгового оборота города d.
Появление в США производственно-торговых центров привело к попытке применения аналогии закона Рейли для товаров среднего и долгосрочного потребления. В качестве определяющих характеристик привлекались торговые площади и время, необходимое для достижения торгового центра на автомобиле.
Практическое задание. Используя законы Рейли и Конверсе, определите распределение торгового оборота между городами а и b, а также размер распределения между городами а и d. Информация для расчетов приведена в табл.4.31.
Таблица 4.31
Данные по городам
Города | Численность населения, тыс. чел. | Расстояние до городов, км | ||||
Варианты | Варианты | |||||
а | ||||||
b | ||||||
d | – | – | – |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫБОРУ ВАРИАНТА И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
При заочном обучении основной формой овладения знаниями по данной дисциплине является самостоятельная работа студента с учебной и научной литературой. Для лучшего усвоения материала необходимо вести конспект. Причем это не должно сводиться к механическому переписыванию текста. Студент должен записывать определения основных терминов, понятий, положений.
В процессе самостоятельного изучения дисциплины для контроля усвоения материала студент должен выполнить контрольную работу, которая состоит из ответов на теоретические вопросы, решения тестовых и практических заданий. Выполнение контрольной работы по дисциплине «Маркетинг предприятия» рассматривается как одна из основных форм подготовки специалиста при заочной форме обучения.
Важность данной работы определяется, во-первых, расширением ограниченных возможностей общения с преподавателем по проблемам изучаемого курса; во-вторых, стимулированием самостоятельного изучения программного материала; в-третьих, получением навыков работы с литературными источниками, поиском и обработкой специальной литературы; в-четвертых, овладением методикой и нормами технического оформления материала.
В процессе выполнения контрольной работы студент может обратиться за консультацией к преподавателю. После проверки, оценки и рецензирования контрольная работа выносится на защиту. К защите студент должен подготовиться по основным вопросам (проблемам) своей работы.
Следует обратить внимание на оформление работы:
– контрольная работа может выполняться от руки в тетради либо в текстовом редакторе на компьютере и предоставляться в распечатанном виде;
– титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями стандарта предприятия, который можно получить в библиотеке БГТУ;
– названия теоретических вопросов, условия практических заданий и тестовые вопросы с вариантами ответов должны приводиться в полном соответствии с методическими указаниями;
– в содержании необходимо указать вопросы и номера заданий и тестов, которые студент выполняет;
– формулы в работе должна быть написаны с новой строки, расчеты должны расписываться;
– при изложении теоретического материала необходимо приводить примеры из социально-экономической жизни Республики Беларусь, а не классические примеры из учебников. Здесь можно приводить анализ деятельности маркетингового подразделения организации, где работает студент;
– при ответе на тестовый вопрос необходимо давать пояснения, почему выбран тот или иной вариант ответа;
– сноски на используемые источники должны приводиться в конце каждой страницы (или в конце работы);
– список используемой литературы приводится в конце работы, литература указывается в алфавитном порядке с указанием выходных данных.
Если работа не зачтена (не допущена к защите), следует переделать ее в соответствии с указанными замечаниями. Повторная проверка контрольной работы осуществляется только при наличии первоначального варианта с замечаниями преподавателя. Если работа допускается к защите, то подготовка к ее защите должна осуществляться с учетом замечаний преподавателя.
Каждая контрольная работа включает два теоретических вопроса, три задачи и восемь тестовых заданий. Всего для выполнения контрольных работ предусмотрено 35 вариантов, которые приведены ниже в таблице.
Номера заданий контрольной работы выбираются в соответствии с последними цифрами зачетной книжки. Например, студент с номером зачетной книжки 07-13234 выполняет контрольную работу по варианту 34: теоретические вопросы 18 и 48, тестовые задания в первом разделе – вопросы 1 и 22, во втором – 8 и 21, в третьем – 9 и 21, в четвертом – 3 и 12, а также практические задания 1, 2, 5 по третьему варианту.
Если последние две цифры дают число большее 35, то от него отнимается 35 до тех пор, пока не получится номер варианта, который приведен ниже. Например, если номер зачетной книжки студента 07-12358, то номер варианта контрольной работы 23 (58 – 35 = 23), если последние две цифры дают число 94, то номер варианта – 24 (94 – 35 = 59 – 35 = 24), если номер заканчивается на два нуля, студент пишет контрольную работу по варианту 30 (100 – 35 = 65 – 35 = 30).
Таблица