Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Рабочая программа дисциплины (модуля)
Использование специальных знаний в уголовном процессе
Б1.В.ОД.9. Вариативная часть
Направление подготовки
40.04.01 – Юриспруденция
«Уголовное право, уголовный процесс, криминалистика»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная
Разработчик
к.ю.н., доцент Аминев Ф.Г.
Уфа - 2015
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. | Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы | |
2. | Объем учебной дисциплины (модуля) | |
3. | Цели освоения учебной дисциплины (модуля) | |
4. | Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) | |
5. | Содержание рабочей программы для очной формы обучения | |
6. | Содержание рабочей программы для заочной формы обучения | |
7. | Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) | |
8. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | |
9. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) | |
9. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины (модуля) | |
10. | Перечень информационных технологий, необходимых для освоения дисциплины (модуля) | |
11. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) | |
12. | Методические рекомендации для преподавателя | |
13. | Материально-техническая база для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) |
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данная учебная дисциплина входит в раздел «6 Б1.В.ОД.9. Вариативная часть» ФГОС ВО по направлению подготовки по профессионально-образовательной программе 40.04.01 «Юриспруденция» «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности» очной формы обучения Института права БашГУ квалификация (степень) «Магистр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. №464.
Для изучения дисциплины необходимы знания, полученные в средней школе, а также компетенции, параллельно формирующиеся у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра юриспруденции: «Криминалистика», «Уголовный процесс», Судебная медицина», «Юридическая психология» и др.
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В целом общая трудоемкость дисциплины (модуля) «Использование специальных знаний в уголовном процессе» составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них:
- для очной формы обучения: лекций – 4, практических занятий – 22, самостоятельная работа студентов – 44, КСР – 2.
- для заочной формы обучения: лекций – 4, практических занятий – 14, самостоятельная работа студентов – 46, КСР – 2, зачет – 4.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
-получение студентами систематизированных знаний нормативно-правовых и организационных основ судебной экспертизы, методологии экспертных исследований и современных возможностях исследования некоторых объектов криминалистической экспертизы.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины «Использование специальных знаний в уголовном процессе» студент должен:
Знать: - теоретические основы использования специальных знаний;
- правовые и организационные основы назначения и производства судебных экспертных в системе судебно-экспертных учреждений России;
- классификацию объектов исследования различных видов экспертиз, их основные характеристики;
- возможности применения современных методов исследования этих объектов;
- особенности обнаружения и изъятия следов преступления;
- задачи, решаемые отдельными видами криминалистических экспертиз;
- особенности оценки экспертного заключения.
Уметь: применять современные возможности специальных знаний в расследовании преступлений; проводить обнаружении, фиксацию и изъятие следов преступлений; оформлять процессуальные документы; подготовить и назначить различные виды судебных экспертиз, находить правовые ресурсы в сети Интернет
Владеть: навыками сбора, анализа и использования криминалистически значимой информации, полученной с использованием специальных знаний в уголовном судопроизводстве; навыками применения научно-технических средств и назначения судебных экспертиз.
Учебная дисциплина «Использование специальных знаний в уголовном процессе» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01. Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010г. № 464:
а) Общекультурные компетенции (ОК):
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
б) общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОПК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-2);
- способность использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3);
Профессиональные компетенции (ПК): в правоприменительной деятельности:
- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
дисциплиныИспользование специальных знаний в уголовном процессе
для очной формы обучения 2 курс 4 семестр
Рабочую программу осуществляют: Лекции: к.ю.н., доцент Аминев Ф.Г. Практические занятия: к.ю.н., доцент Аминев Ф.Г. | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) - 2 Учебных часов: лекций – 4 практических занятий – 22 самостоятельная работа студентов – 44 КСР – 2 |
