Тематика контрольных работ и методические рекомендации по подготовке их к защите
Гордеев В.А.
История экономики и экономических учений
Ярославль – 2009
УДК
ББК
Гордеев В.А.
История экономики и экономических учений: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2009. - 77 с.
Данное учебно-методическое пособие подготовлено доктором экономических наук, заведующим кафедрой экономической теории ЯГТУ В.А. Гордеевым на основе государственного стандарта и рабочей программы по дисциплине «История экономики и экономических учений». При подготовке книги автором обобщён собственный опыт преподавания указанной дисциплины на факультете дополнительного профессионального образования ЯГТУ за последние десять лет, учтены «плюсы» и «минусы» из этого опыта.
В представленном пособии сформулированы цели и задачи учебной дисциплины, изложены тематический план, краткое содержание лекционного курса и практических (семинарских) занятий, предложены тематика контрольных работ и методические рекомендации по их подготовке, тезисы лекционного материала, список основной и дополнительной литературы, которая рекомендуется студентам для изучения дисциплины и подготовки к зачёту.
Книга рекомендуется в качестве учебного пособия для приобретающих квалификацию 080100.62 Бакалавр экономики.
Рецензенты: Г.А. Родина, доктор экономических наук, директор Ярославского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института; кафедра экономической теории Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
Оглавление
- Цели и задачи изучения дисциплины «История экономики и экономических учений» 4
- Тематика контрольных работ и методические рекомендации по подготовке их к защите 7
- Тезисы лекционного материала к разделам:
i. Первобытная, рабовладельческая и феодальная экономика. Экономические учения древнего мира и средневековья 13
ii. Экономика домонополистического капитализма. Концепции меркантилизма, физиократов, классической политэкономии, марксизма 23
iii. Экономика конца 19 – первой половины 20 веков. Неоклассическая и кейнсианская теории 51
iv. Экономика второй половины 20 и начала 21 веков. Монетаристская и институциональная концепции 66
- Список рекомендуемой литературы 76
1. Цели и задачи изучения дисциплины «История экономики и экономических учений»
Уважаемый читатель! Вы решили приобрести квалификацию бакалавра экономики. А для этого необходимо освоить несколько учебных дисциплин и сдать по ним экзамены или зачёты. В числе таких дисциплин уже в самом начале вашего студенческого пути – в первом семестре – предстаёт учебный предмет под названием «История экономики и экономических учений». Зачем он нужен? Не является ли его освоение нерациональной тратой времени? Ведь вы и так на факультете дополнительного профессионального образования учитесь в ускоренном режиме, «галопом по Европам» пробегая учебные предметы. А тут ещё «История…», то есть что-то о вчерашнем, когда и о сегодняшнем-то нет времени разузнать достаточно основательно.
Но вспомните, уважаемый коллега (я теперь считаю вправе Вас так называть, потому что Вы только что прочитали первый абзац данной страницы, а значит, уже приступили к экономическому образованию), о тех наших довольно широко распространённых поговорках, которые предупреждают о нецелесообразности «изобретать велосипед» и «наступать на те же грабли». Вспомнили? В таком случае Вам хотя бы на чуть-чуть становится понятней необходимость изучения истории экономики и экономических учений для сегодняшнего экономиста. Поэтому я приступаю к изложению целей изучения данной дисциплины.
Первая цель – это уяснение студентами основных этапов экономического развития стран мира и основных направлений экономической науки с древних времён по настоящее время. Вдумайтесь, пожалуйста, в смысл только что прочитанной Вами формулировки первой цели, соизмеряя её с мудростью поговорок о велосипеде и граблях. Ведь многие экономические проблемы, о которые «спотыкается» сегодняшнее человечество, уже были камнями преткновения для наших предшественников многие века и тысячелетия назад. Ну и зачем тогда изобретать велосипед и натыкаться на те же грабли из-за незнания экономической истории?
