Ценностные ориентиры содержания курса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОСТОЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы
Руководитель МО
_______ Альховик Л.А. ________ Кожевникова Е.И. _______ Кузьмич О.П.
Протокол №___ Приказ №______
от _____________2016г. ____________2016г. от _______ 2016г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру
Для обучающейся 3 класса
Раевской Анны
на 2016/2017 учебный год
Срок реализации программы - 1 год
Количество часов по программе – 34 часа,в неделю – 1 час
Учитель начальных классов: Сударикова Елена Алексеевна
с. Косточковка, 2016 год
ВСТУПЛЕНИЕ
Адаптированная образовательная программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида (авторы Р.Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, С.Г.Шевченко и др.). Данная программа реализуется средствами УМК «Школа России»: Плешаков А.А., М.: «Просвещение», 2008 и соответствует ФГОС НОО утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373.Рабочая программа отражает пути практической реализации ФГОС НОО второго поколения при изучении учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе: определяет содержание, объём и порядок изучения учебного предмета с учетом целей и задач реализуемой адаптированной образовательной программы, начального общего образования коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья VII вида.
Рабочая программа по окружающему миру предназначена для учащейся 3 класса Раевской Анны. Ученица испытывает трудности в восприятии прочитанного, навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. Имеет маленький словарный запас (пассивный и активный словарный запас не соответствует возрасту) нет точного значения слов, плохо развита связная речь. Часто не понимает инструкции, соответственно не может выполнить задание сама, только с помощью взрослых. Пересказ неполный, предложения короткие, ответы односложные. Чтение слоговое - словесное, медленное, очень тихое. Понимание прочитанного нарушено. Курс окружающего мира усваивает хорошо с интересом.
По предмету окружающий мир программа для Раевской Анны снижается, т. к. по результатам психолого-медико-педагогического обследования (заключение №5 от 22.04.2016г.) подтверждён статус ребёнка с ОВЗ (Нарушение нормального темпа психического развития. Дислалия, обусловленная общим недоразвитием речи III уровня) По общеобразовательной программе 2 часа, по индивидуальной 1 час и 1 час для работы в классе.
Важность курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачамиреализации содержания курса являются:
• формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
• осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На уроках окружающего мира формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Формируется представление об окружающем мире, культурных и моральных ценностях, патриотизме, а также о семье и ее важности в современном обществе.
В программу изучения курса «Окружающий мир» включены 6 разделов:
Раздел 1
Тема: «Как устроен мир (4 ч)»
Раздел 2
Тема: «Эта удивительная природа (10 ч)»
Раздел 3
Тема: «Мы и наше здоровье (4 ч)»
Раздел 4
Тема: «Наша безопасность (4 ч)»
Раздел 5
Тема: «Чему учит экономика (5 ч)»
Раздел 6
Тема: «Путешествие по городам и странам (6 ч)»
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур и религий.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами изучения курса являются:
• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:
Регулятивные:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные:
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
• различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы;
• вести наблюдения за природой под руководством учителя; выполнять правила поведения на природе.
• различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя.
• соблюдать правила безопасности движения.
• выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
Коммуникативные:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• употреблять вежливые слова;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой),
Предметные УУД:
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;различать виды транспорта;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами.
На конец учебного года Раевская Анна изучит материал:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы;
вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов примерной программы | Количество часов рабочей программы | |
1. | «Как устроен мир (4 ч) | |||
2. | «Эта удивительная природа (10 ч)» | |||
3. | «Организм человека (4 ч)» | |||
4. | «Наша безопасность (5 ч)» | |||
5. | «Чему учит экономика (5 ч)» | |||
6. | «Путешествие по городам и странам (6 ч)» | |||
Итого: | ||||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | ЗУН для детей с ОВЗ | ||||||
Как устроен мир (4часа) | ||||||||||
1. | 07.09 | Разнообразие природы | Знать и уметь называть названия распространенных в данной местности растений и животных лесов, полей, лугов, водоемов Уметь соблюдать правила поведения в природе | |||||||
2. | 14.09 | Человек. Общество. | ||||||||
3. | 15.09 Приказ №254 от 31.08.2016 | Мир глазами эколога | ||||||||
4. | 21.09 | Природа в опасности | ||||||||
Эта удивительная природа(10 часов) | ||||||||||
5. | 28.09 | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ | Знать что такое тела, вещества, частицы. Уметь отличать тела, вещества, частицы; использовать знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта | |||||||
6. | 05.10 | Воздух и его охрана | ||||||||
7. | 12.10 | Вода. Превращение воды | ||||||||
8. | 19.10 | Берегите воду! | ||||||||
9. | 26.10 | Что такое почва? | ||||||||
10. | 09.11 | Разнообразие растений | ||||||||
11. | 16.11 | Развитие и размножение растений. Охрана растений | ||||||||
12. | 23.11 | Разнообразие животных. Кто что ест? Круговорот жизни. | ||||||||
13. | 30.11 | Развитие и размножение животных. Охрана животных. | ||||||||
14. | 07.12 | Обобщающий урок по разделам «Как устроен мир. Эта удивительная природа». | ||||||||
Мир и наше здоровье (4 часа) | ||||||||||
15. | 14.12 | Организм человека. Органы чувств | Знать правила здорового образа жизни, гигиена тела, жилища, правильное питание, режим труда и отдыха, полезные и вредные привычки. | |||||||
16. | 21.12 | Опора тела и движение | ||||||||
17. | 28.12 | Наше питание, дыхание и кровообращение | ||||||||
18. | 11.01 | Умей предупреждать болезни | ||||||||
Наша безопасность (5 часов) | ||||||||||
19. | 18.11 | Огонь, вода, газ | Знать правила здорового образа жизни, правила безопасного поведения на улице и в быту. Уметь выполнять режим дня, режим питания; вести здоровый образ жизни | |||||||
20. | 25.11 | Дорожные знаки | ||||||||
21. | 01.02 | Опасные места. Экологическая безопасность | ||||||||
22. | 08.02 | О молниях, змеях, собаках и прочем | ||||||||
23. | 15.02 | Обобщающий урок по разделам «Мир и наше здоровье. Наша безопасность» | ||||||||
Чему учит экономика (5 часов) | ||||||||||
24. | 01.03 | Три кита экономики | Знать компоненты неживой природы: полезные ископаемые, отрасли хозяйства Уметь различать распространенные в данной местности растения и животные | |||||||
25. | 15.03 | Полезные ископаемые | ||||||||
26. | 22.03 | Растениеводство и животноводство | ||||||||
27. | 05.04 | Какая бывает промышленность? | ||||||||
28. | 12.04 | Что такое деньги? Государственный и семейный бюджет | ||||||||
Путешествие по городам и странам (6 часов) | ||||||||||
29. | 19.04 | Золотое кольцо России | Знать некоторые города и реки России; государственную символику; права ребенка | |||||||
30. | 26.04 | Наши ближайшие соседи | Уметь находить на карте географические объекты; рассказывать о родной стране, о достопримечательностях родного края. | |||||||
31. | 03.05 | На севере Европы | ||||||||
32. | 10.05 | В центре Европы | ||||||||
33. | 17.05 | На юге Европы. По знаменитым местам мира | ||||||||
34. | 24.05 | Обобщающий урок по разделам «Чему учит экономика. Путешествие по городам и странам» | ||||||||