Тема 1. Экономика, часть 1

ГИА по обществознанию, 9 класс

вопросы кодификатора

Учитель истории и обществознания

Ганюшин Михаил Евгеньевич

МБОУ Ичалковская СОШ

Перевозского района

Нижегородской области

Данный материал соответствует рекомендациям по оформлению презентаций. Важнейшие понятия выделены, дополнительная информация содержится в справочном материале, как в самой презентации, так и отдельно. Презентация содержит обширный иллюстративный ряд, соответствующий изложенному материалу (можно использовать для более понятного объяснения). Задания тестового характера взяты из официальных демонстрационных версий ФИПИ 2009-2012гг.

Слайд №2

Задача урока (дополнительного занятия): эффективная подготовка учащихся 9-го класса к ГИА по обществознанию.

Цели:

1) Усвоение учащимися следующих элементов содержания, проверяемые заданиями

экзаменационной работы (вопросы кодификатора):

- экономика, ее роль в жизни общества;

- товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов;

- экономические системы и собственность;

- производство, производительность труда, разделение труда и специализация;

- обмен, торговля;

- рынок и рыночный механизм.

2) Знать/понимать:

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества.

3) Уметь:

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Экономика, ее роль в жизни общества

Слайд №3

Экономика понимается в двух значениях. Экономика это:

- система хозяйствования, обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами;

- наука, изучающая процесс удовлетворения людьми их растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

Главная роль экономики в жизни общества – обеспечение людей материальными условиями их существования.

Слайд №4

Основными компонентами экономики являются:

  • Производство
  • Распределение
  • Обмен
  • Потребление

Слайд №5

Экономическая наука включает макроэкономику и микроэкономику.

Макроэкономика – это наука, изучающая такие крупномасштабные экономические явления, как:

1) экономический рост;

2) инфляция;

3) безработица;

4) конкуренция;

5) налоги;

6) ВВП

7) международная торговля и др.

Микроэкономика – это наука, изучающая деятельность экономических единиц, таких, как:

1) семейные хозяйства;

2) фирмы;

3) государственные предприятия и учреждения и др.

Слайд №6

Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:

Задание С1 (д.в. 2010г). Прочтите текст (фрагмент) и выполните задание (в структуре всего задания – С2).

В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика – это экономика большого масштаба: государства в целом, региона, хозяйственных отраслей. Микроэкономика – уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм. Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести чёткую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, её составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, экономическая политика правительства оказывают существенное влияние на работу фирм.

Какие уровни экономики названы в тексте? Как вы понимаете их взаимосвязь?

Слайд №7

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) уровни экономики государства: макро- и микроуровень (макроэкономика и микроэкономика);

2) объяснение их взаимосвязи, например: макроэкономические показатели влияют на деятельность фирм и домохозяйств, а те, в свою очередь, более или менее результативно работают, соблюдают законы, платят налоги, являются потребителями и т.п., то есть влияют на экономическое развитие государства в целом.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов

Слайд №8

Товар – продукт труда, произведённый для продажи на рынке.

Свойства товара:

1) Удовлетворяет потребность людей в чём-либо;

2) Имеет определённое соотношение с другими товарами, в соответствии с которыми товары могут обмениваться.

Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества.

Слайд №9

Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Блага – средства, удовлетворяющие потребности.

Ресурсы – денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов.

Факторы производства – ресурсы, участвующие в процессе производства.

Различают следующие факторы производства:

  • труд;
  • земля;
  • капитал;
  • предпринимательство.

Более подробно о факторах производства в дополнительных материалах.

Слайд №10

Ограниченность ресурсов – недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества.

Противоречие безграничности потребностей и ограниченности ресурсов определяет главные вопросы экономики:

  • Что надо производить
  • Как надо производить
  • Кто будет потребителем созданных товаров и услуг.

Слайд №11

Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:

Задание А1 (д.в. 2012г). Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1) прибыль

2) труд

3) налоги

4) зарплата

Слайд №12

Задание А2 (д.в. 2010г). Фирма построила теплицы на арендованному участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. К труду как производственному ресурсу относится (-ятся)

1) участок земли

2) работники фирмы

3) произведённая продукция

4) теплицы и оборудование

Слайд №13

Задание А3 (д.в. 2012г). Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Экономические системы и собственность

Слайд №14

Собственность – это принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определённым лицам.

