Сущность конкуренции, ее экономичекая роль. теория совершенной и несовршенной конкуренции

Конкуренция - это противоборство, соперничество между субъектами рыночного хоз-ва за лучшие условия доступа к факторам производства,реализации товаров в целях получения дополнительной прибыли.

В условиях рыночной экономики существуют следующие виды конкуренции: межотраслевая и внутриотраслевая, совершенная и несовершенная, ценовая и неценовая, добросовестная и недобросовестная.

Совершенная (свободная) конкуренция- это положение, когда на рынке находится множество продавцов и покупателей однородной продукции и никто не может дикто­вать цену рынку. Совершенная конкуренция характеризуется: множеством фирм, производящих данный продукт; однородностью производимой продукции; свободным доступом фирм и предпринимателей на рынок; полной информацией, т.е. совершенным знанием рынка потребителями и производи­телями.

Несовершенная конкуренция - это ситуация на рынке, при которой покупатели или продавцы способны самостоятельно влиять на уровень цен. Видами несовершенной конкуренции являются: чистая монополия; дуополия; олигополия; монополистическая конкуренция; монопсония.

СВОБОДНАЯ, ИЛИ СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. МЕХАНИЗМ РАВНОВЕСИЯ РЫНКА В УЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:

1) множеством покупателей и продавцов;

2) высокой мобильностью факторов производства;

3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

5) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

ВИДЫ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ, ОЛИГОПОЛИИ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ. МЕХАИЗМ РАВНОВЕСИЯ РЫНКА В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

Существуют три типа рынков несовершенной конкуренции их обязательные черты это:
1.рынок монополистической конкуренции . Сочетание элементов монополии и конкуренции определяется поведением фирм на этом рынке . Ее отличительные признаки:
Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует в/зависимость и фактически невозможен тайный сговор;
Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;
Эк. соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;
2.олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Для олигополии характерны:
наличие нескольких фирм;
тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);
контроль над ценой;
3.монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополии потребителям противостоит единый производитель – гигант. Хочет того или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, согласится на его ценовые условия.
Черты монополии: уникальность продукции, единственная фирма гигант, непреодолимые барьеры, полная информация.

Рынки, на которых либо покупатели либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. На несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию.

Наши рекомендации