Заполняем таблицу 2.2 на основе исходных данных по технико-экономическим показателям изделий

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Автор работы ____________________ И. А. Серебряков

Специальность 150305 « »

Обозначение курсовой работы КР-02069964-(шифр кафедры)-06-15

Руководитель работы

канд. соц. наук, ст. преп. _____________________ Е. И. Дуданов

Оценка ______________________

Рузаевка

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЁВА»

Рузаевский институт машиностроения (филиал)

Кафедра производственного менеджмента

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студент Серебряков Игорь Александрович

1 Тема Планирование деятельности предприятия

2 Срок представления проекта к защите ______________

3 Исходные данные для проектирования: учебная, научная литература, расчетные данные

4 Содержание работы

4.1 Теоретические основы планирования деятельности предприятия

4.2 Расчёт технико-экономических показателей предприятия

4.3 Совершенствование планирования деятельности предприятия

5 Перечень графического материала: таблицы, рисунки

Руководитель работы _________________________________ Е. И. Дуданов

Задание принял к исполнению __________________________ И. А. Серебряков

Содержание

Введение 4

1 Теоретические основы планирования деятельности предприятия 6

1.1 Содержание и роль планирования производственной

деятельности в управлении предприятием 6

1.2 Система планирования хозяйственной деятельности

предприятия 9

1.3 Стратегическое и оперативное планирование деятельности

предприятия 13

2 Расчёт технико-экономических показателей предприятия 18

Обоснование плана производства продукции 18

2.2 Расчет численности промышленно-производственного

персонала предприятия 29

2.3 Расчет себестоимости продукции на предприятии 31

2.4 Расчет технико-экономических показателей предприятия 33

3 Совершенствование планирования деятельности предприятия 34

Заключение 39

Список использованной литературы 40

Введение

В условиях рынка планирование призвано обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, эффективное использование ресурсов и получение прибыли.

Производство – комплексная задача. Некоторые предприятия изготавливают ограниченное количество видов продукции, другие предлагают широкий ассортимент. Но каждое предприятие использует различные процессы, механизмы, оборудование, трудовые навыки и материалы. Для получения прибыли компания должна организовать все эти факторы таким образом, чтобы производить нужные товары наивысшего качества в нужное время с минимальными затратами. Это комплексная проблема и для ее решения потребуется эффективная система планирования.

Сущность планирования производственной деятельности в рыночной экономике состоит в том, чтобы наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.

Менеджеры компании должны, во-первых, поставить цели и определить задачи компании и отдельных подразделений и построить соответствующую этому структуру организации. И, во-вторых, обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, авторизации, мониторинга для достижения поставленных целей и решения стоящих задач.

Актуальность темы исследования заключается в том, что организация планирования позволяет предприятию выпускать пользующуюся спросом продукцию, распределять ресурсы и получать прибыль.

Цель курсовой работы - изучить теоретические и практические аспекты планирования деятельности предприятия, разработать мероприятия по его совершенствованию.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

- исследовать процесс планирования и его роль в управлении предприятием;

- рассмотреть виды планов и порядок их составления;

- изучить систему планирования производственной деятельности;

- разработать мероприятия по повышению эффективности системы планирования деятельности предприятия.

В качестве теоретической и методологической базы использована учебная и учебно-методическая литература.

В процессе работы использовались методы сравнительного, статистического и экономического анализа.

В расчетной главе приведены расчеты технико-экономических показателей предприятия: обоснование плана производства продукции, расчет численности персонала, расчет себестоимости продукции.

Теоретические основы планирования деятельности предприятия

Содержание и роль планирования производственной деятельности в управлении предприятием

План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений предприятия, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством.

План производства продукции - один из центральных планов развития предприятия. На основе плана производства определяется потребность в оборудовании, материально-технических ресурсах, численность работающих и фонд их заработной платы в целом и по категориям, сметы затрат на производство и т. д.[6, с. 143]

В плане производственной деятельности каждого предприятия содержится:

- основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;

- объемы и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

- расчет производственной мощности предприятия, цехов, и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесие спроса и предложения;

- определение потребности ресурсов выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;

- распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям рыночных заказов, а также сроком изготовления и поставки продукции на рынок;

- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;

- обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг и контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

Каждое предприятие разрабатывает и взаимоувязывает отдельные планы в единую комплексную систему и обеспечивает сбалансированность плановых показателей, как по видам применяемых ресурсов, так и по срокам выполнения планов. В ходе внутрифирменного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязывают с общим планом предприятия. Полное совмещение планов, а также методов учета и контроля хода их реализации достигается, как правило, только на завершающем этапе производственной деятельности.

Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия. Оно осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлых периодов.

Тем не менее, планирование на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п. Показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана предприятия. Данные обстоятельства придают планированию вероятностный характер.

Поскольку предприятие не только не может располагать всей необходимой информацией для составления надежного плана, а часто и не знает о существовании каких-либо базовых данных, качество плановых решений существенно зависит от компетентности и профессионального уровня плановых работников. Отсюда следует, что систему планирования на предприятии необходимо структурировать таким образом, чтобы использовались все имеющиеся факторы: экономико-управленческий инструментарий, опыт и знания сотрудников [12, с. 74].

Использование принципов планирования является определяющим содержание и результаты планирования производственной деятельности. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. К числу основных принципов планирования относятся системность, участие, непрерывность, гибкость, эффективность (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Принципы планирования производственной деятельности

Принцип Описание
Принцип системности предполагает, что планирование на предприятии должно носить системный характер. Предприятие - это сложная, многоуровневая социально- экономическая система. В каждой из подсистем осуществляется функция планирования.
Принцип участия означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.
Принцип непрерывности процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно, а разработанные планы непрерывно приходить на смену друг другу, перекрывать друг друга.
Принцип гибкости Способность плана менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Принцип точности Затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения, т. е. планы должны быть конкретизированы и детализированы настолько, насколько это необходимо для управления при наличии соответствующей плановой службы, ведь ее содержание также требует средств.

Таким образом, планирование производственной деятельности занимает важное место в системе управления предприятием. Планирование позволяет наметить развитие производства и самого предприятия на длительный срок, с учетом внесения в планы поправок в зависимости от окружающей среды предприятия для достижения своей цели.

Система планирования хозяйственной деятельности предприятия

Система планирования находит свое отражение в производственном плане. Основные направления производственного плана включают планирование производственной программы, планирование производственного процесса, планирование производственных ресурсов (рисунок 1.1). Исходным и ведущим разделом плана производства является производственная программа.

Заполняем таблицу 2.2 на основе исходных данных по технико-экономическим показателям изделий - student2.ru

Рисунок 1.1 - Производственный план [12, с. 95]

План производства в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (валовой доход); товарная продукция; валовая продукция.

Основным стоимостным показателем этого раздела плана является реализованная продукция (валовой доход). Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией.

Плановый объем реализованной продукции (Nтов) в стоимостном выражении рассчитывается по формуле (1.1):

Пр = ПТ+ (Огк- Огн)+( Отог.к- Оотг.н); (1.1)

где ПТ - объем реализованной продукции,

Огк - Огн - остатки готовой продукции на складе предприятия на начало и на конец планируемого периода,

Отог.к - Оотг.н - остатки готовой продукции, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и на конец планируемого периода.

Товарная продукция включает стоимость: запланированных к выпуску готовых изделий (принятых ОТК, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия), полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства. Товарная продукция рассчитывается по формуле (1.2):

ПТ=(АП*Ц)+У; (1.2)

где АП – план выпуска продукции в натуральном выражении;

Ц – действующая оптовая цена продукции;

У – объем услуг и работ промышленного характера.

Валовая продукция включает стоимость все произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство и рассчитывается по формуле (1.3):

ПВТ+(НКН)+(ИКН); (1.3)

где НКН – остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и на начало планового периода;

ИКН - остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и на начало планового периода.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции.

Плановый объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по формулам (1.4, 1.5):

Пч = Пр-МЗ-Оа ; (1.4)

Пч = ЗП + Пб ; (1.5)

где МЗ- материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; Оа– амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; ЗП – заработная плата с начислениями на нее; Пб – прибыль от реализации продукции.

Планирование производственного процесса - это определение временной и пространственной последовательности выполнения действий по переработке или обработке материалов, а также связанных с ними процессов транспортировки и складирования для выполнения производственных заказов и тем самым для реализации производственной программы. [3, с. 145]

Планирование процесса производства включает в себя одновременное ориентированное на потенциал планирование мощностей и ориентированной на заказ планирование сроков (начала и окончания процессов труда по элементам потенциала и заказам), а также связанное с этим планирование потребности в материальных ресурсах.