Юридическое содержание собственности:

- владение;

- пользование;

- распоряжение.

Информация о видах собственности в дополнительных материалах.

Экономическая система – это система общественного производства, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления.

Слайд №15

Традиционная экономика – экономическая система, отличительными чертами которой являются:

1) крайне примитивные технологии;

2) преобладание ручного труда;

3) все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;

4) общинная собственность на средства производства;

5) организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Слайд №16

Командная (централизованная) экономика – система, отличительными чертами которой являются:

1) государственная собственность практически на все экономические ресурсы; 2) сильная монополизация и бюрократизация экономики; 3) централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма; 4) непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра; 5) государство полностью контролирует производство и распределение продукции; 6) командно-административные методы в хозяйственной деятельности.

Слайд №17

Рыночная экономика – экономическая система, отличительными чертами которой являются:

1) Многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

2) Ограниченное вмешательство государства в экономику;

3) Изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

4) Саморегулирование экономики рыночными факторами.

Слайд №18

Основные плюсы рыночной экономики:

- стимулирует высокую предприимчивость и эффективность; - больше прав и возможностей у потребителей и др.

Основные минусы рыночной экономики:

- усиливает неравенство в обществе; - нестабильность в экономике; - не заботиться о создании общественных благ и др.

Смешанная экономическая система – способ организации экономической жизни, основанный на использовании различных форм собственности, решение экономических вопросов осуществляется как рынком, так и государством.

Слайд №19

Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:

Задание А4 (д.в. 2011г). В стране Z признаются и защищаются различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?

1) плановому

2) рыночному

3) командному

4) традиционному

Слайд №20

Задание А5 (д.в. 2012г). В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

Слайд №21

Задание А6 (д.в. 2010г). Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. В основе рыночной экономики лежит принцип свободы экономической деятельности.

Б. К условиям существования рыночной экономики относится государственная собственность на факторы производства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация

Слайд №22

Производство – это процесс создания материальных благ и услуг с целью удовлетворения потребностей общества.

Производительность труда – мера (измеритель) эффективности труда, измеряемая количеством продукции, выпущенной работником за единицу времени.

Информация о факторах, влияющих на производительность труда в дополнительных материалах.

Слайд №23

Разделение труда – разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками.

Специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.

Разделение труда и специализация ведёт к увеличению производительности труда, и, как следствие, к более лучшему удовлетворению потребностей человека и общества.

Обмен, торговля

Слайд №24

Обмен – передача участником хозяйственной деятельности благ, имеющихся в его распоряжении, другому участнику с целью получения от него других благ.

Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи.

Международная торговля – система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Информация о формах торговли в дополнительных материалах.

Рынок и рыночный механизм

Слайд №25

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Основные признаки рынка:

  1. Нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
  2. Нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, как и сколько покупать;
  3. Нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Информация о функциях рынка в дополнительных материалах.

Информация о видах рынка в дополнительных материалах.

Слайд №26

Спрос – это желание людей приобрести тот или иной товар, те или иные блага.

Величина спроса – это количество товаров и услуг, которые покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.

Закон спроса – повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса, и наоборот (обратная взаимосвязь).

Информация о неценовых факторах спроса в дополнительных материалах.

Слайд №27

Предложение – это желание или намерение продавца предложить свой товар или услуги к продаже.

Величина предложения – это количество товаров и услуг, которые продавцы готовы предложить на рынок в данный период времени и в данном месте при определённому уровне рыночной цены на этот товар или услугу.

Закон предложения – повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения, и наоборот (прямая взаимосвязь).

Информация о неценовых факторах предложения в дополнительных материалах.

Слайд №28

Рыночное равновесие – состояние рынка при равенстве спроса и предложения.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Информация о типах рыночной конкуренции в дополнительных материалах.

Слайд №29

Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:

Задание А7 (д.в. 2009г). В период весенних распродаж в разных городах мира потребители активно приобретают одежду и обувь из старых коллекций. Покупатели нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются в длинные очереди. Какое экономическое явления проявляется в данном факте?

1) инфляция

2) предложение

3) кооперация

4) спрос

Слайд №30

Источники

1) Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.;

2) Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.;

3) Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.;

4) Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;

5) Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;

6) Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;

7) Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.;

8) Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/.

Наши рекомендации