Факторы совокупного спроса

Ценовые факторы Неценовые факторы
1. Уровень цен 1. Изменения в потребительских расходах: а) благосостояние потребителя; б) ожидание потребителя; в) задолженность потребителя; г) налоги.
2. Эффект процентной ставки 2. Изменения в инвестиционных расходах: а) процентные ставки; б) ожидаемые прибыли от инвестиций; в) налоги с предприятий; г) технологии; д) избыточные мощности.
3. Эффект богатства или кассовых остатков 3. Изменения в государственных расходах
4. Эффект импортных закупок 4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта: а) НД в зарубежных странах; б) валютные курсы.

Следует отметить, что некоторые экономисты определяют совокупный спрос как функцию от предложения денег (MS) и скорости их обращения (V), то есть АD = f (MS, V). В соответствии с этой теорией влияние всех других факторов (ценовых и неценовых) можно свести к изменениям MS и V. Другими словами на уровень совокупного спроса, то есть на положение кривой АD оказывают воздействие только два основных фактора MS и V.

Совокупное предложение и факторы, на него влияющие

Совокупное предложение (AS – aggregate supply) – сумма всех предложений на товары и услуги в экономике страны.

Совокупное предложение (AS) – это экономический агрегат, равный наличному реальному объему производства при каждом возможном уровне цен.

В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления государственного регулирования производства в условиях рынка. Это – классическое направление автоматического саморегулирования рыночной системы и кейнсианское, исходящее из необходимости обязательного вмешательства государства в рыночную систему.

Экономисты-классики исходили из гибкости цен, заработной платы, процентной ставки, то есть из того, что они могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между спросом и предложением. По их мнению, совокупное предложение AS имеет вид вертикальной прямой, отражающей потенциальный объем производства ВНП. Снижение цены влечет за собой снижение заработной платы, и поэтому полная занятость сохраняется. Сокращение величины реального ВНП не происходит, вся продукция будет продана по другим ценам. Другими словами, снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВНП и занятости, а лишь к снижению цен. Таким образом, классическая теория считает, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на уровень цен, а не на объем производства и занятость. Поэтому вмешательство государства в регулирование объема производства и занятости нежелательно.

Кейнсианский подход к экономическому равновесию означает, что экономика развивается не так гладко, а заработная плата и цены не столь гибки, как это представлено в классических моделях. Автоматическое достижение равновесия невозможно без вмешательства государства. Модель Кейнса отражает негибкий характер цен и заработной платы, следовательно, правительство может способствовать росту ВНП и росту занятости, увеличивая расходы, при увеличении объема ВНП увеличивается занятость.

По поводу формы кривой совокупного предложения имеют место серьёзные разногласия среди экономистов. В современной экономической литературе выделяется три отрезка кривой AS: горизонтальный, восходящий и вертикальный (рис. 20.4.).

Уровень

факторы совокупного спроса - student2.ru факторы совокупного спроса - student2.ru цен, Р AS вертикальный

факторы совокупного спроса - student2.ru (классический отрезок)

 
  факторы совокупного спроса - student2.ru

восходящий ·

(промежуточный

отрезок)

·

факторы совокупного спроса - student2.ru

горизонтальный

факторы совокупного спроса - student2.ru (кейнсианский отрезок)

Реальный ВНП

Рис.20.4. Кривая совокупного предложения

Следует различать изменение объема совокупного предложения и изменение совокупного предложения. Изменение объёма совокупного предложения предполагает действие только ценовых факторов, все перемещения происходят по кривой AS (рис. 20.5). Изменение совокупного предложения означает, что помимо цены действуют еще и неценовые факторы, что приводит к смещению кривой AS (рис. 20.6).

 
  факторы совокупного спроса - student2.ru

факторы совокупного спроса - student2.ru Р AS

·

·

 
  факторы совокупного спроса - student2.ru

Q

Рис. 20.5. Изменение объема совокупного предложения (на отрезке

Наши рекомендации