Экологическое нормирование рационального использования и охраны водных ресурсов

Суммарный забор воды из природных водных объектов в России в 2003 г. составил 82,4 км3. Использование свежей воды превысило 64,0 км3. Сюда входит водозабор из поверхностных источников — 50,1 км3, подземных — 8,5 км3, морских вод — 5,5 км3.

Экологическое нормирование рационального использования и охраны водных ресурсов

Водоемкость национального дохода, т.е. количество воды, затраченное на получение единицы валового продукта, выражается следующим образом:

Экологическое нормирование рационального использования и охраны водных ресурсов - student2.ru м3/руб.,

где R1 – годовое потребление свежей воды, м3; R2 – годовой объем оборотного водоснабжения, м3; V – валовой национальный продукт за год, руб.

коэффициент использования оборотной воды:

Экологическое нормирование рационального использования и охраны водных ресурсов - student2.ru

где Qоб, Qсв — объем оборотной и свежей воды соответственно.

При увеличении объемов оборотного водоснабжения значение коэффициента растет от 0 до 1.

Три основные проблемы водопользования в РФ:

1) загрязнение водных объектов точечными и диффузными источниками;

2) непроизводительные расходы и потери воды при осуществлении хозяйственной деятельности, экстенсивное водопользование;

3) неадекватность используемых технологий подготовки питьевой воды состоянию водоисточников, изношенность водохозяйственных сетей.

Законодательная основа регулирования деятельности в области охраны и рационального освоения водных ресурсов:

- Водный кодекс РФ (№ 74-ФЗ от 3 июня 2006);

- Закон РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (№ 155-ФЗ от 31.07.1998),

- Закон РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (№ 187-ФЗ от 30.11.1995),

- Закон РФ «Об исключительной экономической зоне РФ» (№ 191-ФЗ от 17.12.1998),

- Закон РФ «О плате за пользование водными объектами» (№ 71-ФЗ от 06.05.1998).

лицензирование паспортизация лимитирование
договор водопользования   а) государственный водный кадастр; б) водохозяйственные балансы и схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов; в) декларация безопасности гидротехнических сооружений; г) кадастры берегов а) нормы потребления на единицу продукции или используемого сырья; б) лимиты потребления и отведения воды; в) нормы истощения воды; г) нормы водоохранных зон; д) нормативы допустимого воздействия (ПДВВ).

Механизмы экологического нормирования рационального использования и охраны вод

На территории РФ насчитывается:

1) более 2,4 млн ручьев (длиной до 10 км каждый) общей протяженностью 4,83 млн км;

2) 127 604 малых реки (длиной от 10 до 200 км) протяженностью 3,0 млн км;

3) 855 средних рек (200–500 км) протяженностью 0,256 млн км;

4) 210 больших рек (более 500 км) протяженностью 0,189 млн км.

На территории России находится 2,7 млн озер; построено около 30 тыс. водохранилищ и прудов общей вместимостью около 800 км3, в том числе 2290 водохранилищ с объемом свыше 1 млн м3 каждое.

Для рек ширина водоохранных зон и прибрежных полос устанавливается от среднемноголетнего уреза воды в летний период в зависимости от протяженности водотока с плавным увеличением ширины от истока к устью:

ручьи до 10 км — 50 м;

реки 10–50 км — 100 м;

более 50 км — 200 м;

У истоков рек и родников минимальная ширина водоохранной зоны должна составлять не менее 50 м.

2. Для озер и водохранилищ ширина водоохранных зон и прибрежных полос устанавливается от максимального уровня прилива с учетом площади акватории:

50 метров

3. Для морей ширина водоохранных зон и прибрежных полос назначается от максимального уровня прилива не менее 500 м.

4. Для межрегиональных, магистральных и межхозяйственных каналов ширина водоохранных зон и прибрежных полос определяется по границе отвода земель.