Вторая цель изучения предложенного предмета – формирование у студентов основ коммерческого мышления. И здесь опять-таки полезно помнить про велосипед и грабли. Ведь только «в первом приближении», когда не сильно задумываешься, может прийти в голову, что коммерческое мышление можно приобрести методом «проб и ошибок» или наблюдением за практической деятельностью знакомых коммерсантов. «Во втором приближении», когда Вы задумаетесь над этим посерьёзнее, мне кажется, Вы обязательно согласитесь, что указанные методы «первого приближения» явно недостаточны. Нужно ещё постижение коммерческого опыта предшественников. А кроме того, надо иметь в виду, что любая коммерческая деятельность, даже в условиях маленькой фирмы, испытывает влияние внешних факторов как общегосударственного, так и мирового уровня. А такие факторы невозможно уяснить без осознания лежащих в их основе экономических закономерностей и имеющих свою историю развития. Не знать этого – значит, в коммерции обрекать себя на положение жертвы дополнительных, порой трагических обстоятельств.
Третья цель – расширение историко-экономического кругозора будущих специалистов. Такая формулировка цели только на первый взгляд может представиться нерациональной «роскошью» на фоне нехватки времени у студента. Обратитесь к напоминаниям о велосипеде и граблях в предыдущих двух абзацах, и Вы, я убеждён, согласитесь, что историко-экономический кругозор – вовсе не роскошь, а очень даже необходимая вещь для сегодняшнего экономиста.
Наконец, четвёртая цель изучения дисциплины «История экономики и экономических учений» - привитие навыков сравнительного анализа хозяйственного развития и его отражения в экономической науке. Я думаю, нетрудно сообразить, что такие навыки помогут экономисту на основе знания прошлого лучше понимать настоящее и прогнозировать будущее в экономических процессах. Согласитесь, хотя бы на основе только что сказанного мною, что будущему экономисту просто необходимо знание истории, например, различных типов хозяйства. Ведь это прямо вытекает из основной задачи высшего образования – научить будущего специалиста профессионально мыслить, поскольку только знание истории вопроса позволяет принимать правильные решения. В самом деле, в процессе поиска такого решения профессионал прежде всего ищетаналог, прецедент той или иной ситуации, а следовательно, осознавая это или нет, постоянно обращается к истории экономики.А вот игнорирование уроков истории экономики может приводить к плачевным результатам. Например, хорошо известное Вашим родителям ограбление огромной массы россиян в первой половине 1990-х годов с помощью так называемых «пирамид». Хотя недавняя история капиталистической экономики даёт множество поучительных примеров использования подобного метода, когда выплачиваются большие проценты по вкладам, но только до тех пор, пока сумма платежей перекрывается суммой новых депозитов. И ещё хорошо, что россияне покорно «проглотили» нанесённый финансовый удар, а то в аналогичной ситуации в маленькой Албании в 1997 году обманутые вкладчики просто взялись за оружие, чтобы вернуть свои деньги. Так что обозначенные здесь цели изучения истории экономики и экономических учений – очень серьёзная вещь. Потому что за экономическими решениями стоят судьбы людей.
В результате реализации отмеченных целей студент должен знать:
основные этапы в истории развития экономики (особенности первобытной, рабовладельческой и феодальной экономик, первоначального накопления и промышленного переворота, домонополистического капитализма, специфику современной экономики 20-21 веков);
содержание и современное значение основных направлений в истории экономической мысли (меркантилизм; школа физиократов; классическая политэкономия; марксизм; неоклассическая теория; кейнсианство; институционализм; монетаризм).
Кроме того, в результате изучения дисциплины «История экономики и экономических учений» студент должен овладеть:
базовыми понятиями истории экономики и экономических учений;
основными навыками сравнительного анализа хозяйственного развития разных стран мира и различных направлений в истории экономических учений.
Разумеется, уважаемый коллега, надо рассматривать указанную дисциплину не как что-то изолированное от других дисциплин, которые Вы изучали раньше или будете изучать в процессе приобретения квалификации бакалавра экономики. Следует иметь в виду, что данная дисциплина опирается на такие ранее изученные предметы, как отечественная и всемирная история, философия. Содержание данной дисциплины будет использовано при изучении таких экономических дисциплин, как экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика, национальная экономика. Кроме того, освоение данной дисциплины будет способствовать изучению политологии, социологии и других гуманитарных наук. Отсюда важно заметить, что студент, как будущий специалист, должен научиться мыслить не только узко и конкретно, но и широко, междисциплинарно: уметь использовать знания всей совокупности изученных дисциплин при овладении нового предмета. Практика показывает, что обладающие таким умением студенты проявляют лучшие результаты в выступлениях на практических занятиях, в содержании контрольных работ, в ответах при сдаче зачёта или экзамена.
