Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия

В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель круговых потоков(или модель кругооборота ВНП, доходов и расходов). В своей элементар­ной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов — домашние хозяйства и фир­мы — и не предполагает государственного вмешательства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром (рис. 7.2).

Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия - student2.ru

Рис. 7.2

Из схемы видно, что экономика является замкнутой системой, в кото­рой доходы одних экономических агентов предстают как расходы других.

Расходы фирм на ресурсы (или их издержки) одновременно представля­ют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хо­зяйств. С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции.

Потоки "доходы-расходы" и "ресурсы-продукция" осуществляются од­новременно в противоположных направлениях и бесконечно повторяются. Ос­новным выводом из модели является равенство суммарной величины продаж фирм суммарной вeличине доходов домашних xoзяйств. Это означает, что да закрытой экономики т.е.без каких-либо связей с внешним миром) без государ­ственного вмешательства величина общего объема производства в денежной выражении равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.

В открытой экономикес государственным вмешательством модель круго­вых потоков несколько усложняется (см. рис. 7.3).

Когда в модель вводятся две другие, группы экономических агентов — правительство и остальной мир — то указанное равенство нарушается, так как из потока "доходы-расходы" образуются "утечки"в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. "Утечки"— любое использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции. Одновременно в поток "доходы-расходы" вливаются дополнительные средства в виде "инъекций" — инвестиции, государственные расходы и экспорт. "Инъекции"— любое дополнение к потре­бительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны.

Схема взаимодействия между решениями домашних хозяйств о расходах и решениями фирм по поводу производства остается прежней, хотя и усложня­ется: с помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов государство регулирует колебания в уровнях производства, занятости и инфляции.

Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия - student2.ru

Рис. 7.3

Если домашние хозяйства решают тратить меньше, то фирмы вынужде­ны сокращать выпуск продукции, что, в свою очередь, приводит к снижению доходов. Уровень спроса на товары определяет уровень производства и занято­сти, а уровень выпуска определяет уровень доходов владельцев факторов произ­водства, которые (доходы), в свою очередь, определяют совокупный спрос.

Основной вывод из модели круговых потоков:реальный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных рас­ходов домашних хозяйств, фирм, государства, и остального мира совокупному объёму производства. Совокупные расходы дают толчок к росту занятости, выпуска и доходов; из этих доходов вновь финансируются расходы экономических агентов, которые снова возвращаются в виде дохода к владельцам факторов производства и т.д. (рис. 7.4). Причина и следствие меняются местами, и мо­дель круговых потоков принимает вид кругооборота.

Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия - student2.ru

Рис. 7.4

Если совокупные расходы, определяющие совокупный спрос, снижают­ся, то и совокупный объем занятости и выпуска падает, что снижает совокуп­ные доходы, определяющие, в свою очередь, совокупный спрос. Поэтому важ­ной задачей макроэкономической политики является стабилизация совокупного спроса.

Подходы к разрешению этой задачи различны у представителей раз­личных направлений макроэкономической теории. Представители кейнсианского направления предлагают осуществлять стабилизацию совокуп­ных расходов с помощью изменения величин государственных расходов, нало­гов и денежного предложения. Монетаристы считают изменение денежной массы универсальным средством стабилизации экономики. В рамках неокейнсианского подхода разрабатываются концепции макроэконо­мического управления ожиданиями экономических агентов при медленном из­менении уровней заработной платы и цен. В неоклассической модели рациональных ожиданий цены и заработная плата быстро реагируют на измене­ния рыночной конъюнктуры и поэтому экономика быстро стабилизируется в обстановке доверия экономических агентов к политике правительства и Цен­трального банка.

Краткие выводы:

1. В смешанной экономической системе роль регуляторов национальной экономики выполняют рынок и государствен­ное управление. Необходимость активного участия государ­ства в экономической жизни общества вызвана: а) потребно­стью поддержания условий саморегулирования экономики, эффективного функционирования рынка; б) недостатками са­морегулирования и необходимостью их преодоления; в) по­требностью определенного перераспределения доходов, повы­шения доступности некоторых товаров и услуг.

2. В современной экономике государство выполняет сле­дующие основные функции: а) создание правовой основы эко­номической деятельности ("правил игры"); б) защита и раз­витие конкуренции; в) организация производства определен­ных товаров и услуг; г) перераспределение доходов; д) учет побочных (внешних) эффектов; е) осуществление макроэко­номической стабилизации.

3. Государство использует методы прямого (принуждение) и косвенного (побуждение) регулирования экономических отношений. Первое предполагает непосредственное установ­ление определенных обязательных норм во взаимоотношени­ях экономических субъектов, второе — воздействие на дея­тельность экономических субъектов путем изменения усло­вий, в которых она осуществляется.

4. Экономическая политика государства — это принимае­мые государством меры, направленные на решение эконо­мических проблем общества. Эта политика должна отражать общественные предпочтения. Теория общественного выбора — это раздел экономической науки, изучающий процесс приня­тия решений государством. Проблема общественного выбора включает два наиболее важных момента: а) создание возмож­ности для выявления общественных предпочтений; б) орга­низация практической реализации общественных пред­почтений.

