II. Сообщение темы и задач урока.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
– Что же такого особенного в ней? Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Посмотрите на глобус. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Если быстро вращать глобус, то он покажется весь голубым.
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду: в воздухе, под землей, в огромных скопленных льдах у Северного и Южного полюса.
Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях растений.
Сок в плодах – это вода с растворенными в ней различными веществами.
В теле животного вода обычно составляет больше половины массы.
Наш организм в основном состоит из воды (почти на 2/3); она содержится в крови; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества.
Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы.
Вода не только «поит», но еще и «кормит» – по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов.
Вода «добывает» электрический ток на электростанциях.
Вода моет всех людей, города, машины, дороги.
Вот она какая, вода!
Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так все просто в природе. В ней еще много тайн. Ученые стараются разгадать их. А мы пока начнем с простого и постараемся определить свойства воды.
III. Практическая работа.
– Выясним свойства воды, выполняя п р а к т и ч е с к у ю р а б о т у (с. 50).
– Постараемся заполнить таблицу, которую видим на доске:
№ п/п | Вопрос | Предполагаемые ответы | Ответы после опыта |
Какова прозрачность воды? | |||
Имеет ли вода запах? | |||
Какого цвета вода? | |||
Что произойдет с солью, если ее бросить в воду? | |||
Можно ли очистить мутную воду? | |||
Что произойдет с водой при нагревании и при охлаждении? | |||
Что произойдет, если воду вылить из посуды? |
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а в группах (парах).
П о д в е д е н и е у ч а щ и х с я к в ы в о д у.
Вода – одно из главных богатств на земле. Трудно представить, что бы стало с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, оно вредно и для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.
IV. Итог урока.
Ч т е н и е в ы в о д а на с. 52.
& Домашнее задание:ответить на вопросы «Проверь себя»; подготовить сообщения: «Айсберг», «Туман» (с. 52).
У р о к 11
превращение и КРУГОВОРОТ воды
Цели:формировать понятия о круговороте воды в природе, значении экологической ценности природы; развивать логическое мышление воображение, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к воде.
О б о р у д о в а н и е: рисунки (море, солнце, туча, капли воды, маска Капитошки); необходимый инструмент для опыта (с. 54).
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
– Сегодня у нас очень интересный урок. Мы продолжим разговор об удивительном мире, нас окружающем.
II. Повторение пройденного.
В о п р о с ы:
– Вспомните: на какие части делят природу?
– Что относится к неживой природе?
– Угадайте: о чем мы сегодня побеседуем?
З а г а д к а:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода.)
III. Сообщение темы урока.
– Кого называют путешественником?
– Можно ли отнести это к воде? Почему?
– Сегодня мы вспомним все, что мы узнали о воде, и познакомимся с тем, как вода переходит из одного состояния в другое, то есть путешествует. В конце урока вы попробуете доказать, что вода – действительно путешественница. А поможет нам Капля по имени Капитошка.