Таковы цели и задачи изучения дисциплины «История экономики и экономических учений». Разумеется, главный акцент в этом изучении должен быть сделан на самостоятельной работе студента. И это объясняется не каким-то умышленным садизмом по отношению к бедненькому студенту, а объективным обстоятельством. Ведь на аудиторные занятия студента с преподавателем учебный план факультета дополнительного образования отводит всего 12 академических часов! То есть за две четырёхчасовые лекции преподаватель должен изложить весь материал: на первой лекции всю историю экономики, а на второй, соответственно, - всю историю экономических учений. А на единственном практическом занятии все студенты группы должны успеть защитить свои контрольные работы из двух разделов и, конечно, обсудить все работы своих коллег по группе. Ну и как тут обойтись без систематической и обстоятельной самостоятельной работы студента с учебной литературой?!
Такая работа требует много времени, а его, как мы уже отмечали, при ускоренном прохождении учебных дисциплин страшно не хватает. Где выход? А выход заключается в строгом упорядочивании Вашей учебной деятельности, отвлечении от второстепенного, в четкой последовательности Ваших действий, без «забегания вперёд» раньше времени и без упущения существенных компонентов в Вашей самостоятельной работе.
Важной составной частью такой работы является написание и подготовка к защите
контрольной работы. Поэтому советую Вам как можно внимательнее изучить следующий раздел данного пособия, как раз и посвящённый тематике контрольных работ и рекомендациям по подготовке их к защите.
Тематика контрольных работ и методические рекомендации по подготовке их к защите
В процессе изучения дисциплины «История экономики и экономических учений» Вы должны выполнить контрольную работу, состоящую из двух разделов: первый по истории экономики и второй по истории экономических учений. Темы по каждому разделу выбираются с учётом пожеланий студентов, но согласовываются с преподавателем, чтобы в учебной группе не допустить повторяющихся тем. После этого распределение между студентами тем контрольных работ по каждой группе рассматривается и утверждается на заседании кафедры экономической теории.
По первому разделу, посвящённому истории экономики, предлагаются следующие темы для выбора и распределения:
1. Предмет истории экономики и её место среди экономических наук. Соотношение между общим и особенным в экономическом развитии стран мира.
2. Особенности первобытной экономики.
3. Основные варианты развития рабовладельческих государств.
4. Экономическая сущность феодализма.
5. Общее и особенности в развитии феодального хозяйства во Франции, Англии и Германии.
6. Специфика российского феодализма.
7. Реформы Петра Великого.
8. Процесс разложения феодальной экономики и отмена крепостного права в России.
9. Экономические предпосылки и последствия великих географических открытий.
10. Первичность первоначального накопления капитала по отношению к промышленному перевороту. Англия – классическая страна первоначального накопления капитала.
11. Промышленный переворот в Англии.
12. Формирование капитализма в США.
13. Специфика первоначального накопления капитала и промышленного переворота в России.
14. Сдвиги в развитии производительных сил в конце 19 - начале 20 веков. Появление мирового хозяйства
15. Экономика России на рубеже 19 и 20 веков. Столыпинская реформа.
16. Экономические причины первой мировой войны.
17. Экономические итоги первой мировой войны.
18. Мировой экономический кризис 1929-1933 годов и политика «Нового курса» Ф. Рузвельта.
19. Экономическая политика германского фашизма.
20. Экономические потери во второй мировой войне.
21. «План Маршалла» и реорганизация международной валютной системы после второй мировой войны.
22. Западногерманское и японское «экономические чудеса» 1950-1870-х годов.
23. Франция – пионер капиталистического государственного планирования экономики.
24. Политика «военного коммунизма» в Советской России.
25. НЭП как российский вариант смешанной экономики.
26. Экономика СССР в 1930-е годы.
27. Послевоенное восстановление народного хозяйства в СССР.
28. Мировая социалистическая система. Совет Экономической Взаимопомощи.
29. Экономические реформы в РФ.
30. Проблемы различий в уровнях социально-экономического развития между странами «центра» и «периферии».
31. Экономические аспекты глобальных проблем второй половины 20 – начала 21 веков.
