Фискальная политика | система мероприятий государства по воздействию на экономическую конъюнктуру путем изменения расходов, доходов (налогов) и состояния госбюджета |
Виды | • дискреционная • автоматическая |
Дискреционная фискальная политика | сознательное изменение государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате специальных решений правительства с целью воздействия на уровеньэкономической активности (безработицу, инфляцию, экономический рост) |
сознательное изменение государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате специальных решений правительства с целью воздействия на уровень экономической активности (безработицу, инфляцию, экономический рост) |
В коротком периоде меры ДФП сопровождаются эффектами мультипликатора государственных закупок, налогов и сбалансированного бюджета. Воздействие госзакупок и налогов на изменение НД отражает модель "кейнсианского креста": • изменение госзакупок G оказывает прямое и непосредственное воздействие на уровень равновесного объема НД с мультипликативным эффектом Δ Y = multg × ΔG, multg = 1 − b(1 −t) • изменение налогов T оказывает косвенное и противоположное воздействие на уровень НД с мультипликативным эффектом − b Δ Y = multt × ΔT, multt = 1 − b(1 −t) |
multg > multt Рост G на определенную величину вызовет бόльший прирост НД, чем снижение T на такую же величину. Это значит, что мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения G, т.к. в этом случае лишь часть дохода идет на потребление ( b × ΔT), а другая − на сбережения [Δ T× (1 −b)]. Тогда как каждая единица прироста G (ΔG) участвует в увеличении равновесного уровня НД. |
Суммарное изменение равновесного дохода (Δ Y) в результате одновременного изменения госрасходов (ΔG) и автономных налогов (ΔTa) составит: 1 − b Δ Y = multg × ΔG + multt × ΔTа = ΔG + ΔTа 1 − b(1 −t) 1 − b(1 −t) |
Равные по величине изменения G и T оказывают различное влияние и на величину общего бюджетного дефицита. |
t ΔBD− = (1 − ) × ΔG 1 − b(1 −t) | t − const ΔBD− = ΔG −t× Δ Y Δ Y = ΔG/ [1 − b(1 −t)] |
Рост бюджетного дефицита будет меньше, чем прирост G. Это объясняется тем, что с ростом G увеличиваются доходы населения, а значит, и налоговые платежи, которые частично компенсируют увеличение G. ↑G → ↑Y → ↑T > G → ↓ BD− |
b×t ΔBD− = (1 − ) × ΔT 1 − b(1 −t) | G − const ΔBD− = ΔT −t× Δ Y Δ Y = bΔT/ [1 − b(1 −t)] |
Повышение ставки налога сократит бюджетный дефицит на мéньшую величину, чем прирост налоговых поступлений. Это объясняется тем, что рост налогов сократит сначала потребительские расходы C, а затем и равновесный уровень дохода, являющийся базой налогообложения. ↑t ×Y → ↓C→ ↓Y → ↓T < G → ↑ BD− |
вывод |
При выборе между изменением государственных расходов или налогов следует учитывать, что при росте госрасходов и снижении налогов на равную величину НД возрастет в бόльшей степени при увеличении госрасходов, а бюджетный дефицит будет больше при снижении налогов (multg > multt). |
Сравнение бюджетного и налогового мультипликаторов |
| Увеличение госрасходов на ΔG | Снижение налогов |
Рост НД (Δ Y) | × ΔG > 1 − b(1 −t) | − b × ΔT 1 − b(1 −t) |
Увеличение бюджетного дефицита (ΔBD−) | t ( 1 − )×ΔG < 1 − b(1 −t) | b ×t ( 1 − ) × ΔT 1 − b(1 −t) |
Различие между бюджетным и налоговым мультипликаторами вызывает важное следствие, получившее название теоремы Хаавельмо. |
Теорема Хаавельмо | увеличение госрасходов за счет повышения налогов для балансирования бюджета вызывает рост НД на ту же величину: ↑ ΔG = ↑ ΔT→ Δ Y = ΔG |
| В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета: mult EB = 1 при I − const < 1 |
Дискреционная фискальная политика может быть использована для стабилизации экономики в различные фазы цикла. |
Фазы цикла | Цель | Методы | Последствия |
