Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия
В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель круговых потоков(или модель кругооборота ВНП, доходов и расходов). В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов — домашние хозяйства и фирмы — и не предполагает государственного вмешательства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром (рис. 7.2).
Рис. 7.2
Из схемы видно, что экономика является замкнутой системой, в которой доходы одних экономических агентов предстают как расходы других.
Расходы фирм на ресурсы (или их издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хозяйств. С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции.
Потоки "доходы-расходы" и "ресурсы-продукция" осуществляются одновременно в противоположных направлениях и бесконечно повторяются. Основным выводом из модели является равенство суммарной величины продаж фирм суммарной вeличине доходов домашних xoзяйств. Это означает, что да закрытой экономики т.е.без каких-либо связей с внешним миром) без государственного вмешательства величина общего объема производства в денежной выражении равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.
В открытой экономикес государственным вмешательством модель круговых потоков несколько усложняется (см. рис. 7.3).
Когда в модель вводятся две другие, группы экономических агентов — правительство и остальной мир — то указанное равенство нарушается, так как из потока "доходы-расходы" образуются "утечки"в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. "Утечки"— любое использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции. Одновременно в поток "доходы-расходы" вливаются дополнительные средства в виде "инъекций" — инвестиции, государственные расходы и экспорт. "Инъекции"— любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны.
Схема взаимодействия между решениями домашних хозяйств о расходах и решениями фирм по поводу производства остается прежней, хотя и усложняется: с помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов государство регулирует колебания в уровнях производства, занятости и инфляции.
Рис. 7.3
Если домашние хозяйства решают тратить меньше, то фирмы вынуждены сокращать выпуск продукции, что, в свою очередь, приводит к снижению доходов. Уровень спроса на товары определяет уровень производства и занятости, а уровень выпуска определяет уровень доходов владельцев факторов производства, которые (доходы), в свою очередь, определяют совокупный спрос.
Основной вывод из модели круговых потоков:реальный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств, фирм, государства, и остального мира совокупному объёму производства. Совокупные расходы дают толчок к росту занятости, выпуска и доходов; из этих доходов вновь финансируются расходы экономических агентов, которые снова возвращаются в виде дохода к владельцам факторов производства и т.д. (рис. 7.4). Причина и следствие меняются местами, и модель круговых потоков принимает вид кругооборота.
Рис. 7.4
Если совокупные расходы, определяющие совокупный спрос, снижаются, то и совокупный объем занятости и выпуска падает, что снижает совокупные доходы, определяющие, в свою очередь, совокупный спрос. Поэтому важной задачей макроэкономической политики является стабилизация совокупного спроса.
Подходы к разрешению этой задачи различны у представителей различных направлений макроэкономической теории. Представители кейнсианского направления предлагают осуществлять стабилизацию совокупных расходов с помощью изменения величин государственных расходов, налогов и денежного предложения. Монетаристы считают изменение денежной массы универсальным средством стабилизации экономики. В рамках неокейнсианского подхода разрабатываются концепции макроэкономического управления ожиданиями экономических агентов при медленном изменении уровней заработной платы и цен. В неоклассической модели рациональных ожиданий цены и заработная плата быстро реагируют на изменения рыночной конъюнктуры и поэтому экономика быстро стабилизируется в обстановке доверия экономических агентов к политике правительства и Центрального банка.
Краткие выводы:
1. В смешанной экономической системе роль регуляторов национальной экономики выполняют рынок и государственное управление. Необходимость активного участия государства в экономической жизни общества вызвана: а) потребностью поддержания условий саморегулирования экономики, эффективного функционирования рынка; б) недостатками саморегулирования и необходимостью их преодоления; в) потребностью определенного перераспределения доходов, повышения доступности некоторых товаров и услуг.
2. В современной экономике государство выполняет следующие основные функции: а) создание правовой основы экономической деятельности ("правил игры"); б) защита и развитие конкуренции; в) организация производства определенных товаров и услуг; г) перераспределение доходов; д) учет побочных (внешних) эффектов; е) осуществление макроэкономической стабилизации.
3. Государство использует методы прямого (принуждение) и косвенного (побуждение) регулирования экономических отношений. Первое предполагает непосредственное установление определенных обязательных норм во взаимоотношениях экономических субъектов, второе — воздействие на деятельность экономических субъектов путем изменения условий, в которых она осуществляется.