Таковы темы первых разделов контрольных работ. Как видите, их количество
превышает число студентов в группе, предоставляя тем самым действительную возможность для выбора. Примерно такая же ситуация и с выбором темы по второму разделу контрольной работы, посвящённому истории экономических учений. Здесь предлагаются следующие темы:
1. Теория меркантилизма и проблемы современных внешнеэкономических связей.
2. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ и развитие её идей в работах К. Маркса, Л. Канторовича, В. Леонтьева.
3. «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита и проблемы современной экономики.
4. Теория трудовой стоимости А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса и её роль в современной науке и практике.
5. Теория прибавочной стоимости в «Капитале» К. Маркса.
6. «Принципы политической экономии» А. Маршалла как начало неоклассической теории.
7. Работа Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» и её использование в экономической политике развитых стран.
8. Книга М. Фридмена «Деньги и экономическое развитие» и современные валютно-финансовые проблемы.
9. Теория неоинституционализма и её реализация в современной экономике.
10. Сравнительная характеристика теорий меркантилистов и физиократов.
11. Сравнительная характеристика маржинализма и теории трудовой стоимости.
12. Сравнительная характеристика концепций А. Маршалла и Дж. М. Кейнса.
13. Сравнительная характеристика теорий монетаризма и неоинституционализма.
14. Место и роль «Русской правды» в развитии экономической мысли.
15. Значение «Домостроя» в отечественной экономической науке и практике.
16. Разработка А. Ордын-Нащёкиным меркантилистской теории.
17. Своеобразие экономических взглядов И. Посошкова.
18. Антикрепостнические взгляды А.Н. Радищева.
19. Экономические идеи декабристов.
20. Развитие экономической мысли в работах А. Герцена и Н. Огарёва.
21. Экономическое учение Н.Г. Чернышевского.
22. Экономические идеи народничества.
23. Книга В.И. Ленина «Развитие капитализма в России».
24. Работа В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма».
25. Теория больших циклов Н.Д. Кондратьева.
26. Разработка экономистами СССР проблем централизованного планирования.
27. Теория межотраслевого баланса Л. Канторовича.
Выбрав и согласовав тему контрольной работы, Вы приступаете к её выполнению. Прежде всего надо отобрать материал из лекционных записей, а также из рекомендованной основной и дополнительной литературы, относящийся к избранной Вами теме. Затем этот материал следует внимательно изучить для составления плана контрольной работы. При этом надо начать с уяснения названия Вашей темы, задуматься над его смыслом. Такое уяснение многое может дать для определения главной идеи, логической структуры изложения содержания всей работы.
Например, выбрав тему «Сравнительная характеристика теорий меркантилистов и физиократов», студент должен обратить внимание не только на смысл каждого слова в её названии, но и даже на порядок расположения слов в нём. Иначе (как, к сожалению, бывает нередко) порой на страницах контрольной работы сначала пишут всё о меркантилистах без всякой связи с физиократами, а потом выдают всё про физиократов без всякой связи с меркантилистами. И только после этого вспоминают о необходимости сравнения. Но ведь в заголовке самое первое слово – «сравнительная», а значит, вся работа (а не только концовка её) должна состоять из сравнительной характеристики – и ни из чего-то другого!
Если, например, Вы выбрали тему «Своеобразие экономических взглядов И. Посошкова», то нельзя содержание работы по такой теме сводить к простому изложению всего материала, который Вы нашли о Посошкове, его «Книге о бедности и богатстве». Ведь обратите внимание: уже самое первое слово в названии темы предостерегает от такого изложения! Слово «своеобразие», с которого начинается заголовок, нацеливает на другое: на показ того, чем экономические взгляды Посошкова отличаютсяот соответствующих взглядов других учёных (а не просто: в чём они заключаются!).
