Оценки погрешностей характеристик финансовых потоков

Количественная оценка финансовых потоков инвестиционных проектов, в частности, денежных поступлений и платежей, представляет собой сложную задачу, поскольку на каждый из них оказывает влияние множество разнообразных факторов, а сами оценки охватывают достаточно длительный промежуток времени. В частности важно учитывать следующие характеристики инвестиционного проекта:

· возможные колебания рыночного спроса на продукцию;

· ожидаемые колебания цен на потребляемые ресурсы и производимую продукцию;

· возможное появление на рынке товаров-конкурентов;

· планируемое снижение производственно-сбытовых издержек по мере освоения новой продукции и наращивания объемов производства;

· влияние инфляции на покупательную способность потребителей и на объемы продаж.Поэтому такие оценки базируются на прогнозах внутренней и внешней среды предприятия. Использование прогнозных оценок всегда связано с риском, возрастающим при увеличении масштаба проекта и длительности инвестиционного периода.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Налоги и другие обязательные платежи обеспечивают формирование государственных доходов, являются основным источником государственного бюджета. Бюджет же необходим для финансирования расходов по государственному управлению, обороне, образованию, здравоохранению и т.п. Налоги очень сильно влияют на экономические результаты предпринимательской деятельности и могут сделать ее полностью невыгодной, убыточной. По закону РФ « Об основах налоговой системы в РФ» можно взимать 43 вида налогов, сборов, пошлин и других платежей. Такое количество налогов и их общий размер сковывают предпринимательскую деятельность, затрудняют их сбор. Доля налогов в ВВП РФ значительно выше чем в других промышленно развитых странах, что ведет к сокращению инвестиций, оттоку капитала в другие страны, сворачиванию производства или уклонению от уплаты налогов. Кроме того налоговое законодательство не стабильно, часто меняется, выходят многочисленные инструкции, письма, разъяснения усложняющие расчеты.

Основные понятия используемые при налогообложении:

Налоговая система – это совокупность разных видов налогов и методов их начисления. В построении налоговой системы и методах исчисления реализуются следующие принципы:

-однократность, т.е. с одной суммы налог должен взиматься только один раз;

-равномерность, т. е. единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил;

-определенность, т. е. порядок налогообложения (ставки, сроки, база исчисления) устанавливается заранее;

-безвозмездность, т. е. государство не предоставляет налогоплательщикам никакого эквивалента за вносимые в бюджет средства;

-отрицание обратной силы закона.

Налоговая система учитывает политические, экономические и социальные аспекты, должна обеспечивать доходы бюджета, способствовать росту производства и не должна усиливать социальную дифференциацию общества.

Налоговое право – это совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в государстве, порядок их взимания, связанный с возникновением, функционированием, изменением и прекращением налоговых отношений. Источником налогового права выступают налоговые законы, а также другие нормативные акты – нормы, правила, распоряжения правительства, инструкции налоговых органов, решения судов.

Налоги – это обязательные взносы плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Налогоплательщики –юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги, сборы, пошлины. Юридические лица – это организации (коммерческие и некоммерческие). Физические лица – это граждане:

· наемные работники, получающие зарплату на предприятии;

· индивидуальные предприниматели;

· собственники недвижимого (земельные участки, дома, квартиры..) и движимого (автомобили..) имущества;

· наследники имущества, авторских прав, получающие вознаграждение.

Объект налогообложения –доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество юридических и физических лиц и др.

Источник налога – доход субъекта, из которого оплачивает налог (заработная плата, прибыль, рента). По некоторым налогам объект и источник совпадают.

Налоговая база – величина дохода или имущества, подлежащего налогообложению, к которому будет применена налоговая ставка. Налоговая база может быть уменьшена по закону в соответствии с предоставляемыми данной категории налогоплательщиков льготами.

Налоговые ставка– определенная доля дохода (прибыли, имущества), подлежащая перечислению в бюджет в виде налога (величина налога). В зависимости от построения налога различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения, установленные в сотых долях они носят название процентных. Процентные ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные ставки – это ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения. Регрессивные ставки – это ставки, уменьшающиеся с ростом объекта обложения. Существует два вида прогрессии: простая и сложная. При простой прогрессии возросшая ставка применяется ко всему объекту обложения. При сложной прогрессии – объект налогообложения делится на части (ступени), каждая из которых облагается по своей ставке, т. е. повышенная ставка применяется не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень.