4. Экономическая политика государства — это принимаемые государством меры, направленные на решение экономических проблем общества. Эта политика должна отражать общественные предпочтения. Теория общественного выбора — это раздел экономической науки, изучающий процесс принятия решений государством. Проблема общественного выбора включает два наиболее важных момента: а) создание возможности для выявления общественных предпочтений; б) организация практической реализации общественных предпочтений.
Основные термины и понятия
• Внешний (побочный) эффект
• Косвенное государственное регулирование
• Кругообороты, в экономике с участием, государства
• Необходимость государственного регулирования экономики
• Прямое государственное регулирование
• Товары и услуги общественного пользования
• Трансфертные платежи
• Экономическая политика государства
• Экономические функции государства
Упражнения
Упражнение 1. Для каждого из приведенных ниже утверждений подберите правильный термин или понятие.
1. Целенаправленная деятельность государства направленая на создание правовых, экономических и социальных предпосылок необходимых для эффективного функционирования рыночного механизма и минимизации его отрицательных последствий.
2. Обеспечение экономического роста, стабильности цен и полной занятости.
3. Непосредственное установление определенных обязательных норм во взаимоотношениях экономических субъектов.
4. Система мероприятий государства, нацеленных на решение экономических проблем общества.
5. Государственные закупки, налоги, трансферты, денежная эмиссия и т. п.
6. Влияние на деятельность экономических субъектов с помощью изменения условий, в которых эта деятельность осуществляется.
7. Правовые условия деятельности экономических субъектов.
8. Переход некоторых издержек или выгод, связанных с производством и потреблением определенных товаров, к субъектам, не являющимся их непосредственными продавцами или покупателями.
9. Раздел экономической науки, изучающий процесс принятия решений государством.
Термины, и понятия: •
а) инструменты государственного регулирования;
б) "правила игры" в экономике;
в) государственное регулирование экономики;
г) прямое государственное регулирование;
д) внешний эффект;
е) теория общественного выбора;
ж) цели макроэкономической стабилизации;
з) экономическая политика государства;
и) косвенное государственное регулирование.
Упражнение 2. Найдите единственно правильный ответ.
1. Какие факторы вызывают в современных условиях необходимость государственного вмешательства в экономику:
а) субъекты рынка заинтересованы в снижении (устранении) конкуренции, а поэтому необходимо защищать конкуренцию;
б) неконтролируемая дифференциация доходов угрожает социальной стабильности, усложняет прогресс общества;
в) рыночный механизм не может обеспечить достаточную заинтересованность субъектов бизнеса в производстве определенных товаров и услуг;
г) правильный ответ указан в пунктах а, б;
д) правильный ответ указан в пунктах а, б, в;
е) правильный ответ указан в пунктах а, в?
2. Необходимым условием эффективного государственного регулирования экономики является:
а) преобладание государственной собственности над частной;
б) преобладание государственного капитала в энергетике, транспорте, банковской сфере;
в) отсутствие противоречий между законодательной и исполнительной властью;
г) достаточно стабильные основы хозяйственного законодательства;
д) правильный ответ указан в пунктах в, г;
е) правильный ответ указан в пунктах б, в, г.
3. К экономическим функциям государства в современных общественных системах не относится:
а) защита конкуренции;
б) социальное обеспечение определенных слоев населения;
в) стабилизация экономики;
г) перераспределение доходов;
д) устранение побочного (внешнего) эффекта;
е) гарантирование определенного минимума дохода каждому трудоспособному члену общества;
ж) правильный ответ отсутствует.
4. Внешние (побочные) эффекты в экономике — это:
а) переход некоторых выгод или затрат, связанных с производством или потреблением определенных товаров, к субъектам, не являющимся их непосредственными продавцами или покупателями;
б) вредное влияние производства на окружающую природную среду, связанное с недостаточно эффективной системой технологической защиты;
в) элементы недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности, которые наносят ущерб покупателям определенных товаров или услуг;
г) в целом положительные новые нормативные документы государства, которые, в силу определенных обстоятельств, привносят и некоторые отрицательные моменты в условия хозяйственной деятельности;
д) правильный ответ указан в пунктах б, в, г;
е) правильный ответ отсутствует.
5. Государство в системе смешанной экономики:
а) использует только методы косвенного (экономического) влияния на поведение экономических субъектов;
б) использует методы прямого (административного) и косвенного влияния на поведение экономических субъектов;
в) стремится избегать методов административного влияния на поведение экономических субъектов;
г) может обойтись без методов административного влияния на поведение экономических субъектов, к чему следует стремиться;
д) правильный ответ указан в пунктах б, г.
