Построение функции индивидуального предложения фирмы

Для определения того объема продукции, который фирма произведет и предложит к продаже на рынке (объема предложения фирмы), необходимо исходить из цели ее хозяйственной деятельности. Очевидно, для того чтобы не оказаться вытесненной с рынка, фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции, объективно должна всю свою деятельность ориентировать на максимизацию прибыли.

Целью функционирования конкурентной фирмы является получение максимума прибыли. Здесь под прибылью понимается разница между выручкой и затратами фирмы.

Общая выручка(TR) – произведение общего объема проданной продукции на ее цену: TR = P · Q. (3.20)

Средняя выручка (AR) – общая выручка, приходящаяся в среднем на единицу проданной продукции: AR = (P · Q) / Q = P. (3.21)

Это означает, что средняя выручка при постоянной цене блага совпадает с данной ценой.

Общая прибыль – это разница между общей выручкой и общими затратами.

Средняя прибыль – это разница между средней выручкой и средними общими затратами.

В условиях, когда рыночная цена (P) известна (задана) и является для фирмы внешним фактором, т.е. при экзогенно заданной системе цен, прибыль фирмы (π) будет зависеть только от объема выпуска продукции (Q):

π (Q) = P · Q – TC (Q). (3.22)

Условием максимизации прибыли в такой ситуации является равенство цены предельным затратам при возрастающих предельных затратах:

P = MC (Q).(3.23)

Условие максимизации прибыли удобно представлять с помощью семейства кривых удельных затрат (рис. 3.10).

Проведем на рисунке 3.11 график средней выручки (ARPi), который при постоянной цене блага (например, в условиях совершенной конкуренции) совпадает с линией данной цены (Pi). Расстояние между графиками Pi и ATC соответствует средней прибыли на единицу реализованной продукции.

В соответствии с условием, максимум прибыли фирма получает тогда, когда линия цены Pi пересекает восходящий отрезок кривой МС.

Проекция точки пересечения кривой MC с прямой Pi на ось абсцисс указывает на тот объем выпуска, который обеспечивает максимальную прибыль, а значит, и на объем предложения конкурентной фирмы.

Поскольку условием максимизации прибыли является равенство цены предельным затратам при возрастающих предельных затратах, постольку, как бы ни менялась цена, объем предложения всегда определяется проекцией одной из точек кривой MC на ось абсцисс, как это показано на рис. 3.11. Когда точка пересечения прямой Pi с кривой MC оказывается между кривыми ATC и AVC, тогда при соответствующем этой точке объеме выпуска фирма не возмещает все затраты на производство, так как Pi < ATC. Но если цена все еще выше AVC, то выручки достаточно для полного возмещения переменных затрат, включающих расходы на сырье, материалы и оплату производственных рабочих. Поэтому по такой цене можно продолжать выпуск и предложение продукции до тех пор, пока кроме переменных затрат не потребуется совершать и постоянные затраты.

Построение функции индивидуального предложения фирмы - student2.ru

Рис. 3.10. Семейство кривых удельных затрат

P1 P1=AVC min
Построение функции индивидуального предложения фирмы - student2.ru

Рис. 3.11. Построение кривой предложения на основе кривой MC

Построение функции индивидуального предложения фирмы - student2.ru

Рис. 3.12. График кривой предложения S как функции QS = f (P)

Таким образом, график предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции, как правило, представляет собой отрезок кривой MC, идущий вверх от пересечения с кривой ATC; на непродолжительное время, пока не нужно возобновлять постоянные затраты, кривая предложения фирмы удлиняется на отрезок кривой MC, лежащий между кривыми ATC и AVC (рис. 3.11).

Рисунок 3.12 показывает, что у конкурентной фирмы функция предложения от цены является возрастающей. Простейшей ее разновидностью является линейная функция.

Рассмотрение основ теории поведения производителя (фирмы) позволяет более подробно охарактеризовать экономическую модель предложения товара.

Модель предложения

Предложение: понятие и факторы

Предложение – это такое количество товара (блага на рынке благ), которое производители ходят и могут продать по всем ценам из возможной шкалы рыночных цен. Ход рассуждений о предложении аналогичен характеристике спроса.

Из множества факторов предложения(факторов, воздействующих на предложение) выделяют ценовой фактор (цена за единицу товара) и неценовые факторы (детерминанты) предложения:

- цена на ресурсы;

- технология;

- налоги и субсидии;

- цены на другие товары;

- число производителей.

Предложение в каждый конкретный момент проявляетсяв объеме (величине) предложения (QS),показывающем то конкретное количество блага, которое производится и продается по определенной цене, при неизменности остальных факторов предложения (при прочих равных условиях).

Предложение как зависимость между ценой блага и объемом его предложения может быть записана в виде QS = f (P) и графически отображается кривой предложения (S).

Связь между ценой блага и объемом его предложения выражается в законе предложения, который гласит, что эта связь, как правило, прямая, т. е. объем (величина) предложения блага увеличивается при повышении цены.

Отсюда, нормальная кривая предложения– это кривая с положительным наклоном, построенная в координатах: цена блага (P) по оси ординат – количество блага (Q) по оси абсцисс. На рисунке 3.13 это кривая S.

Изменение факторов предложения изменяет предложение блага.

Изменение детерминантов предложения приводит к изменению самого предложения (предложения, просто предложения, уровня предложения), и графически отображается сдвигом всей кривой предложения в плоскости координат вправо, если предложение растет, влево – если падает.

Так, на рисунке 3.13 сдвиг кривой предложения из положения S в положение S1 иллюстрирует увеличение самого предложения.

P0
P
P2
P1
Построение функции индивидуального предложения фирмы - student2.ru

Рис. 3.13. Изменение предложения и объема предложения.

Если детерминанты предложения остаются неизменными, а изменяется только цена за единицу блага, то можно утверждать, что изменение ценового фактора при прочих равных условиях изменяет объем предложения (величину предложения), что графически отображается движением точки вдоль фиксированной кривой предложения. Так, на рисунке 3.13 повышение цены от P1 до P2 приводит к увеличению объема предложения от QS1 до QS2, что выглядит как движение от точки «1» до точки «2» вдоль одной кривой предложения S.

При изменении самого предложения (сдвиге кривой) изменяются объемы предложения сразу при каждой из всех цен возможной ценовой шкалы. Так, на рисунке 3.13 при увеличении самого предложения от S до S1, при одной и той же цене блага P1 объем предложения возрастает от QS1 при предложении S до QS3 при предложении S1, что выглядит как движение от точки «1» до точки «3».

Наши рекомендации