№ | Тема и содержание | Форма изучения материалов (секции, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) | Кол-во часов аудиторной нагрузки | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (номер из списка) | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Количество часов самостоятельной работы | Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.) | |||||
ЛК | ПЗ | СРС | ||||||||||
1. | Модуль 1: Теоретические основы использования специальных знаний в уголовном процессе | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1) Подготовка решения задач 2) Подготовка докладов 3) Подготовка к творческому заданию. | Текущий контроль: Текущий контроль: 4) Проверка решения задач 5) Проверка докладов 6) Проверка подготовленности к творческому заданию, Рубежный контроль: контрольная работа | ||||||||
2. | Тема 1: Понятие специальных знаний, субъекты и объекты их использования в уголовном процессе России. | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1. Подготовка докладов 2. Подготовка к творческому заданию: диспуту Специальные знания в работе юриста | Текущий контроль: 1. Проверка докладов. 2.Проверка подготовленности к интерактивному занятию: диспуту Специальные знания в работе юриста | ||||||||
3. | Тема 2: Тактические особенности участия специалиста в следственных действиях. | Основная литература: см. п.п. 5-7, 9, 10. Дополнительная литература: см. п.п. 14, 16-19 | 1. Подготовка к творческому заданию: Перспективы использования специальных знаний в уголовном процессе 2. Подготовка докладов | 0,5 | Текущий контроль: 1. Проверка подготовленности к интерактивному занятию: творческому заданию: Перспективы использования специальных знаний в уголовном процессе 2. Проверка докладов | |||||||
4. | Тема 3: Собирание и предварительное исследование следов преступления на месте происшествия. | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1. Проверка знаний с помощью опроса 2. Проверка подготовленности к ««Каждый учит каждого: Установление свойств человека по следам». | Текущий контроль: 1. Проверка знаний с помощью опроса 2. Проверка подготовленности к ««Каждый учит каждого: Установление свойств человека по следам». | ||||||||
5. | Тема 4: Использование криминалистической регистрации в раскрытии и расследовании преступлений | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1. Подготовка к интерактивному занятию: творческому заданию: Комплексное использование экспертно-криминалистических учетов в расследовании 2. Подготовка докладов | 0,5 | Текущий контроль: 1. Проверка подготовленности к интерактивному занятию: творческому заданию: Комплексное использование экспертно-криминалистических учетов в расследовании 2. Проверка докладов | |||||||
6. | Тема 5: Использование специальных знаний при расследовании преступлений против личности и собственности | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1. Подготовка докладов. 2. Подготовка к диспуту Современные технико-криминалистические средств в расследовании преступлений против личности 3. Подготовка к контрольной работе | Текущий контроль: 1. Проверка докладов. 2. Проверка подготовленности к диспуту Современные технико-криминалистические средств в расследовании преступлений против личности 3. Проверка подготовки к контрольной работе | ||||||||
7. | Тема 6: Использование специальных знаний при расследовании отдельных видов преступлений в сфере экономики | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1. Подготовка к интерактивному занятию: творческому заданию: Новые формы и виды использования специальных знаний в расследовании преступлений в сфере экономики 2. Подготовка докладов 3. Подготовка к рубежному контролю – контрольная работа | Текущий контроль: 1. Проверка подготовленности к творческому заданию: Новые формы и виды использования специальных знаний в расследовании преступлений в сфере экономики 2. Проверка докладов 3. Рубежный контроль – контрольная работа | ||||||||
8. | Модуль 2: Особенности использования специальных знаний при производстве судебных экспертиз | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1. Подготовка докладов и презентаций 2. Подготовка лабораторных работ 3. Подготовка к: диспуту, соревнованию, брейн-рингу 4. Подготовка к опросу. | Текущий контроль: 4. Проверка докладов и презентаций 5. Проверка лабораторных работ 6. Проверка подготовленности к диспуту, соревнованию, брейн-рингу 4. Проверка знаний опросом. Рубежный контроль: контрольная работа | ||||||||
9. | Тема 7: Нормативно-правовые и организационные основы судебной экспертизы. Система судебно-экспертных учреждений Российской Федерации и Республики Башкортостан. | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1. Подготовка докладов. 2. Подготовка к диспуту Совершенствование законодательства о судебно-экспертной деятельности и системы судебно-экспертных учреждений. | Текущий контроль: 1. Проверка докладов. 2. Проверка подготовленности к диспуту Совершенствование законодательства о судебно-экспертной деятельности и системы судебно-экспертных учреждений. | ||||||||