6. Стабилизационная макроэкономическая функция государства должна обеспечить:
а) сдерживание инфляции;
б) возрастание объемов национального производства;
в) сокращение государственных расходов;
г) абсолютную занятость;
д) развитие мелкого бизнеса;
е) правильный ответ указан в пунктах а, б, в, г, д;
ж) правильный ответ указан в пунктах а, б, в, г;
з) правильный ответ указан в пунктах а, б.
7. Что здесь логически лишнее:
а) налоги;
б) государственные расходы;
в) антимонопольная политика;
г) кредитно-денежное регулирование;
д) лицензирование;
е) ценовая конкуренция?
8. В модели кругооборота ресурсов, товаров и денег домохозяйства выступают:
а) субъектами рынка ресурсов;
б) субъектами рынка конечных продуктов;
в) покупателями ресурсов;
г) правильный ответ указан в пунктах а, б.
9. К основным экономическим целям общества не относится:
а) экономический рост;
б) обеспечение занятости;
в) социальная защита определенных слоев населения;
г) достижение стабильного общего уровня цен;
д) поддержка малых предприятий.
10. Государственные дотации — это:
а) денежные средства, которые безвозмездно направляются только государственным производителям определенных говаров и услуг;
б) все расходы государственного бюджета;
в) направление государственных денежных средств на приобретение важнейших для страны импортных товаров;
г) прямая или косвенная государственная финансовая под-цержка предприятий;
д) правильный ответ отсутствует.
11. Границы и направления государственного регулирования в.системе смешанной экономики определяются:
а) амбициями государственных служащих;
б) неспособностью рынка эффективно регулировать некоторые экономические процессы;
в) необходимостью координации спроса и предложения с целью регулирования цен;
г) правильный ответ отсутствует.
12. Экономисты кейнсианского направления рекомендуют в период экономического спада:
а) увеличивать косвенные налоги;
б) увеличивать прямые налоги;
в) увеличивать государственные расходы;
г) стимулировать импорт, ограничивая экспорт.
13. Любое частное предприятие в системе смешанной экономики:
а) заинтересовано в развитии конкуренции;
б) не заинтересовано в развитии конкуренции;
в) с одной стороны заинтересовано в наличии конкуренции, с другой стороны, — нет;
г) заинтересовано в поддержании конкуренции;
д) правильные ответы указаны в пунктах а, г.
14. К прямому государственному регулированию не относится:
а) установление минимальных размеров уставных фондов предприятий;
б) установление размера минимальной заработной платы;
в) непосредственное установление цен на определенные товары и услуги;
г) установление экспортных пошлин;
д) установление требований по сохранению специализации предприятия после его приватизации.
15. Увеличение количества частных предприятий в стране — признак:
а) эффективности прямого государственного регулирования;
б) эффективности косвенного государственного регулирования;
в) уменьшения объемов производства в государственном секторе экономики;
г) благоприятных условий для развития бизнеса в стране;
д) правильные ответы указаны в пунктах в, г.
Упражнение 3. Определите, какие из положений правильные, а какие ошибочные.
1. Общественные товары должны производиться только государством.
2. Побочные эффекты в экономике — это отрицательные эффекты производства товаров.
3. В смешанной экономике должны четко определяться максимальные пределы вмешательства государства в экономику.
4. Регулирование экономических отношений со стороны государства неизбежно в любом обществе.
5. У рынка нет внутренних "врагов".
6. Среднее образование, за которое родителям не нужно платить деньги, является примером перераспределения доходов.
7. Домашние хозяйства не являются субъектами предложения на рынках ресурсов.
8. Государство не может быть покупателем потребительских товаров.
9. "Правила игры", устанавливаемые государством, распространяются только на предприятия частного сектора экономики.
10. Любое предприятие совершенно не заинтересовано в конкуренции.
11. Частный сектор не проявляет достаточного интереса к созданию определенных товаров и услуг, необходимых обществу.
12. Рынок обладает должным иммунитетом против монополизма.
13. Внешний эффект — это отрицательный для "третьего" лица эффект.
14. Прямое государственное регулирование неблагоприятно для экономики.
15. Выявление общественных экономических предпочтений абсолютно невозможно в современном обществе.
16. Необходимость государственного вмешательства в экономику определяется неспособностью рынка решать ряд экономических проблем.