ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. УТВЕРЖДАЮ Декан ФЭиУ ____________ Володин В.М. (Подпись) (Фамилия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
УТВЕРЖДАЮ Декан ФЭиУ ____________ Володин В.М. (Подпись) (Фамилия, инициалы) «_____»_____________ 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теория и методология государственного управления
___ М 1.1.4____________________________
( индекс дисциплины по учебному плану, наименование дисциплины (модуля))
Направление подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»
(код, наименование направления подготовки)
Профиль подготовки «Система государственного и муниципального
управления»
(наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника – магистр
Форма обучения очная, заочная__________
(очная, заочная, очно-заочная)
Пенза, 2015
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Теория и методология государственного управления» является формирование у магистрантов целостного представления о процессах научного мышления, классических и современных взглядах на понятия и категории науки государственного и муниципального управления, исторических закономерностях и методологии организации деятельности системы органов государственного и муниципального управления.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Настоящая дисциплина является дисциплиной базовой части блока дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 38.04.04«Система государственного и муниципального управления». Дисциплина реализуется на Факультете экономики и управления (ФЭиУ) Пензенского государственного университета.
В ходе изучения дисциплины «Теория и методология государственного управления» студенты усваивают знания об основных современных концепциях государственного управления, являющихся теоретической базой построения организационных моделей и механизмов взаимодействия государственных органов и общественных институтов. Изучая данную дисциплину, студенты должны овладеть навыками анализа основных организационных структур управленческих органов страны и получить представление об их основных функциях и целях деятельности, моделях организации и структурах государственных и муниципальных органов власти и управления.
Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении управленческих дисциплин.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения учебной дисциплины «Теория и методология государственного управления» формируются следующие компетенции студента:
- «готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения» (ОК-2);
- «способность к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности» (ОПК-1);
- «способность планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями» (ПК-3);
- «владение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике» (ПК-6);
- «способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ» (ПК-17);
- «владение методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства» (ПК-19).
В результате изучения дисциплины «Теория и методология государственного управления» студент должен знать:
ü основные понятия и категории науки государственного и муниципального управления (ОК-2);
ü содержание механизма и принципов государственного и муниципального управления (ОПК-1), (ПК-6);
ü основные современные концепциии государственного управления (ПК-17).
На основе приобретенных знаний формируются умения:
ü применять системный подход к анализу современных социально-экономических процессов, выявлению и разрешению проблем в управлении на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (ОПК-1), (ПК-6), (ПК-17), (ПК-19);
ü планировать комплексные мероприятия, необходимые для реализации основных стратегических направлений развития территории (ОК-2), (ОПК-1), (ПК-3), (ПК-17);
ü организовывать работу структурных подразделений органов государственного управления, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями» (ПК-3).
На основе сформировавшихся умений приобретаются навыки:
ü анализа, организации и планирования в области государственного и муниципального управления (ОПК-1), (ПК-3);
ü работы с нормативными правовыми актами по вопросам государственного и муниципального управления (ПК-17);
ü обоснования тенденций развития системы государственного и муниципального управления (ПК-6), (ПК-17);
ü самостоятельного логического и научного анализа проблем и конструктивного их решения в области государственного и муниципального управления (ОК-2), (ПК-6);
ü владения методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-19).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы (экзамен), 144 ч.
Форма обучения - очная
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Семестр | Недели семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | ||||||||||||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | ||||||||||||||||
Всего | Лекция | Практические занятия | Всего | Подготовка к аудиторным занятиям | Подготовка курсовой работы | Подготовка доклада | Подготовка к экзамену | собеседование | коллоквиум | тест | проверка доклада | проверка курс. раб. | эссе и иные творческие работы | ||||
Тема 1. Государственное управление и муниципальное управление: содержание и соотношение понятий. | 1-2 | ||||||||||||||||
Тема 2. История развития отношений государственной власти и местного управления. | 3-4 | ||||||||||||||||
Тема 3. Современные концепции государственного и муниципального управления. | 5-6 | ||||||||||||||||
Тема 4. Специфика организации системы государственного и муниципального управления в современной России. | 7-8 | ||||||||||||||||
Тема 5. Политико-территориальное устройство государства и развитие федеративных отношений. | 9-10 | ||||||||||||||||
Тема 6. Публичная власть как системообразующий фактор государственного и муниципального управления. | 11-12 | ||||||||||||||||
Тема 7. Институты государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. | 13-14 | ||||||||||||||||
Тема 8. Проблемы оценки результативности и эффективности государственного и муниципального управления | 15-16 | ||||||||||||||||
Тема 9. Методология стратегического управления в деятельности государственных и муниципальных структур. | 17-18 | ||||||||||||||||
экзамен | |||||||||||||||||
Общая трудоемкость, в часах | Промежуточная аттестация | ||||||||||||||||
Форма | Семестр | ||||||||||||||||
экзамен | 1 |
Форма обучения - заочная
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | ||||||||||||||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||||||||||||||
Всего | Лекция | Практические занятия | Всего | Подготовка к аудиторным занятиям | Подготовка курсовой работы | Подготовка доклада | Изучение темы с исп. реком. литературы | Подготовка к экзамену | собеседование | коллоквиум | тест | проверка доклада | проверка курс. раб. | эссе и иные творческие работы | ||||
Тема 1. Государственное управление и муниципальное управление: содержание и соотношение понятий. | 0,5 | 0,5 | + | + | ||||||||||||||
Тема 2. История развития отношений государственной власти и местного управления. | 0,5 | 0,5 | + | + | ||||||||||||||
Тема 3. Современные концепции государственного и муниципального управления. | 1,5 | 0,5 | + | |||||||||||||||
Тема 4. Специфика организации системы государственного и муниципального управления в современной России. | 1,5 | 0,5 | + | |||||||||||||||
Тема 5. Политико-территориальное устройство государства и развитие федеративных отношений. | + | |||||||||||||||||
Тема 6. Публичная власть как системообразующий фактор государственного и муниципального управления. | + | |||||||||||||||||
Тема 7. Институты государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. | 1,5 | 0,5 | + | + | ||||||||||||||
Тема 8. Проблемы оценки результативности и эффективности государственного и муниципального управления | 1,5 | 0,5 | + | |||||||||||||||
Тема 9. Методология стратегического управления в деятельности государственных и муниципальных структур. | + | + | + | |||||||||||||||
экзамен | ||||||||||||||||||
Общая трудоемкость, в часах | Промежуточная аттестация | |||||||||||||||||
Форма | Семестр | |||||||||||||||||
экзамен | 1 | |||||||||||||||||
4.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Тема 1. Государственное управление и муниципальное управление: содержание и соотношение понятий.
Происхождение, признаки, формы, институты государства. Государственное и муниципальное управление как разновидности социального управления, их общие и специфические черты. Социальные, территориальные и организационно-управленческие основы государственного и муниципального управления. Методология: понятие, структура, связь с практикой. Системный подход к государственному и муниципальному управлению. Закономерности управления, принципы функционирования и развития системы государственного и муниципального управления. Методы управления в системе государственного и муниципального управления.