Виды рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, монополия, олигополия и монополистическая конкуренция
Как институциональное образование каждый отраслевой рынок имеет свои характерные признаки организации, комбинация которых представляется в виде рыночной структуры, или модели рынка. Рыночная структура (модель рынка) – это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обуславливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли. Тип рыночной структуры зависит от множества факторов, как со стороны производства, так и спроса. Типология рыночных структур базируется на ряде параметров, которые определяют их признаки:
1. численность субъектов и их рыночные доли, определяющие отсутствие или наличие у них рыночной власти;
2. степень дифференцации продукта;
3. условия вступления в отрасль (на рынок) и выход из неё (барьеры).
4. информация, как основной фактор, оказывающий влияние на поведение фирм.
Рынок совершенной конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции удовлетворяет следующим условиям:
1) на рынке присутствует бесконечно большое число субъектов, вследствие этого их доля на рынке бесконечно мала;
2) товар, представленный на рынке (в отрасли) однороден, стандартизирован;
3) барьеры входа выхода на рынок отсутствуют;
4) информация полная, доступная, совершенная;
Отличительной чертой совершенной конкуренции является неспособность субъектов повлиять на рыночную ситуацию. Малые размеры фирм и их рыночных долей свидетельствуют об отсутствии у них рыночной власти. Вследствие того, что товар однороден, единственным критерием выбора для потребителя будет цена и продавцам не выгодно устанавливать цену выше (потеряют покупателей) или ниже рыночной (потеряют прибыль) и они принимают параметры рынка. Совершенно- конкурентная фирма – это фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции.
Критерии совершенной конкуренции
1) наличие совершенно эластичного спроса на продукцию конкурентной фирмы (Р = const);
AR = TR/Q = P*Q/Q = P; MR = dTR /d Q = P*dQ/dQ = P
2) наличие бесконечно растущего дохода TR конкурентной фирмы.
Поведение фирмы в краткосрочном периоде
В краткосрочном периоде выделяют 3 варианта поведения фирмы:
- максимизация прибыли;
- минимизация убытков;
- прекращение производства.
Первый вариант поведения конкурентной фирмы реализуется тогда, когда цена находится выше уровня минимального значения средних издержек АС. Предприятие на отрезке 1- 2 получает прибыль, которая равна площади заштрихованного четырехугольника. Перед предприятием встает вопрос поиска оптимального объема продукции, при котором прибыль будет максимальна.
П = (P-AC)Q; П = S заштрихованного. четырехугольника
Второй вариант поведения конкурентной фирмы реализуется тогда, когда цена на товар, сложившаяся на рынке (в отрасли) находится между минимальным значением средних издержек и минимальным значением средних переменных издержек. Предприятие несет убытки, поэтому ему необходимо определить оптимальный объем продукции, при котором убытки будут минимальными.
AVCmin < P < ACmin; У = (P-ACmin)Q; У = S заштрихованного четырехугольника;
Третий вариант поведения конкурентной фирма в краткосрочном периоде реализуется тогда, когда цена рынка (отрасли) упала на столько низко, что не покрывает даже уровень минимальных средних издержек. В этом случае предприятие должно прекратить выпуск товара (уйти с рынка). P < AVCmin
Равновесие в условиях совершенной конкуренции.
В состоянии равновесия совершенно-конкурентная фирма производит такой выпуск продукции, при котором если есть прибыль, то она максимальна, а если есть убыток, то он минимальный. Прибыль максимальна, а убыток минимальный тогда, когда выполняется равенство:
МС = МR.
В условиях совершенной конкуренции, вследствие того, что предельный доход равен цене: MC = P.
О – точка равновесия в условиях совершенной конкуренции.
Qo – оптимальный объем выпуска продукции, при котором, если будет прибыль, то она будет максимальной, а если будет убыток, то он будет минимальным. Поскольку все точки оптимального, с точки зрения максимизации прибыли, выпуска лежат на кривой предельных издержек, то она отражает связь между ценой и объемом выпуска. Линия, показывающая предлагаемое фирмой количество продукции для каждого данного уровня цены, называется кривой предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Она представляет собой часть предельных издержек, расположенную выше минимальных значений средних переменных издержек.
Поведение фирмы в долгосрочном периоде:
Если в краткосрочном периоде фирма ориентируется на уровень издержек, то в долгосрочном периоде ориентиром становится прибыль. В долгосрочном периоде конкурентная фирма может изменить все факторы производства или даже уйти с рынка.
Допустим, в отрасли существовало равновесие. Предположим, что спрос на товар этой отрасли вырос, и отрасль сразу же отреагирует повышением равновесной цены. Рост цены станет источником дополнительных прибылей предпринимателей. Вследствие того, что барьеры отсутствуют, а информация совершенная, об этих прибылях узнают другие участники рынка и устремляются в эту отрасль, что приведет к росту предложения и падению равновесной цены. Этот процесс будет происходить до тех пор, пока цена не опустится до уровня издержек. А если цена опустится ниже уровня издержек, в отрасли будут убытки, которые будут выполнять роль антистимула, и весь процесс пойдет в обратном направлении.
Совершенная конкуренция является идеальной структурой, в практике она не встречается, но носит большое методологическое значение (на её основе рассматриваются все другие виды рыночных структур) и выступает идеалом, к которому нужно стремиться.
Достоинствами рынка совершенной конкуренции являются:
- цена в условиях совершенной конкуренции устанавливается на самом низком уровне, а объем выпуска самый большой, что свидетельствует о максимальном удовлетворении покупательского спроса;
- отсутствие барьеров и совершенная информация становятся причиной самого эффективного использования ресурсов;
- безубыточность рынка гарантирует ему устойчивость.
Но рынок совершенной конкуренции обладает недостатками:
- малые размеры фирм не позволяют им закупать дорогое оборудование и проводить научные исследования;
- невозможность экономии ресурсов за счет эффекта масштаба производства.