Экономическая интеграция Беларуси и России
Уровень экономической интегрированности Республики Беларусь в рамках СНГ остается достаточно низким. На ее долю приходится 3,6% численности населения, 3,2% ВВП и 5,4% объема промышленного производства стран СНГ. Во внешнеторговом обороте Беларусь имеет наибольший удельный вес экспорта по отношению к ВВП — около 70%. Доля отдельных стран СНГ в общем внешнеэкономическом товарообороте совсем незначительна и составляет менее 1%. Большие расстояния и высокие тарифы на перевозку грузов из таких стран как Казахстан, Узбекистан и др., делают продукцию слишком дорогой и неконкурентоспособной с аналогичными видами продукции из европейских стран. Несмотря на это, Беларусь остается одной из немногих стран, где во внешнеторговом обороте преобладают связи в рамках СНГ.
Наиболее тесные интеграционные связи Республика Беларусь имеет с Российской Федерацией, доля которой в суммарном внешнеторговом обороте с каждым годом увеличивается. Этому способствует и выбранный Республикой Беларусь курс на прямые экономические связи с российскими регионами.
С целью углубления и укрепления интеграционных связей между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в апреле 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 г. — Договор об образовании Союза Беларуси и России, а в декабре 1999 г. — Договор об образовании Союзного государства.
Объективная потребность в углублении интеграционных связей Беларуси и России обусловлена исторически сложившейся структурой национальной экономики Республики Беларусь. Отрасли промышленности Беларуси (машиностроение, химическая, нефтехимическая и др.) изначально были ориентированы на завершающие стадии в изготовлении продукции при размещении других производств технологического цикла в России (добыча сырья, энергоресурсов, производство комплектующих и др.). Белорусская и Российская экономики были и остаются взаимодополняющими. Более того, сегодня эти процессы углубляются и расширяются за счет реализации совместных программ, финансируемых из Союзного бюджета, в которых задействованы около трехсот российских и двухсот белорусских предприятий.
Взаимосвязь и взаимодополняемость экономик Беларуси и России обусловливает необходимость сохранения общего рынка, развития разветвленной инфраструктуры общего экономического пространства: транспорта, связи, общего научно-технического и информационного пространства, единой денежной единицы и др. С этой целью Республика Беларусь продолжает усилия по углублению интеграционных процессов с Российской Федерацией. К 1 июля 2011 г. завершилось формирование таможенного союза России, Беларуси и Казах стана, а с 1 января 2012 г. - образуется единое экономическое пространство для этих государств.
Создание общего экономического пространства для «тройки» и Союзного государства Беларуси и России позволит:
- проводить согласованную внешнеэкономическую политику;
- скоординировать социально-экономическую и научно-техническую политику в целях устойчивого роста экономики и повышения благосостояния населения;
- использовать преимущества специализации и кооперирования производства для устойчивого экономического роста;
- повысить конкурентоспособность национальных товаропроизводителей и обеспечить им выход на международные рынки с новой конкурентоспособной продукцией;
- обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов и, в первую очередь, трудовых и природных;
- ввести единую валюту.
Для координации совместных действий в рамках союзного государства Беларуси и России созданы совместные рабочие органы: Высший государственный Совет, Совет Министров и Постоянный комитет Союзного государства. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности, Телерадиовещательная организация Союзного государства. Действуют объединенные или совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России.
Разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов Союзного государства: статут и регламент Высшего Государственного Совета, положения о Совете Министров и Постоянном комитете, Временное положение о правовом статусе и социальных гарантиях должностных лиц органов Союзного государства и их аппаратов и ряд других.
Начата проработка структуры других отраслевых и функциональных органов Союзного государства, предложений по формированию Суда, Комиссии по правам человека, Казначейства и Счетной палаты Союзного государства.
Важным этапом на пути становления и развития отношений Республики Беларусь и Российской Федерации явилось подписание Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и протокола к нему.
Подписаны межбанковские соглашения, определяющие общие правила организации работы кредитных учреждений двух государств.
В целях выработки единой налоговой политики последовательно проводится работа по унификации национальных законодательств по вопросам налогообложения. В настоящее время полностью унифицированы общие части налоговых кодексов Республики Беларусь и Российской Федерации и ведется унификация специальных частей. Подписано Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства, определяющее мероприятия по созданию унифицированного налогового законодательства Союзного государства.
Подписано межправительственное соглашение о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве. Предметом соглашения является применение сторонами единого таможенного тарифа, согласованных мер нетарифного регулирования, единого порядка экспортного контроля, согласованных принципов предоставления тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых на единое таможенное пространство из третьих стран, координация позиций по вопросу присоединения к ВТО и др.
Задачи в социально-трудовой сфере решаются в рамках Программы совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России. Разработано более 30 проектов унифицированных нормативных правовых документов, закладывающих исходную базу правовой унификации в социально-трудовой области.
С утверждением Положения о порядке предоставления гражданам Беларуси и России медицинских услуг сложились предпосылки для эффективного сотрудничества в охране здоровья жителей наших стран. В соответствии с Договором о равных правах граждан предусмотрено взаимное расширение перечня видов медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения Беларуси и России на равных условиях.
В области образования формирование единого образовательного пространства и дальнейшее реформирование национальных образовательных систем проходит в контексте общей ориентации на интернационализацию и вхождение в европейскую и мировую системы образования.
Интеграционные процессы в рамках союзного государства продолжают углубляться, о чем свидетельствуют заявления парламентариев двух государств на 39-й сессии парламентского собрания союза Беларуси и России, проходившей в Минске 7-8 июня 2011 года. Отменены многие ограничения по перемещению товаров и услуг, миграционные карты, студенты двух стран без проблем обучаются в союзных государствах, обеспечены равные права по получению медицинских услуг, выплате пенсий.
На этой сессии сформулирована и утверждена новая концепция социального развития Союзного государства, рассчитанная до 2015 года.
Вместе с тем, следует заметить, что положения о государственном суверенитете Республики Беларусь составляют основу ее Конституции.
Статья 1. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
Статья 9. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.
Территория Беларуси едина и неотчуждаема.
Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.
Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.
Это означает, что «дальнейшее единение» Беларуси и России по созданию федеративного государства невозможны без изменения ныне действующей Конституции Республики Беларусь.