II. Объем часов и виды учебной работы
А.А. Порсев
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Казань
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
А.А. Порсев
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УДК
ББК
П
Рекомендовано к изданию методическим советом
Института социальных и гуманитарных знаний
Рецензенты:д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента Казанского филиала Российского государственного торгово-экономического университета
М.Г. Ахмадеев,
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой маркетинга Казанского социально-юридического института
А.А. Карелов
П | Порсев А.А. Управление качеством: Учебно-методический комплекс / Авт.-сост. Порсев А.А. – Казань: РИЦ « », 2009. – с. |
ISBN
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации». Дисциплина входит в блок специальных дисциплин и является обязательной для изучения.
Предназначен для студентов и преподавателей экономических факультетов высших учебных заведений.
УДК
ББК
ISBN | © Порсев А.А., составление, 2009 © Институт социальных и гуманитарных знаний, 2009 |
Содержание
I. Введение 4
II. Объем дисциплины 5
III. Рабочая программ программа 6
IV. Тематический план занятий 9
V. Краткий курс лекций 10
VI. Планы семинарских (практических занятий) 90
VII. Самостоятельная работа студентов 97
VIII. Контроль знаний студентов 106
IX. Литература 114
I. Введение
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области управления качеством - одного из важнейших аспектов товароведческой, управленческой и коммерческой деятельности.
Качество продукции и всех видов услуг наряду с их количеством определяет качество жизни человека, сохранение окружающей среды и, в конечном счете, содержание качества социально-экономического развития общества. Овладение методами управления качеством является одним из главных условий выхода промышленных и торговых предприятий на рынок с конкурентоспособной продукцией, а значит, и коммерческого успеха.
Переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов шире использовать методы стандартизации, сертификации, метрологии и управления качеством в своей практической деятельности. Управление качеством является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Задачами изучения курса являются:
- знакомство студентов с основными понятиями качества продукции (товаров и услуг);
- изучение приемов и методов стандартизации и метрологии;
- знакомство с порядком осуществления сертификации продукции и услуг;
- рассмотрение статистических подходов к анализу и контролю качества продукции;
- изучение механизма управления качеством продукции.
Для освоения курса студенту необходимо ознакомиться с действующими законодательными актами, нормативными документами, связанными с вопросами обеспечения качества товаров и услуг, усвоить количественные методы оценки качества, познакомиться с международным опытом, понять механизм принятия решений в процессе управления качеством товаров.
Для студентов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" особое внимание нужно уделить изучению вопросов в области управления качеством, связанных со спецификой будущей профессиональной деятельности. К их числу можно отнести:
- совершенствование деятельности промышленных и коммерческих предприятий в результате проведения единой политики, направленной на достижение конкурентоспособности отечественной продукции;
- особенности отечественной и международной практики сертификации продукции и услуг;
- анализ качества деятельности предприятий промышленности и сферы товарного обращения;
- повышение качества договорных отношений, в т.ч. на основе совершенствования механизмов взаимодействия с поставщиками.
Изучив курс, студент должен знать:
- области применения полученных сведений по управлению качеством;
- системы менеджмента качества, сложившиеся в отечественной теории и практике, а также за рубежом;
- международную и внутреннюю политику в области управления качеством;
- статистические методы контроля качества продукции и услуг;
- исторический опыт развития систем качества;
- философию качества;
- значение качества в условиях перенасыщенного рынка товарами и услугами;
- критерии качества;
- эволюцию качества;
- новые методы управления качеством.
Изучив курс, студент должен уметь рассчитывать:
- параметры качества;
- показатели качества с использованием выборочных методов, контрольных карт; затраты на качество.
В соответствии с учебными планами специальности 061100 «Менеджмент организации» для студентов как дневной, так и заочной форм обучения предусмотрена итоговая аттестация в виде зачета, а для студентов-заочников выполнение индивидуального задания в форме контрольной работы по курсу.
II. Объем часов и виды учебной работы
объем часов по формам обучения | ||||
Очная | Заочная | |||
бакалавр | специалист | бакалавр | специалист | |
№№семестров | ||||
Всего часов | ||||
Лекции | ||||
Практические и семинарские занятия | - | - | ||
Самостоят. работа | ||||
Экзамен Зачет | зачет | зачет | зачет | зачет |
III. Программа курса