Для повышения эффективности процесса производства при его планировании ставятся две подцели: максимизация загрузки мощностей в рамках имеющегося потенциала и минимизация среднего времени выполнения заказов. Таким образом, задача планирования производственной деятельности в данном случае состоит в определении оптимального размера партии.

К планированию производственного процесса относится также решение о производстве за счет собственных ресурсов или за счет поставок со стороны, которое, разумеется, принимается только тогда, когда уже имеются необходимые для производства за счет внутренних ресурсов мощности. Если эти возможности производства отсутствуют, то остается только возможность поставок со стороны. Для производства деталей или сопутствующих изделий, выпускаемых в автоматическом массовом производстве специальными поставщиками (например, болтов), поставки со стороны, как правило, выгоднее. Но решение о выборе между собственным производством и поставщиками может приниматься только с помощью расчета экономической эффективности.

Планирование потребности в используемых материальных ресурсах означает установление вида и качества используемых материалов (сырья, полуфабрикатов, основных и вспомогательных материалов), необходимых для реализации производственной программы. Исходный пункт изучения потребности в сырье и полуфабрикатах – продуктовая программа в разрезе видов и объемов конечных продуктов. Базой для определения потребности в основных и вспомогательных материалах является потребление в прошлые периоды.

Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план – это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей организации.

Стратегическое и оперативное планирование деятельности предприятия

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.

а) Стратегический план, по-другому называемый генеральным планом организации.

б) Тактические планы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации.

в) Оперативные планы организации.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п.

Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения. В стратегический план входят глобальные программы организации.

Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях; общие цели организации, определенные в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования.

В его разработке принимают участие маркетинговый, финансовый, производственный и технический отдел. В свою очередь, этот план определяет направление и обеспечивает координацию маркетингового, производственного, финансового и технического планов. Разработка стратегического плана входит в обязанности руководства предприятия. Уровень детализации стратегического плана невысок, он обычно пересматривается раз в полгода или раз в год.

Стратегические цели учитываются в тактических и оперативных планах предприятия, а с течением времени конкретизируются в текущие задания по проектированию новой продукции, разработке технологии производства, закупке ресурсов, освоению производственных процессов, продаже товаров и т.п. После освоения производства новой продукции выдвигаются, разрабатываются или обосновываются новые стратегические цели, и процесс планирования производственной деятельности на предприятии непрерывно повторяется или бесконечно продолжается. [7, с. 45]

Любая стратегия реализуется посредством тактических действий. Поэтому стратегическое планирование, направленное на решение кардинальных проблем, должно подкрепляться текущим планированием, обеспечивающим достижение стратегических целей. Естественно при этом должна быть обеспечена преемственность планов, их взаимосвязь.

Особенностями данного элемента системы планов являются:

- выполнение тактических решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;

- результаты тактических решений легче оцениваются, так как могут быть выражены в конкретных цифровых показателях;

- для тактического планирования, помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений - продуктовых, региональных, функциональных.

Основываясь на задачах, поставленных в стратегическом плане, тактический производственный план касается принятия решений по следующим вопросам:

- количество изделий в каждой группе, которое требуется произвести в каждый период времени;

- желательный уровень материально-производственных запасов;

- оборудование, трудовые ресурсы и материалы, необходимые в каждый период времени;

- наличие необходимых ресурсов.

Оперативно-производственное планирование имеет дело с решением конкретных внутренних проблем, определяет предстоящие действия непосредственно в сфере производства и выделение производственных ресурсов.

Его задача - обеспечение равномерного выполнения плана производства в соответствии с принятой номенклатурой в соответствующих количестве, качестве, в установленные сроки; с наименьшей длительностью производственного цикла.

Содержание оперативно-производственного планирования следующее:

- разработка прогрессивных календарно-плановых нормативов;

- разработка производственных программ для цехов и участков, планов-графиков движения предметов труда в пространстве и во времени;

- доведение разработанных производственных программ и планов-графиков до цехов, участков и рабочих мест;

- контроль выполнения доведенных до цехов и участков заданий;

- текущая координация работы сопряженных цехов, участков и рабочих мест.

С позиций системного подхода возможно рассмотрение двух подсистем оперативно-производственного планирования: подсистемы оперативно-календарного планирования и подсистемы оперативного регулирования хода производства (диспетчирования). При календарном планировании производится разработка и доведение плановых заданий до конкретных исполнителей. В процессе диспетчерского регулирования осуществляется непрерывный контроль - выполнения плановых заданий и координация работы сопряженных цехов, участков и рабочих мест.