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая объектом с одного субъекта.

Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

Основные законы регулирующие налогообложение в РФ: «Об основах налоговой системы в РФ», «Об акцизах», «О налоге на прибыль предприятий».

Налоги в России подразделяются на три уровня:

-Федеральные;

-региональные;

-местные

Федеральные налоги устанавливаются федеральными органами управления России и взимаются на всей ее территории. При это суммы федеральных налогов поступают в бюджеты разных уровней, т. е. часть федеральных налогов направляется и в территориальные бюджеты.

К федеральным налогам относятся:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3. налог на прибыль организаций;

4. налог на доходы от капитала;

5. налог на доходы физических лиц;

6. единый социальный налог;

7. государственные пошлины;

8. таможенные пошлины и таможенные сборы;

9. налог на добычу полезных ископаемых

10. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

11. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

12. лесной налог;

13. водный налог;

14. экологический налог;

15. федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законами республик и решениями органов власти краев, областей, автономных образований.

К региональным налогам относятся

1. налог на имущество организаций;

2. налог на недвижимость;

3. транспортный налог;

4. налог с продаж;

5. налог на игорный бизнес;

6. региональные лицензионные сборы.

Местные налоги взимаются местными властями (города, района) и поступают в местные бюджеты. К ним относятся:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц;

3. налог на рекламу;

4. налог на наследование или дарение;

5. местные лицензионные сборы.

В зависимости от объекта обложения, формы взимания и взаимоотношений плательщика и государства налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на имущество). Налогоплательщик платит налог непосредственно государству. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, заложенные как надбавка к цене товара и оплачиваемые потребителем. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые затем перечисляет государству (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства. Они предназначены для общегосударственных целей (оборона, образование и т. д.). Специальные или целевые налоги имеют строго определенное назначение (единый социальный налог).

Способы взимания налогов:

В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:

-кадастровый;

-изъятие налога до получения дохода владельцем дохода (у источника);

-изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации).

Первый способ предполагает использование кадастра, т. е. реестра, который содержит перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность.

При втором способе налог начисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход.

Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, т. е. официального заявления о полученных доходах. Налоговые органы исходя из указанной в декларации величины объекта обложения и действующих ставок устанавливают налоговый оклад.

Основные налоги:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС). Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства. НДС является надбавкой к цене товара, которую оплачивает конечный потребитель. Ставка налога – 18%.

2. Акциз – косвенный налог, включаемый в цену отдельных видов товаров (табачных, винно-водочных, ювелирных изделий и др.). Определяется в % от отпускной цены товара. При добыче полезных ископаемых акциз может быть использован для отдельных месторождений с лучшими горно-геологическими или географо-экономическими условиями для изъятия собственником недр (государством) дифференцированной горной ренты (сверхприбыли).

3. Налог на прибыль организаций.Объектом налогообложения является прибыль, полученная организацией от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов. Ставка налога на прибыль – 20%, из которых 2,0% зачисляется в Федеральный бюджет, 18,0% - в бюджет субъекта РФ. Размер налогооблагаемой прибыли может быть уменьшен на сумму средств, направленных на финансирование капитальных вложений на расширение, техническое перевооружение производства, НИОКР, содержание жилого фонда, баз отдыха и других социальных объектов. Все налоговые льготы не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.

4. Налог на доходы физических лиц.Ставка налога – 13% от полученного дохода. Не облагается налогом сумма 400 руб. в месяц на одного работника ( до тех пор пока доход не превысит 20 т. руб.).

5. Единый социальный налогустановлен в процентах от заработной платы одного работника. Налог составляет 30,0%.

6. Налог на добычу полезных ископаемыхсоставляет от 3,8 – 16,5% (в зависимости от вида полезного ископаемого, например: золото – 6%, нефть и природный газ - 16,5%) от стоимости добытых полезных ископаемых (с учетом фактических потерь). Сумма налога на добычу по всем видам полезных ископаемых (кроме углеводородного сырья) поступает: 40% в Федеральный бюджет, 60% в бюджет субъекта РФ; по углеводородному сырью распределение 80% и 20% соответственно. Налог включается в себестоимость продукции.

7. Налог на имущество организации составляет 2% от среднегодовой стоимости имущества и выплачивается из прибыли.

Наши рекомендации