Тема 1. Экономика, часть 2

ГИА по обществознанию, 9 класс

вопросы кодификатора

Учитель истории и обществознания

Ганюшин Михаил Евгеньевич

МБОУ Ичалковская СОШ

Перевозского района

Нижегородской области

Данный материал соответствует рекомендациям по оформлению презентаций. Важнейшие понятия выделены, дополнительная информация содержится в справочном материале, как в самой презентации, так и отдельно. Презентация содержит обширный иллюстративный ряд, соответствующий изложенному материалу (можно использовать для более понятного объяснения). Задания тестового характера взяты из официальных демонстрационных версий ФИПИ 2009-2012гг.

Слайд №2

Задача урока (дополнительного занятия): эффективная подготовка учащихся 9-го класса к ГИА по обществознанию.

Цели:

1) Усвоение учащимися следующих элементов содержания, проверяемые заданиями

экзаменационной работы (вопросы кодификатора):

- предпринимательство, малое предпринимательство и фермерское хозяйство;

- деньги;

- заработная плата и стимулирование труда;

- неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки;

- налоги, уплачиваемые гражданами;

- экономические цели и функции государства.

2) Знать/понимать:

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества.

3) Уметь:

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство

Слайд №3

Предпринимательство – инициативная деятельность граждан и организаций в рамках закона, основанная на самостоятельности, ответственности и риске и направленная на систематическое получение прибыли.

Субъекты предпринимательства – частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы, государство).

Объекты предпринимательства – любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная деятельность и др.

Информация о значении предпринимательской деятельности для общества в дополнительных материалах.

Слайд №4

Фирма – коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.

Типы фирм:

- Индивидуальное частное предприятие;

- Товарищество;

- Акционерное общество.

Более подробно о типах фирм в дополнительных материалах.

Слайд №5

Малое предприятие – предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объёмом выпускаемой продукции (сфера обслуживания, сельское хозяйство и др.).

Информация о преимуществах малого предприятия в дополнительных материалах.

Фермерское хозяйство – вид предпринимательской деятельности, напрямую связанный с сельским хозяйством.

Слайд №6

Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию.

Издержки – затраты на производство и реализацию продукции.

Издержки:

- Постоянные;

- Переменные;

- Бухгалтерские;

- Экономические.

Более подробно об издержках производства в дополнительных материалах.

Слайд №7

Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:

Задание А1 (д.в. 2012г). Инициативную, самостоятельную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют

1) предпринимательством

2) коммуникацией

3) производством

4) творчеством

Деньги

Слайд №8

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Виды денег:

1) Товарные. Золото и серебро в слитках и монетах, а также любой товар при бартерных сделках.

2) Символические. Монеты из недорогих металлов, бумажные деньги.

3) Кредитные. Чеки и кредитные карточки.

4) Электронные деньги.

Слайд №9

Функции денег:

- мера стоимости;

- средство обращения;

- средство платежа;

- средство накопления;

- мировые деньги.

Более подробно о функциях денег в дополнительных материалах.

Слайд №10

Инфляция – обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.

Причины инфляции:

1) Рост государственных расходов; 2) расширение денежной массы за счёт массового кредитования; 3) сокращение реального объёма национального производства.

Виды инфляции:

- Умеренная (рост цен не менее 10% в год);

- Галопирующая (годовой рост цен от 10 до 50%);

- Гиперинфляция (годовой рост цен от 100% и выше).

Слайд №11

Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:

Задание А2 (д.в. 2011г). Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1) мера стоимости

2) средство платежа

3) средство обмена

4) мировые деньги

Заработная плата и стимулирование труда

Слайд №12

Заработная плата – это величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определённого объёма работ или исполнение им своих служебных обязанностей в течение определённого времени.

Формы заработной платы:

1) Повременная. Ставка зарплаты устанавливается за определённую единицу рабочего времени: час, день, неделю или месяц.

2) Сдельная. Ставка заработной платы устанавливается за определённый объём работы.

Информация о факторах, влияющих на величину заработной платы в дополнительных материалах.

Слайд №13

Также различают следующие виды заработной платы:

1) Номинальная. Её работник получает в виде определённой денежной суммы.

2) Реальная. Это то количество товаров и услуг, которое работник может купить на номинальную заработную плату после уплаты налогов и других отчислений.

Стимулирование труда:

1) Материально-денежное (премия); 2) Социальное (ценный подарок); 3) Моральное (поощрение, награда).

Слайд №14

Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:

Задание А3 (д.в. 2011г). Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют

1) прибылью

2) налогом

3) заработной платой

4) прожиточным минимумом

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки

Слайд №15

Неравенство доходов – различие в размере финансовых средств, получаемых гражданами в их распоряжение из различных источников.

Прожиточный минимум – стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.

Потребительская корзина – перечень необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг.

Перераспределение доходов – изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся.

Слайд №16

Экономические меры социальной поддержки в России:

1) социальные выплаты; 2) социальное обслуживание; 3) обеспечение равных возможностей; 4) повышение занятости и др.

Более подробно о экономических мерах социальной поддержки в России в дополнительных материалах.

Пенсия – регулярное денежное пособие (по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца).

Информация о государственных пособиях и их видах в дополнительных материалах.

Налоги, уплачиваемые гражданами

Слайд №17

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Виды налогов:

1) Прямые – обязательные платежи, взимаемые государством непосредственно с доходов и имущества физических и юридических лиц (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество).

2) Косвенные – налоги на товары и услуги, включённые в цену товара или в тариф (акцизы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость).

Информация о функциях налогов в дополнительных материалах.

Экономические цели и функции государства

Слайд №18

Экономические цели государства:

1) повышение благосостояния и качества жизни населения в России; 2) обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста; 3) усиление конкурентных позиций России и её регионов в мире; 4) развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения; 5) предотвращение отрицательных последствий рыночной системы и др.

Государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие государства на экономику.

Слайд №19

Экономические функции государства:

1) создание условий для стабильного экономического роста; 2) производство общественных благ; 3) ограничение отрицательных и стимулирование положительных внешних эффектов; 4) организация денежного обращения; 5) законодательное регулирование.

Основные способы воздействия государства на экономику:

1) Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране.

2) Государственный бюджет – фонд денежных ресурсов, которым распоряжается правительство страны.

Слайд №20

Государственный бюджет – роспись доходов и расходов государства на определённый период.

Доходная часть бюджета:

• налоговые поступления;

• государственные займы;

• эмиссия бумажных и кредитных денег и др.

Расходная часть бюджета:

• приоритетные области развития экономики;

• социально-культурные программы;

• оборона;

• управление и др.

Слайд №21

Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:

Задание А4 (д.в. 2010г). Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и образовательных услуг. Какая функция государства проявляется в этой деятельности?

1) обеспечение правового поля экономической деятельности

2) производство общественных благ

3) контроль объёма денежной массы

4) поддержание конкуренции, борьба с монополиями

Слайд №32

Источники

1) Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.;

2) Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.;

3) Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.;

4) Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;

5) Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;

6) Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;

7) Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.;

8) Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/.

Наши рекомендации