Табличное представление бюджета домашнего хозяйства
Поступления от | Поступления к | Всего | ||||
домашнему хозяйству | предпринимателям | государству | загранице | сектору имущества | ||
Домашнего хозяйства | - | |||||
Предпринимателей | 45+10 | - | - | - | - | - |
Государства | - | - | - | - | - | |
Заграницы | - | - | - | - | - | |
Сектора имущества | - | - | - | - | - | |
Всего | - | - | - | - | - | - |
9.Совокупный спрос (англ. aggregate demand) — агрегированный показатель, совокупность спросов всех макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, государственного сектора и иностранных агентов. Совокупный спрос не является простой суммой всех индивидуальных спросов потребителей. Это сумма таких спросов, как спрос на товары у домохозяйств, инвестиционный спрос, спрос на товары со стороны государства, и других.
10.Ценовые факторы кроме уровня цен:
- Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, так как растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресуров. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, то есть произойдет сокращение на реальный объем национального продукта. Высокая процентная ставка увеличит объемы вкладов населения, тем самым отвлекая деньги от спроса на товары.
- Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели. В результате снижаются потребительские расходы и
- Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 года.
Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:
- Потребительские расходы, которые зависят от:
- Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD
- Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD
- Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD
- Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.
- Инвестиционные расходы, к которым относят:
- Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.
- Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.
- Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.
- Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.
- Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.
- Государственные расходы
- Расходы на чистый экспорт
- Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.
- Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.
Классическая модель AS
Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.
При этом анализ AS строится с учетом следующих условий:
- объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;
- изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;
- экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному;
- цены и номинальная зарплата — гибкие.
В этих условиях кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства (рис. 2.1).
Сдвиги AS в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в краткосрочном периоде зафиксирована на потенциальном уровне, и любые изменения AD отражаются только на уровне цен.
Классическая модель AS
AD1 и AD2 — кривые совокупного спроса
AS — кривая совокупного предложения
Q* — потенциальный объем производства.
Кейнсианская модель AS
Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.
Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках:
- экономика функционирует в условиях неполной занятости;
- цены и номинальная зарплата относительно жесткие;
- реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания.
Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.
Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска (рис. 2.2) и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен.
Кейнсианская модель AS
14.Модель «AD-AS»
Для анализа макроэкономической стабильности используются модели макроэкономического равновесия, среди которых модель AD-AS — одна из самых распространенных.
Макроэкономическое равновесие в этой модели можно охарактеризовать как ситуацию, когда весь произведенный продукт полностью куплен, т.е. производству соответствует платежеспособный спрос.
Чтобы построить модель, необходимо совместить на одном рисунке совокупный спрос и совокупное предложение, при этом равновесие будет возникать в точке их пересечения. При построении модели следует помнить о том, что кривая совокупного предложения (AS) имеет три участка, и кривая совокупного спроса (AD) может пересечь кривую совокупного предложения на любом из этих трех участков.
На промежуточном участке также можно увеличивать совокупный спрос, при этом будут наблюдаться и рост цен (перемещение из положения Р1 в положение Р2), и рост реального объема производства (перемещение из положения Y1в положение Y2).
Рис. 6. Макроэкономическое равновесие на классическом участке
Любые попытки простимулировать совокупный спрос на вертикальном участке (рис. 8 ) приведут исключительно к росту цен (перемещение из положения Р1 в положение Р2.
Из рис. понятно, что бессмысленно наращивать совокупный спрос, если невозможно преодолеть уровень полной занятости, так как это приведет к инфляции (Р1→ Р2) без роста продукта.
Сравнивая все три варианта макроэкономического равновесия, следует отметить, что, выбирая тип экономической политики, необходимо четко представлять себе, на каком участке кривой совокупного предложения находится экономика страны, а следовательно, к рекомендациям какой школы будет тяготеть экономическая политика.
15.Шоки спроса и предложения представляют собой резкие отклонения от исходного значения уровней занятости и выпуска. Спросовые шоки могут возникнуть в результате резкого увеличения предложения денег или скорости их обращения. Шоки предложения также могут быть связаны с динамикой следующих показателей.
1. Изменение цен на ресурсы и факторы производства
2. Стихийные бедствия природного или техногенного характера
3. Налоговые изменения.
4. Изменения в законодательстве.
17.Ирвинг Фишер выдвинул гипотезу о том, что при принятии потребительских решений рациональные экономические субъекты учитывают не только текущий, но и будущий доход, получаемый на протяжении жизни, и поставил проблемумежвременного потребительского выбора.
Уравнение межвременного бюджетного ограничения потребителя показывает все возможные сочетания потребления в 1-м и во 2-м периодах. Факторами, определяющими функции потребления и сбережения, являются доход и процентная ставка.
Функция потребления И. Фишера отражает зависимость потребительских расходов от текущей (денежной) стоимости дохода за все периоды жизнедеятельности.
Проблема выбора стоит перед потребителем, живущим в двух временных периодах: молодость (доход У1) и старость (доход У2).
В первый период индивид потребляет и сберегает:
Yi = (3.1)
Тогда:
С1 = Yi- 5^ 51 = Yi- С„ (3.2)
где С1 — потребление 1-го периода; 51 — сбережения 1-го периода.
Если разница между Y1 и С1 — отрицательная величина, то экономический субъект вынужден заимствовать. В дальнейшем он выплачивает долг и проценты по нему.
Во втором периоде индвивид имеет доход Y2. Он потребляет, но не сберегает, однако пользуется сбережениями (включая процент по ним), сделанными заблаговременно в первый период жизни. Тогда:
С2 = Y2 + 51(1 + г) = Y2 + ^ - С1Х1 + г), (3.3)
где г - реальная ставка процента.
Раскроем скобки в выражении (3.3) и перенесем влево элементы потребления. В результате получим: 34