Использования и охраны водных ресурсов

Российская Федерация граничит с 14-ю государствами, при этом 7141 км границы проходит по рекам, 475 км - по озерам, общее количество трансграничных водных объектов - более тысячи. Ряд крупных рек (Амур, Аргунь, Уссури, Самур, Неман, Туманная) являются пограничными, граница проходит по руслу реки. К числу трансграничных водных объектов также относятся порядка 30 озер, наиболее крупные - Псковско-Чудское и Ханка. На территорию России из соседних государств поступает больше водных ресурсов, чем вытекает (приток оценивается в 227 км3/год, отток - примерно в 3 раза меньше).

Трансграничные водные объекты интенсивно используются для водоснабжения, судоходства, энергетики, орошения, рыбного хозяйства. Бассейны трансграничных рек в большинстве густо населены, имеют развитые промышленность и сельское хозяйство и, в значительной степени, подвержены антропогенной нагрузке. Основными проблемами в бассейнах трансграничных водных объектов являются: загрязнение вод нефтепродуктами, химическими веществами и продуктами жизнедеятельности; дефицит водных ресурсов в отдельные годы и периоды года; наводнения и переработка береговой линии водотоков; недостаточно развитая сеть пунктов мониторинга и отсутствие информации о состояние водных ресурсов.

Россия имеет в настоящее время двусторонние соглашения по использованию и охране трансграничных вод с Финляндией, Эстонией, Украиной, Казахстаном и Монголией и трехстороннее соглашение по р. Паз (на Кольском полуострове) с Финляндией и Норвегией.

Обусловленная природными факторами обособленность бассейнов поверхностных водных объектов и взаимозависимость элементов бассейна вызывают необходимость рассматривать бассейн реки как единый объект управления. Планирование, составление прогнозов осуществляется для бассейна в целом и его отдельных участков с учетом последствий всей совокупности проводимых мероприятий на его территории.

В пределах водосборной площади одного бассейна чаще всего располагается несколько субъектов Федерации, имеющих свои интересы в сфере использования водных ресурсов и наделенных административной, экономической и нормативной правовой самостоятельностью. Ряд речных бассейнов имеет трансграничное значение. Очевидна необходимость создания системы управления водными ресурсами, которая бы основывалась на разумном сочетании бассейнового планирования и территориального оперативного управления.

Реализация Государственной стратегии в области международного сотрудничества предусматривает:

- обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных конвенций и договоров;

- научно-техническое сотрудничество в различных формах по вопросам национального использования и охраны водных ресурсов, внедрения новых технологий и новой техники;

- унификацию нормативно-правовой базы, создание единых систем мониторинга водных объектов и водного кадастра;

- разработку совместно с сопредельными государствами межгосударственных программ использования и охраны трансграничных водных объектов, привлечение инвестиций международных организаций для реализации этих программ;

- сотрудничество с международными организациями по охране уникальных водных объектов на территории России (например, оз. Байкал).

Бассейновый принцип в управлении водным фондом реализуется через бассейновые водные управления (БВУ) и территориальные комитеты природных ресурсов (КПР) Минприроды России.

Бассейновое водное управление - территориальный орган специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда межрегионального уровня, осуществляющий управление использованием и охраной водных объектов на территории крупного водосборного бассейна (или нескольких бассейнов), базисный орган управления в системе Росводресурсов.

Водные службы территориальных комитетов природных ресурсов осуществляют управление на территории субъекта РФ. Их функции включают отношения с хозяйствующими организациями-водопользователями, планирование, организацию и контроль за реализацией водохозяйственных и водоохранных мероприятий на территории субъекта РФ, обеспечение функционирования финансового механизма, контроль и отчет перед федеральными органами.

Взаимодействия субъектов РФ по использованию и охране водных объектов определяются двусторонними и многосторонними бассейновыми соглашениями, основой которых должны стать согласованные и принятые на расчетные уровни параметры состояния водных объектов в контрольных створах.

Важную роль в повышении эффективности бассейновых соглашений могут сыграть бассейновые советы, которые должны утверждать целевые значения количественных и качественных показателей состояния водных объектов в согласованных створах и планируемые сроки их поэтапного достижения. Повышение эффективности бассейновых соглашений связано с контролем за достижением установленных целевых показателей, а также рациональным ведением мониторинга водных объектов. Для совершенствования работ по реализации бассейновых соглашений необходимы:

- разработка на основании имеющегося опыта Методических рекомендаций по подготовке, заключению и реализации бассейновых соглашений с необходимым макетом и программным обеспечением;

- разработка региональных принципов, критериев и удельных нормативов распределения доходов от платы за пользование водными объектами, в том числе водохранилищами, расположенными на территории двух и более субъектов РФ;

- разработка и утверждение Правительством РФ типового положения о Бассейновом совете.

Наши рекомендации