Уяснённый смысл заголовка надо «держать в голове» полностью, в совокупности и единстве всех её составных частей, не «зацикливаться» на какой-то одной из них, не ограничиваться ею. Например, если Вы выбрали тему второго раздела контрольной работы – «Теория меркантилизма и проблемы современных внешнеэкономических связей», то надо сразу же обратить внимание на наличие трёх компонентов в её названии. Первый из них, как нетрудно видеть, - теория меркантилизма. Второй – проблемы современных внешнеэкономических связей. Ну а где, думаете, третий? Посмотрите ещё раз повнимательнее на заголовок: третий важнейший компонент скрыт в союзе «и», требуя от пишущего контрольную работу раскрытия взаимосвязи между первыми двумя. Поэтому, нельзя похвалить тех студентов, которые по данной теме ограничиваются лишь переписыванием из литературных источников всего, что они нашли про теорию меркантилизма, полностью игнорируя второй и третий компоненты названия своей темы. Хотя и меньшей, но тоже заслуживают критики те студенты, которые, переписав в контрольную работу материал о теории меркантилизма и вспомнив о проблемах современных внешнеэкономических связей, начинают старательно переписывать всё, что они нашли в литературных источниках об этих самых связях. А надо-то ведь не всё, а только то, что связывает эти связи с содержанием теории меркантилизма. И тут становится ясно видно, что автор контрольной работы был невнимателен на лекции, не понял важности замечания преподавателя о проблемах применения протекционизма (защиты отечественного товаропроизводителя) в современных внешнеэкономических связях, рекомендованного как раз теорией меркантилизма.
Пожалуйста, не подумайте, уважаемый коллега, что я здесь говорю излишне элементарные, само собою разумеющиеся вещи! Дело в том, что мои предупреждения и примеры основаны на анализе тысяч проверенных мною контрольных работ Ваших предшественников и выявления в них типичных, самых распространённых недостатков и ошибок. Поэтому не бойтесь, что Вы напрасно теряете время на чтение данного пособия: продолжайте внимательно читать и дальше – Ваш труд будет вознаграждён результатом!
Уяснив название темы и составив план контрольной работы, следует приступить к изложению её содержания. При этом весь использованный материал (как прямые, так и косвенные цитаты) должен быть сопровождён соответствующими ссылками на источники. Эти ссылки следует оформлять в соответствии с действующими библиографическими стандартами. Например, при прямой цитате (точной, дословной передаче фразы из источника) нужно в конце её указать номер, а внизу страницы под этим же номером привести полное и правильное библиографическое название источника (фамилия и инициалы автора, название книги, место и время издания) и номера страниц источника, с которых взят цитируемый материал. Прочитав эту рекомендацию, Вы должны осознать, что любые выписки из библиотечных и других источников, подлежащих срочному возвращению, надо своевременно дополнить пометками о номерах страниц, с которых Вы брали материал для цитирования. Иначе неизбежна двойная работа, чтобы снова найти те же источники, а значит, нерациональная трата драгоценного времени.
Если же Вы употребили непрямое цитирование (свободный, своими словами, как правило, сжатый пересказ достаточно пространного материала источника, занимающего в нём обычно несколько страниц), то в отличие от прямой цитаты Вам не нужно заключать в кавычки получившийся пересказ, но остальные требования по оформлению остаются в силе. Так, по окончании Вашего пересказа тоже следует указать номер сноски, а внизу страницы под этим же номером дать полное и правильное библиографическое название используемого источника и номера его страниц, на которых находится пересказанный материал. Только перед названием источника теперь следует написать: «См.:».
Контрольная работа выполняется, как правило, в компьютерном варианте на листах формата А-4. Начинается она с титульного листа, где сверху даётся название нашего университета, а под ним – название кафедры, которая проверяет работу (кафедра экономической теории). Затем, отступив 3-5 строк, следует написать название темы контрольной работы и учебной дисциплины, по которой она выполняется (История экономики и экономических учений). После этого ниже и с правой стороны страницы указываются фамилия и инициалы автора работы, название группы и факультета , а под этой записью – учёная степень и учёное звание, инициалы и фамилия преподавателя, проверяющего контрольную работу. И, наконец, в самом низу страницы указываются название нашего города и год написания и защиты работы.
Второй лист контрольной работы предназначен для изложения её плана. При его составлении следует избегать крайностей. Например, излишняя подробность (до нескольких десятков пунктов) не столько помогает, сколько мешает автору в определении оптимальной структуры, логической последовательности, композиционной чёткости в изложении содержания контрольной работы. И, наоборот, чрезмерный лаконизм, когда автор ограничивается повторением составных частей общего названия темы – тоже оказывается плохим помощником в написании работы. Указанные крайности мешают и преподавателю: не позволяют сразу сориентироваться в сути содержания и логике структуры проверяемой работы.