Подсистема оперативно-календарного планирования состоит из таких основных элементов, как субъекты планирования, процессы планирования и результаты процессов – оперативно-календарные планы. Составление оперативно-календарного плана (ОКП) - сложная, трудоемкая работа, требующая предварительного глубокого анализа реальных условий производства в каждом цехе, выявления характерных особенностей и рациональных элементов в сложившейся системе планирования [11, с. 121].

ОКП разрабатывается до начала очередного планового периода с учетом имеющегося задела в производстве на основе подетальной производственной программы и, в сущности, представляет собой расписание работ по дням недели, в котором каждая партия деталей имеет конкретные сроки ее запуска и выпуска из обработки. При этом следует учитывать, насколько план обеспечен всем необходимым для непосредственной его реализации. Вот почему оперативно-календарное планирование включает в себя маршрутизацию производственного процесса, подбор необходимых инструментов и оборудования и разработку системы их контроля, определение загрузки производственных мощностей и составление производственных графиков.

Результатом процесса оперативно-календарного планирования является календарный план-график. Он представляет собой своеобразную модель прогнозирования конкретного производственного процесса, которая дает представление о возможностях использования людей и оборудования, указывает, где может возникнуть «узкое место», позволяет предвидеть возможные сбои в производстве и своевременно принять меры по их ликвидации.

Цель второй подсистемы оперативно – производственного планирования - оперативный контроль хода производства в процессе выполнения плана и обеспечение четкой, ритмичной работы всех производственных подразделений. Задача подсистемы оперативного регулирования хода производства — анализ отклонений от календарных планов-графиков производства и принятие оперативных мер по их ликвидации. Решением вышеназванных задач занимается производственно-диспетчерский отдел, который является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно начальнику производства (главному инженеру).

Итак, одним из необходимых условий создания эффективной системы планирования производственной деятельности является взаимосогласованное сочетание стратегических, тактических и оперативных планов, наилучшим образом определяющих в совокупности разносрочные производственные задачи организации, подчиненные выполнению главных целей. Для этого необходимо не только понимание менеджерами предмета планирования, но и наличие у них аналитического инструментария, облегчающего построение планов, их последующую модернизацию и реализацию. Применение современной информационной технологии открыло путь к построению более обоснованных планов, наиболее тесному увязыванию разносторонних планов и действенному контролю за их выполнением.

Взаимоувязка и корректировка стратегических, тактических и оперативных планов осуществляется высшим руководством предприятия на всех этапах их разработки и выполнения. Полное совмещение планов, а также методов учета и контроля хода их реализации достигается, как правило, только на завершающем этапе производственной деятельности.

Таким образом, стратегическое, тактическое и оперативное планирование должно представлять собой единую систему разработки планов производства и продажи продукции, которая необходима на каждом предприятии.

2 Расчёт технико-экономических показателей предприятия

Обоснование плана производства продукции

На основе исходных данных о рыночной потребности в изделиях (таблица 6.1) составляем таблицу 2.1 расчетной части согласно варианту 6.

Таблица 2.1 - Рыночная потребность в изделиях

Наименование изделия Марка изделия Рыночная потребность, штук
  А С1
С2
С3
  Б К1
К2
К3
  В Л1
Л2
Л3
  Г Д1
Д2
Д3
Итого -

Примечание: итоговая рыночная потребность определяется путём суммирования значений рыночной потребности по всем видам изделий.

Заполняем таблицу 2.2 на основе исходных данных по технико-экономическим показателям изделий.

Таблица 2.2 - Технико-экономические показатели изделий

Наиме нование изделия Марка изделия Оптовая цена изделий, р. Трудоемкость изделий, н-ч Станко- емкость изделий, с-ч Полная себестоимость изделия, р.
Всего В т. ч. материа- льные затраты
А С1
  С2
  С3
Б К1
  К2
  К3 112018,5
В Л1
  Л2
  Л3
Г Д1 26147,6
  Д2 38641,7
  Д3 35687,3
Итого - - - -

Примечание. Графы 3-5 заполняем на основе исходных данных (таблицы 6.2, 6.3, 6.4). Полная себестоимость (графа 6) определяется исходя из затрат на один рубль оптовой цены (таблица 6.5) путём умножения оптовой цены на затраты на один рубль оптовой цены. Значения графы 7 получаются на основе данных об удельном весе прямых затрат в себестоимости продукции (таблица 6.6).

Наши рекомендации