36. Экологическое нормирование рационального использования и охраны земель (почв)

Виды использования земель:

1) земли сельскохозяйственного использования, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей, — 393,2 млн га (23,0% от общей площади земельного фонда страны);

2) земли населенных пунктов — все земли, находящиеся в пределах городской и поселковой черты и черты сельских населенных пунктов, — 19,1 млн га (1,1%);

3) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, земли обороны — земли, переданные в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач, — 17,0 млн га (1,0%);

4) земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровитель-ного, рекреационного и историко-культурного назначения — 34,2 млн га (2,0%);

5) земли лесного фонда — 1104,0 млн га (64,6%);

6) земли водного фонда — 27,7 млн га (1,6%);

7) земли запаса — 114,6 млн га (6,7%).

Законодательная основа регулирования деятельности в области охраны и рационального использования земельных ресурсов:

- Земельный кодекс РФ (№137-ФЗ от 25.10.2001);

- Градостроительный кодекс РФ (N 190-ФЗ от 29.12.2004 года );

- Закон РФ «О землеустройстве» (№ 78-ФЗ от18.06.2001);

- Закон РФ «О плате за землю» (№ 1739-1 от 11.10.1991);

- Закон РФ «О мелиорации земель» (№ 4-ФЗ от 10.01.1996),

- Закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№ 101-ФЗ от 24.07.2002),

- Закон РФ «О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами» (№ 109-ФЗ от 19.07.1997);

- Закон РФ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 232-ФЗ от 18.12.2006 года)

Землеустройство - система мероприятий, направленных на организацию рационального использования, поддержание устойчивости ландшафтов и охрану земель.

Оно предусматривает:

- разработку проектов, связанных с использованием и охраной земель,

- разработку проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, селей, оползней, подтопления, засоления,

- обоснование размещения границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами.

Механизмы ЭН рационального использования и охраны земель

лицензирование паспортизация сертификация лимитирование
а) градостроительной деятельности; б) деятельности по агрохимическому обслуживанию почв; в) деятельности в области применения пестицидов и агрохимикатов;   а) государственный земельный кадастр; б) градостроительный кадастр; в) государственный кадастр особо охра-няемых природных территорий;     а) почв; б) пестицидов и агрохимикатов   а) нормы предельно допустимого уровня применения пестицидов и агрохимикатов; б) правила и нормы рекульти-вации земель; в) нормативы ПДН; г) нормативы показателей плодородия почв.

Основные направления, отражающие тенденции развития экологического нормирования рационального использования и охраны земельных ресурсов:

- организация использования земель в градостроительных и других территориальных целях,

- воспроизводство плодородия сельскохозяйственных земель,

- порядок применения пестицидов и агрохимикатов.

Реализация перечисленных видов деятельности может осуществляться только при наличии соответствующих лицензий.

Информационной основой рационального использования и охраны земель выступает государственный земельный кадастр, порядок составления и ведения которого регламентируется соответствующим законом. При решении специальных задач землепользования применяются другие виды земельных кадастров, в частности кадастр загрязненных земель, цель которого — информационное обеспечение оценки экологической опасности земель, подвергшихся химическому воздействию.

Градостроительство как деятельность в области градостроительного развития территорий и поселений определяет виды использования земельных участков, порядок проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости. При осуществлении градостроительной деятельности составляется соответствующая документация, в которую в обязательном порядке включаются разделы об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве. Экологически безопасная реализация градостроительной деятельности имеет информационное обеспечение в виде государственного градостроительного кадастра, который содержит наряду с другими сведения об экологическом, инженерно-геологическом, сейсмическом и гидрологическом режимах территории. В основу градостроительного кадастра положен государственный земельный кадастр. Ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра осуществляется федеральным агенством кадастра объектов недвижимости.

Информационное обеспечение функционирования ООПТ осуществляется через государственный кадастр ООПТ. В нём оговорены все разрешенные виды использования данных территорий, что является одним из элементов экологического нормирования снижения экологической нагрузки на экосистемы ООПТ.

Государственный контроль и надзор за землями осуществляется федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Вопросы безопасности при использовании ядохимикатов и пестицидов – фед. служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю. Мониторинг - федеральным агенством кадастра объектов недвижимости.

Наши рекомендации