С третьего листа начинается непосредственное изложение содержания контрольной работы. А вот на вопрос, каким листом оно завершается, - ответа не существует, хотя студенты чаще всего именно этот вопрос и задают, как будто только он является критерием оценки работы при её проверке. В действительности объём Вашей контрольной работы зависит от её содержания, которое не должно сводиться к переписыванию материала из найденных Вами литературных источников, а обязательно включает собственные соображения автора об актуальности указанного материала, степени его применимости в экономике современной России, а следовательно, соответствующие авторские рекомендации бизнесу и властным структурам.
После завершения изложения содержания контрольной работы даётся список использованной (в виде и прямых, и косвенных цитат) литературы. Обычно названия источников в этом списке приводятся в алфавитном порядке. При этом материалы из лекционных записей – «полноправный участник» списка. Студент также имеет право не ограничиваться кругом основной и дополнительной литературы, рекомендуемой данным пособием. Любые найденные Вами материалы, относящиеся к теме контрольной работы, в том числе газетные, журнальные, взятые из Интернета или телепередач, - имеют право на цитирование в контрольной работе, а значит – на внесение в список использованных источников. Но, конечно, здесь опять-таки не следует переусердствовать. Цитирование не должно быть самоцелью: это лишь средство для реализации Вашей главной цели – наилучшего изложения избранной темы. А в этом деле использование ста источников – далеко не всегда лучше, чем десяти. Правда, использование только одного источника – явно маловато.
Особо хочу обратить внимание на правильное использование журнальных статей. В четвёртом разделе данного пособия названы научно-экономические журналы, мимо которых не должен пройти добросовестный студент, выполняющий контрольную работу. При этом настоятельно рекомендуется, чтобы использовались номера этих журналов именно за последние годы. Я потому акцентирую Ваше внимание на указанном аспекте, что среди студентов, к сожалению, распространён предрассудок, будто сданная и защищённая знакомым предшественником несколько лет назад контрольная работа по такой же теме сохраняет свою «идеальность» и сегодня. И дублируют её слово в слово, в том числе и список литературы с журнальными статьями уже многолетней давности. А между тем за последнее время выходят новые, неведомые автору контрольной работы журнальные статьи, порой опровергающие основные положения прежних, принятых этим автором за хронический, вечный идеал. Так что компьютерная память и товарищеская услуга – хорошо, но собственное соображение студента – ещё лучше.
Перед тем, как сдать контрольную работу преподавателю для проверки, Вы должны указать на ней дату сдачи и поставить свою подпись. Работа сдаётся до начала проведения практических занятий по данной учебной дисциплине. После этого Вы приступаете к подготовке своего устного выступления на защите этой работы. Заметьте, пожалуйста, что письменная контрольная работа и устное выступление по её защите – это два совершенно разных вида вашей учебной деятельности. Они различаются (и должны различаться!) и по форме, и по содержанию. Да, даже по содержанию! Обращаю Ваше внимание на это потому, что нередко приходится встречать студентов, которые или сильно грустят из-за того, что текст контрольной работы находится уже не в их , а в преподавательских руках, или, вооружившись копией указанного текста, считают своей задачей просто-напросто прочитать его вслух. Но ведь такое чтение может украсть у группы до получаса драгоценного и дефицитного времени единственного практического занятия! А значит, надо не перечитывать весь текст, а предварительно отобрать из него, во-первых, самое важное и полезное для ваших товарищей по группе как будущих экономистов. А во-вторых, самое интересное, «зацепляющее» внимание и мысль Ваших коллег (например, неожиданный факт или яркий иллюстративный материал, хотя они могут и не отвечать первому критерию).
Кроме того, надо иметь в виду, что письменный стиль, который присущ Вашей оформленной и сданной контрольной работе, совершенно не годится для устного произнесения и слухового восприятия. Ну где Вы видели людей, которые в обычном разговоре пользовались бы сложносочиненными и сложноподчинёнными предложениями, употребляя при этом несколько придаточных предложений, причастные и деепричастные обороты? А в письменном тексте такие обороты – нормальное явление, которое вполне объяснимо и оправдано: при зрительном восприятии мы способны охватить взглядом достаточно большие блоки текста, чего невозможно достичь при слуховом восприятии. Поэтому попытка читать по бумажке – пытка для слушателей, не дающая им практически ничего воспринять, осознать и запомнить из прочитанного «оратором».