Спад: стимулирующая | борьба с безработицей | • ↑G • ↓ T • сочетание | • ↑ L и сокращение падения производства; • целенаправленное создание бюджетного дефицита G > T |
Подъем: сдерживающая | борьба с инфляцией | • ↓G • ↑ T • сочетание | • сокращение инфляции спроса; • целенаправленное создание бюджетного излишка T > G |
Недостаток ДФП | значительный внутренний временнόй лаг между моментом возникновения проблемы и принятия ответной меры |
Внутренний временнόй лаг = лаг признания, осознания проблемы + лаг решения (промежуток времени от осознания до конкретного решения) |
Автоматическая фискальная политика | экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической ситуации без принятия специальных решений правительством |
встроенные стабилизаторы | • прогрессивное налогообложение • трансферты (пособия по безработице, различные социальные выплаты) |
Фазы цикла | Изменение налоговых поступлений и трансфертов | Последствия |
Спад | падение доходов автоматически сокращает налоговые поступления и увеличивает трансферты: ↓Y → ↓T, ↑G(TF) → G > T → ↑BD− G−const | • стимулирование AD; • рост бюджетного дефицита |
Подъем | повышение доходов автоматически увеличивает налоговые поступления и сокращает трансферты: ↑Y → ↑T, ↓G(TF) → G < T → ↓BD− G−const | • ограничение AD; • сдерживание инфляции спроса; • сокращение бюджетного дефицита или образование бюджетного излишка |
| Антиинфляционное (стабилизирующее) воздействие бюджетного излишка зависит от характера его использования • погашение госдолга; • полное изъятие (замораживание). В 1-ом случае увеличивается денежная масса, что снижает антиинфляционный эффект, но вызывает "эффект наполнения" (противоположный эффекту вытеснения): ↑N→↑MS > Md→ ↓R→↑I, ↑C, ↑Xn → ↑AD >AS →↑π эффект наполнения Во 2-ом случае деньги не возвращаются в экономику и достигается максимальный антиинфляционный эффект. |
| | | | |
Встроенная стабильность зависит от эластичности налоговых поступлений при изменении экономической конъюнктуры, что в свою очередь определяется удельным весом отдельных видов налогов. Степень конъюнктурной эластичности зависит от объекта обложения, методов построения налоговых ставок и техники взимания налогов. |
Эластичность % изменение налоговых поступлений налоговых= поступлений% изменение НД ΔT/T ΔT T EYT = = × ΔY/Y ΔY Y |
Повышенная антициклическая внутренняя приспособляемость характерна для налогов, автоматически реагирующих на изменение конъюнктуры: • подоходный и корпоративный налоги (благодаря прогрессивной шкале) • НДС (изымаемый по пропорциональной шкале) • налог на недвижимость (не связан с конъюнктурными колебаниями, взимается по пропорциональной шкале, имеет низкий уровень обложения) |
Налоговая система оказывает эффективное конъюнктурно−стабилизирующее действие при EYT = 1, что возможно при высоком удельном весе подоходного и корпоративного налогов. |
Эффективность АФП | • встроенные стабилизаторы "включаются" независимо от решений парламента (отсутствует лаг решения) |
| • встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний фактического ВНП вокруг потенциального объема Y*, но ограничивают их амплитуду, по некоторым оценкам, приблизительно на ⅓. Поэтому на практике проводится комбинированная БНП, сочетающая меры ДФП и механизм автоматических стабилизаторов. |
Фискальная политика и состояние госбюджета |
При анализе взаимосвязи между фискальной политикой и состоянием госбюджета выделяют 2е части в структуре общего бюджетного дефицита: • структурный • циклический дефицит. |
Структурный − следствие ДФП | разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости |
| BD−структ = G − t × Y* |
Циклический − следствие АФП | отражает изменения в расходах и доходах бюджета по фазам цикла |
| разность между фактическим и структурным дефицитом |
BD−цикл = BD− − BD−структ = (G −tY) − (G − t × Y*) = t(Y*−Y) |
Наши рекомендации