ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. УТВЕРЖДАЮ Декан ФЭиУ ____________ Володин В.М. (Подпись) (Фамилия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

    УТВЕРЖДАЮ Декан ФЭиУ ____________ Володин В.М. (Подпись) (Фамилия, инициалы) «_____»_____________ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Теория и методология государственного управления

___ М 1.1.4____________________________

( индекс дисциплины по учебному плану, наименование дисциплины (модуля))

Направление подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»

(код, наименование направления подготовки)

Профиль подготовки «Система государственного и муниципального

управления»

(наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень) выпускника – магистр

Форма обучения очная, заочная__________

(очная, заочная, очно-заочная)

Пенза, 2015

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Теория и методология государственного управления» является формирование у магистрантов целостного представления о процессах научного мышления, классических и современных взглядах на понятия и категории науки государственного и муниципального управления, исторических закономерностях и методологии организации деятельности системы органов государственного и муниципального управления.

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Настоящая дисциплина является дисциплиной базовой части блока дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 38.04.04«Система государственного и муниципального управления». Дисциплина реализуется на Факультете экономики и управления (ФЭиУ) Пензенского государственного университета.

В ходе изучения дисциплины «Теория и методология государственного управления» студенты усваивают знания об основных современных концепциях государственного управления, являющихся теоретической базой построения организационных моделей и механизмов взаимодействия государственных органов и общественных институтов. Изучая данную дисциплину, студенты должны овладеть навыками анализа основных организационных структур управленческих органов страны и получить представление об их основных функциях и целях деятельности, моделях организации и структурах государственных и муниципальных органов власти и управления.

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении управленческих дисциплин.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения учебной дисциплины «Теория и методология государственного управления» формируются следующие компетенции студента:

- «готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения» (ОК-2);

- «способность к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности» (ОПК-1);

- «способность планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями» (ПК-3);

- «владение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике» (ПК-6);

- «способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ» (ПК-17);

- «владение методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства» (ПК-19).

В результате изучения дисциплины «Теория и методология государственного управления» студент должен знать:

ü основные понятия и категории науки государственного и муниципального управления (ОК-2);

ü содержание механизма и принципов государственного и муниципального управления (ОПК-1), (ПК-6);

ü основные современные концепциии государственного управления (ПК-17).

На основе приобретенных знаний формируются умения:

ü применять системный подход к анализу современных социально-экономических процессов, выявлению и разрешению проблем в управлении на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (ОПК-1), (ПК-6), (ПК-17), (ПК-19);

ü планировать комплексные мероприятия, необходимые для реализации основных стратегических направлений развития территории (ОК-2), (ОПК-1), (ПК-3), (ПК-17);

ü организовывать работу структурных подразделений органов государственного управления, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями» (ПК-3).

На основе сформировавшихся умений приобретаются навыки:

ü анализа, организации и планирования в области государственного и муниципального управления (ОПК-1), (ПК-3);

ü работы с нормативными правовыми актами по вопросам государственного и муниципального управления (ПК-17);

ü обоснования тенденций развития системы государственного и муниципального управления (ПК-6), (ПК-17);

ü самостоятельного логического и научного анализа проблем и конструктивного их решения в области государственного и муниципального управления (ОК-2), (ПК-6);

ü владения методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-19).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы (экзамен), 144 ч.

Форма обучения - очная

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Семестр Недели семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Всего Лекция Практические занятия   Всего Подготовка к аудиторным занятиям Подготовка курсовой работы Подготовка доклада Подготовка к экзамену собеседование коллоквиум тест проверка доклада проверка курс. раб. эссе и иные творческие работы  
Тема 1. Государственное управление и муниципальное управление: содержание и соотношение понятий. 1-2            
Тема 2. История развития отношений государственной власти и местного управления. 3-4            
Тема 3. Современные концепции государственного и муниципального управления. 5-6              
Тема 4. Специфика организации системы государственного и муниципального управления в современной России. 7-8              
Тема 5. Политико-территориальное устройство государства и развитие федеративных отношений. 9-10              
Тема 6. Публичная власть как системообразующий фактор государственного и муниципального управления. 11-12              
Тема 7. Институты государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. 13-14          
Тема 8. Проблемы оценки результативности и эффективности государственного и муниципального управления 15-16              
Тема 9. Методология стратегического управления в деятельности государственных и муниципальных структур. 17-18          
  экзамен                              
  Общая трудоемкость, в часах           Промежуточная аттестация
Форма Семестр
экзамен 1

Форма обучения - заочная

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Всего Лекция Практические занятия   Всего Подготовка к аудиторным занятиям Подготовка курсовой работы Подготовка доклада Изучение темы с исп. реком. литературы Подготовка к экзамену собеседование коллоквиум тест проверка доклада проверка курс. раб. эссе и иные творческие работы  
Тема 1. Государственное управление и муниципальное управление: содержание и соотношение понятий. 0,5 0,5       +   +    
Тема 2. История развития отношений государственной власти и местного управления. 0,5 0,5     +         +
Тема 3. Современные концепции государственного и муниципального управления. 1,5 0,5     +          
Тема 4. Специфика организации системы государственного и муниципального управления в современной России. 1,5 0,5       +        
Тема 5. Политико-территориальное устройство государства и развитие федеративных отношений.     +          
Тема 6. Публичная власть как системообразующий фактор государственного и муниципального управления.     +          
Тема 7. Институты государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. 1,5 0,5     +   +    
Тема 8. Проблемы оценки результативности и эффективности государственного и муниципального управления 1,5 0,5     +          
Тема 9. Методология стратегического управления в деятельности государственных и муниципальных структур.     +   +   +  
  экзамен                              
  Общая трудоемкость, в часах           Промежуточная аттестация
Форма Семестр
экзамен 1
                                     

4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Тема 1. Государственное управление и муниципальное управление: содержание и соотношение понятий.

Происхождение, признаки, формы, институты государства. Государственное и муниципальное управление как разновидности социального управления, их общие и специфические черты. Социальные, территориальные и организационно-управленческие основы государственного и муниципального управления. Методология: понятие, структура, связь с практикой. Системный подход к государственному и муниципальному управлению. Закономерности управления, принципы функционирования и развития системы государственного и муниципального управления. Методы управления в системе государственного и муниципального управления.

Наши рекомендации