Немного лучше выглядит и стремление «добросовестной» части студентов выучить наизусть письменный текст и затем на занятии по памяти его воспроизвести. Ведь здесь опять-таки наличествуют атрибуты письменного стиля, неизбежно отключающие внимание и мысль слушателей. Итак, повторяю, надо не просто повторять письменный текст, а предварительно переработать его для устной подачи. Здесь требуется не просто соответствующий отбор материала из письменного текста, не только «укорачивание» фраз и упрощение их формы, но и специальные манипуляции, учитывающие требования ораторского и артистического искусства. Предчувствую, уважаемый коллега, как, дочитав до этого места, Вы недовольно восклицаете: «А не много ли от меня хотите? Что я оратор, артист или всё-таки всего-навсего экономист?!» Не сердитесь, пожалуйста, раньше времени и понапрасну: экономист – это не «всего-навсего», а очень даже много чего. В том числе, например, менеджерская и маркетинговая деятельность, которая подразумевает умение убеждать компаньона-клиента совершать с Вами сделку на предложенных Вами условиях. А теперь представьте, уважаемый коллега, согласится ли Ваш компаньон-клиент с Вашими условиями сделки, если Вы их пробубнили по бумажке, употребив длиннющие сложноподчинённые предложения с причастными и деепричастными оборотами? Представили?! Согласитесь, что вообще-то ни один продавец не добьётся успеха в своей работе без ораторских и артистических качеств, без умения убеждать, о которых я Вам толкую. А где этим качествам учиться? Да на каждом занятии, причём, учитывая их немногочисленность – делать это надо особенно добросовестно и систематически. И уж тем более Ваше выступление при защите контрольной работы – исключительно важная тренировка по выработке указанных качеств.
Например, в письменном тексте практически не требуются такие ораторские приёмы, как риторические вопросы (то есть такие вопросы, которые автор произносит не в расчёте на ответы собеседников, а сам же на них отвечает). А в устной речи без них, пожалуй, не обойтись. Почему? Да потому что заостряют внимание слушателей, заставляют их задуматься над смыслом вопроса-ответа, предоставляя для этого необходимую паузу и изменение интонации и темпа речи. Подобными ценными свойствами обладают и различные иллюстративные материалы, которые выступающий заблаговременно размещает на доске или плакатах, распечатывает на компьютере и раздаёт слушателям. Но ведь всё это нужно готовить своевременно и продуманно, не один раз, как правило, репетируя своё выступление перед зеркалом, а ещё лучше – «в компании» с аудиовидеотехникой, каждый раз фиксируя допущенные недостатки и учитывая их затем с целью недопущения при последующих репетициях и окончательном выступлении на практическом занятии в группе.
Итак, Ваше выступление на занятии должно быть очень коротким по занимаемому времени, но насыщенным по содержанию и ярким, броским, нестандартным по форме. Надо, чтобы оно не только показало Вашу подготовленность по изучаемой дисциплине, но и принесло максимально обучающий результат для Ваших товарищей по группе. Например, очень важно, чтобы Вы четко донесли до сознания слушателей композиционную структуру Вашего сообщения (членение его на основные части, причем этих частей должно быть не менее трёх, но не более пяти!). Ведь слушающие Вас должны суметь и успеть во время Вашего выступления составить его письменный план, который затем будет просматривать преподаватель, а также подготовиться оценить содержание и форму данного выступления. Согласитесь, что без чёткости его структурирования (которое достигается, между прочим, и соответствующими интонациями, паузами, темпом изложения) указанные задачи Вашим коллегам просто не выполнить. Не забывайте, кстати, что здесь, согласно поговорке, « долг будет платежом красен»: ведь во время выступлений Ваших одногруппников Вы поменяетесь с ними ролями и сразу почувствуете справедливость и ценность моих только что высказанных рекомендаций.
Из прочитанного в этом разделе в целом, надеюсь, Вы осознали и особую важность максимально эффективной Вашей работы во время лекции, необходимость наиболее подробного фиксирования её содержания с помощью не только записывания за преподавателем, но и, желательно (если имеется возможность), использования при этом диктофона и другой необходимой техники. Кроме того, обратите внимание и тщательно изучите содержание тезисов лекционного материала, которое приводится в следующем разделе данного учебного пособия. Особенно ту его часть, которая непосредственно относится к теме Вашей контрольной работы.
3. Тезисы лекционного материала к разделам: