Тема 1. Экономика, часть 2
ГИА по обществознанию, 9 класс
вопросы кодификатора
Учитель истории и обществознания
Ганюшин Михаил Евгеньевич
МБОУ Ичалковская СОШ
Перевозского района
Нижегородской области
Данный материал соответствует рекомендациям по оформлению презентаций. Важнейшие понятия выделены, дополнительная информация содержится в справочном материале, как в самой презентации, так и отдельно. Презентация содержит обширный иллюстративный ряд, соответствующий изложенному материалу (можно использовать для более понятного объяснения). Задания тестового характера взяты из официальных демонстрационных версий ФИПИ 2009-2012гг.
Слайд №2
Задача урока (дополнительного занятия): эффективная подготовка учащихся 9-го класса к ГИА по обществознанию.
Цели:
1) Усвоение учащимися следующих элементов содержания, проверяемые заданиями
экзаменационной работы (вопросы кодификатора):
- предпринимательство, малое предпринимательство и фермерское хозяйство;
- деньги;
- заработная плата и стимулирование труда;
- неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки;
- налоги, уплачиваемые гражданами;
- экономические цели и функции государства.
2) Знать/понимать:
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества.
3) Уметь:
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство
Слайд №3
Предпринимательство – инициативная деятельность граждан и организаций в рамках закона, основанная на самостоятельности, ответственности и риске и направленная на систематическое получение прибыли.
Субъекты предпринимательства – частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы, государство).
Объекты предпринимательства – любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная деятельность и др.
Информация о значении предпринимательской деятельности для общества в дополнительных материалах.
Слайд №4
Фирма – коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.
Типы фирм:
- Индивидуальное частное предприятие;
- Товарищество;
- Акционерное общество.
Более подробно о типах фирм в дополнительных материалах.
Слайд №5
Малое предприятие – предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объёмом выпускаемой продукции (сфера обслуживания, сельское хозяйство и др.).
Информация о преимуществах малого предприятия в дополнительных материалах.
Фермерское хозяйство – вид предпринимательской деятельности, напрямую связанный с сельским хозяйством.
Слайд №6
Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию.
Издержки – затраты на производство и реализацию продукции.
Издержки:
- Постоянные;
- Переменные;
- Бухгалтерские;
- Экономические.
Более подробно об издержках производства в дополнительных материалах.
Слайд №7
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:
Задание А1 (д.в. 2012г). Инициативную, самостоятельную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) предпринимательством
2) коммуникацией
3) производством
4) творчеством
Деньги
Слайд №8
Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
Виды денег:
1) Товарные. Золото и серебро в слитках и монетах, а также любой товар при бартерных сделках.
2) Символические. Монеты из недорогих металлов, бумажные деньги.
3) Кредитные. Чеки и кредитные карточки.
4) Электронные деньги.
Слайд №9
Функции денег:
- мера стоимости;
- средство обращения;
- средство платежа;
- средство накопления;
- мировые деньги.
Более подробно о функциях денег в дополнительных материалах.
Слайд №10
Инфляция – обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.
Причины инфляции:
1) Рост государственных расходов; 2) расширение денежной массы за счёт массового кредитования; 3) сокращение реального объёма национального производства.
Виды инфляции:
- Умеренная (рост цен не менее 10% в год);
- Галопирующая (годовой рост цен от 10 до 50%);
- Гиперинфляция (годовой рост цен от 100% и выше).
Слайд №11
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:
Задание А2 (д.в. 2011г). Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) мера стоимости
2) средство платежа
3) средство обмена
4) мировые деньги
Заработная плата и стимулирование труда
Слайд №12
Заработная плата – это величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определённого объёма работ или исполнение им своих служебных обязанностей в течение определённого времени.
Формы заработной платы:
1) Повременная. Ставка зарплаты устанавливается за определённую единицу рабочего времени: час, день, неделю или месяц.
2) Сдельная. Ставка заработной платы устанавливается за определённый объём работы.
Информация о факторах, влияющих на величину заработной платы в дополнительных материалах.
Слайд №13
Также различают следующие виды заработной платы:
1) Номинальная. Её работник получает в виде определённой денежной суммы.
2) Реальная. Это то количество товаров и услуг, которое работник может купить на номинальную заработную плату после уплаты налогов и других отчислений.
Стимулирование труда:
1) Материально-денежное (премия); 2) Социальное (ценный подарок); 3) Моральное (поощрение, награда).
Слайд №14
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:
Задание А3 (д.в. 2011г). Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют
1) прибылью
2) налогом
3) заработной платой
4) прожиточным минимумом
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки
Слайд №15
Неравенство доходов – различие в размере финансовых средств, получаемых гражданами в их распоряжение из различных источников.
Прожиточный минимум – стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека.
Потребительская корзина – перечень необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг.
Перераспределение доходов – изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся.
Слайд №16
Экономические меры социальной поддержки в России:
1) социальные выплаты; 2) социальное обслуживание; 3) обеспечение равных возможностей; 4) повышение занятости и др.
Более подробно о экономических мерах социальной поддержки в России в дополнительных материалах.
Пенсия – регулярное денежное пособие (по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца).
Информация о государственных пособиях и их видах в дополнительных материалах.
Налоги, уплачиваемые гражданами
Слайд №17
Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.
Виды налогов:
1) Прямые – обязательные платежи, взимаемые государством непосредственно с доходов и имущества физических и юридических лиц (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество).
2) Косвенные – налоги на товары и услуги, включённые в цену товара или в тариф (акцизы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость).
Информация о функциях налогов в дополнительных материалах.
Экономические цели и функции государства
Слайд №18
Экономические цели государства:
1) повышение благосостояния и качества жизни населения в России; 2) обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста; 3) усиление конкурентных позиций России и её регионов в мире; 4) развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения; 5) предотвращение отрицательных последствий рыночной системы и др.
Государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие государства на экономику.
Слайд №19
Экономические функции государства:
1) создание условий для стабильного экономического роста; 2) производство общественных благ; 3) ограничение отрицательных и стимулирование положительных внешних эффектов; 4) организация денежного обращения; 5) законодательное регулирование.
Основные способы воздействия государства на экономику:
1) Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране.
2) Государственный бюджет – фонд денежных ресурсов, которым распоряжается правительство страны.
Слайд №20
Государственный бюджет – роспись доходов и расходов государства на определённый период.
Доходная часть бюджета:
• налоговые поступления;
• государственные займы;
• эмиссия бумажных и кредитных денег и др.
Расходная часть бюджета:
• приоритетные области развития экономики;
• социально-культурные программы;
• оборона;
• управление и др.
Слайд №21
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:
Задание А4 (д.в. 2010г). Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и образовательных услуг. Какая функция государства проявляется в этой деятельности?
1) обеспечение правового поля экономической деятельности
2) производство общественных благ
3) контроль объёма денежной массы
4) поддержание конкуренции, борьба с монополиями
Слайд №32
Источники
1) Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.;
2) Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.;
3) Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.;
4) Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;
5) Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;
6) Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;
7) Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.;
8) Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/.