10. | Тема 8: Структура экспертного исследования. Заключение эксперта: содержание, доказательственное значение, оценка следователем и судом. | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1. Подготовка к опросу 2. Подготовка к «брейн-рингу» на тему: «Кто быстрее найдет правильную формулировку поставленных вопросов и полученных выводов» | Текущий контроль: 1. Проверка знаний опросом 2. Проверка подготовленности к «брейн-рингу» на тему: «Кто быстрее найдет правильную формулировку поставленных вопросов и полученных выводов» | ||||||||
11. | Тема 9: Современная классификация судебных экспертиз. | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1. Подготовка к опросу 2. Подготовка докладов и презентаций 3. Подготовка к творческому заданию: Определение классов, родов, видов судебных экспертиз по поставленным вопросам. | 0,5 | Текущий контроль: 3. Проверка знаний опросом 4. Проверка докладов и презентаций 3. Проверка подготовленности к творческому заданию: Определение классов, родов, видов судебных экспертиз по поставленным вопросам | |||||||
12. | Тема 10: Назначение и производство «традиционных» криминалистических экспертиз. | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1. Подготовка к опросу 2. Подготовка докладов и презентаций 3. Подготовка к деловой игре: «АРМ эксперта-криминалиста» 4. Подготовка лабораторных работ по составлению постановлений о назначении судебных экспертиз. | Текущий контроль: 1. Проверка знаний опросом 2. Проверка докладов и презентаций 3. Проверка подготовленности к деловой игре: «АРМ эксперта-криминалиста» 4. Проверка лабораторных работ по составлению постановлений о назначении судебных экспертиз. | ||||||||
13. | Тема 11: Возможности экспертного исследования материалов, веществ и изделий (наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ, лакокрасочных покрытий, полимеров, клеев и резин, стекла, металлов, нефтепродуктов и др.) | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1. Подготовка к опросу 2. Подготовка докладов и презентаций 3. Подготовка к творческому занятию: «Каждый учит каждого: Работа с электронными базами данных по судебным экспертизам материалов, веществ и изделий» 4. Подготовка лабораторных работ по составлению постановлений о назначении судебных экспертиз. | 0,5 | Текущий контроль: 1. Проверка знаний опросом 2. Проверка докладов и презентаций 3. Проверка подготовленности к творческому занятию: «Каждый учит каждого: Работа с электронными базами данных по судебным экспертизам материалов, веществ и изделий» 4. Проверка лабораторных работ по составлению постановлений о назначении судебных экспертиз. | |||||||
14. | Тема 12: Экспертное исследование голоса, звуковой среды, условий, материалов и средств звукозаписи. | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1. Подготовка докладов и презентаций. 2. Подготовка к диспуту Направления развития экспертного исследования голоса 3. Подготовка лабораторных работ по составлению постановлений о назначении судебных экспертиз. | Текущий контроль: 1. Проверка докладов и презентаций. 2. Проверка подготовленности к диспуту Направления развития экспертного исследования голоса 3. Проверка лабораторных работ по составлению постановлений о назначении судебных экспертиз. | ||||||||
15. | Тема 13: Возможности и проблемы криминалистической экспертизы запаховых следов, психофизиологических экспертиз с использованием полиграфа | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1. Подготовка к опросу 2. Подготовка докладов и презентаций 3. Подготовка к деловой игре на тему: «Обнаружение, изъятие запаховых следов человека. Назначение и производство экспертиз запаховых следов» 4. Рубежный контроль – контрольная работа | Текущий контроль: 1. Проверка знаний опросом 2. Проверка докладов и презентаций 3. Проверка подготовленности к деловой игре на тему: «Обнаружение, изъятие запаховых следов человека. Назначение и производство экспертиз запаховых следов» 4. Рубежный контроль – контрольная работа | ||||||||
16. | Тема 14: Компьютерные экспертизы: понятие, объекты, перспективы развития. | Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 1-9 | 1. Подготовка к опросу 2. Подготовка докладов и презентаций 3. Подготовка к творческому заданию: Формулирование вопросов по всем видам и подвидам судебных компьютерных экспертиз. | Текущий контроль: 1. Проверка знаний опросом 2. Проверка докладов и презентаций 3. Проверка подготовленности к творческому заданию: Формулирование вопросов по всем видам и подвидам судебных компьютерных экспертиз. Форма промежуточной аттестации - зачет | ||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
дисциплиныИспользование специальных знаний в уголовном процессе
для заочной формы обучения 3 курс 5 семестр
Рабочую программу осуществляют: Лекции: к.ю.н., доцент Аминев Ф.Г. Практические занятия: к.ю.н., доцент Аминев Ф.Г. | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) - 2 Учебных часов: лекций – 4 практических занятий – 2/14 самостоятельная работа студентов – 46 КСР – 2 Зачет – 4 |