Основные термины и понятия

• Внешний (побочный) эффект

• Косвенное государственное регулирование

• Кругообороты, в экономике с участием, государства

• Необходимость государственного регулирования эконо­мики

• Прямое государственное регулирование

• Товары и услуги общественного пользования

• Трансфертные платежи

• Экономическая политика государства

• Экономические функции государства

Упражнения

Упражнение 1. Для каждого из приведенных ниже утвер­ждений подберите правильный термин или понятие.

1. Целенаправленная деятельность государства направленая на создание правовых, экономических и социальных предпосы­лок необходимых для эффективного функционирования рыноч­ного механизма и минимизации его отрицательных последствий.

2. Обеспечение экономического роста, стабильности цен и полной занятости.

3. Непосредственное установление определенных обязатель­ных норм во взаимоотношениях экономических субъектов.

4. Система мероприятий государства, нацеленных на ре­шение экономических проблем общества.

5. Государственные закупки, налоги, трансферты, денеж­ная эмиссия и т. п.

6. Влияние на деятельность экономических субъектов с помощью изменения условий, в которых эта деятельность осу­ществляется.

7. Правовые условия деятельности экономических субъектов.

8. Переход некоторых издержек или выгод, связанных с производством и потреблением определенных товаров, к субъектам, не являющимся их непосредственными продавца­ми или покупателями.

9. Раздел экономической науки, изучающий процесс при­нятия решений государством.

Термины, и понятия: •

а) инструменты государственного регулирования;

б) "правила игры" в экономике;

в) государственное регулирование экономики;

г) прямое государственное регулирование;

д) внешний эффект;

е) теория общественного выбора;

ж) цели макроэкономической стабилизации;

з) экономическая политика государства;

и) косвенное государственное регулирование.

Упражнение 2. Найдите единственно правильный ответ.

1. Какие факторы вызывают в современных условиях не­обходимость государственного вмешательства в экономику:

а) субъекты рынка заинтересованы в снижении (устранении) конкуренции, а поэтому необходимо защищать конкуренцию;

б) неконтролируемая дифференциация доходов угрожает социальной стабильности, усложняет прогресс общества;

в) рыночный механизм не может обеспечить достаточную заинтересованность субъектов бизнеса в производстве опреде­ленных товаров и услуг;

г) правильный ответ указан в пунктах а, б;

д) правильный ответ указан в пунктах а, б, в;

е) правильный ответ указан в пунктах а, в?

2. Необходимым условием эффективного государственно­го регулирования экономики является:

а) преобладание государственной собственности над частной;

б) преобладание государственного капитала в энергетике, транспорте, банковской сфере;

в) отсутствие противоречий между законодательной и ис­полнительной властью;

г) достаточно стабильные основы хозяйственного законо­дательства;

д) правильный ответ указан в пунктах в, г;

е) правильный ответ указан в пунктах б, в, г.

3. К экономическим функциям государства в современ­ных общественных системах не относится:

а) защита конкуренции;

б) социальное обеспечение определенных слоев населения;

в) стабилизация экономики;

г) перераспределение доходов;

д) устранение побочного (внешнего) эффекта;

е) гарантирование определенного минимума дохода каж­дому трудоспособному члену общества;

ж) правильный ответ отсутствует.

4. Внешние (побочные) эффекты в экономике — это:

а) переход некоторых выгод или затрат, связанных с про­изводством или потреблением определенных товаров, к субъек­там, не являющимся их непосредственными продавцами или покупателями;

б) вредное влияние производства на окружающую природ­ную среду, связанное с недостаточно эффективной системой технологической защиты;

в) элементы недобросовестной конкуренции в предприни­мательской деятельности, которые наносят ущерб покупате­лям определенных товаров или услуг;

г) в целом положительные новые нормативные документы государства, которые, в силу определенных обстоятельств, привносят и некоторые отрицательные моменты в условия хозяйственной деятельности;

д) правильный ответ указан в пунктах б, в, г;

е) правильный ответ отсутствует.

5. Государство в системе смешанной экономики:

а) использует только методы косвенного (экономического) влияния на поведение экономических субъектов;

б) использует методы прямого (административного) и кос­венного влияния на поведение экономических субъектов;

в) стремится избегать методов административного влия­ния на поведение экономических субъектов;

г) может обойтись без методов административного влия­ния на поведение экономических субъектов, к чему следует стремиться;

д) правильный ответ указан в пунктах б, г.

6. Стабилизационная макроэкономическая функция госу­дарства должна обеспечить:

а) сдерживание инфляции;

б) возрастание объемов национального производства;

в) сокращение государственных расходов;

г) абсолютную занятость;

д) развитие мелкого бизнеса;

е) правильный ответ указан в пунктах а, б, в, г, д;

ж) правильный ответ указан в пунктах а, б, в, г;

з) правильный ответ указан в пунктах а, б.

7. Что здесь логически лишнее:

а) налоги;

б) государственные расходы;

в) антимонопольная политика;

г) кредитно-денежное регулирование;

д) лицензирование;

е) ценовая конкуренция?

8. В модели кругооборота ресурсов, товаров и денег домохо­зяйства выступают:

а) субъектами рынка ресурсов;

б) субъектами рынка конечных продуктов;

в) покупателями ресурсов;

г) правильный ответ указан в пунктах а, б.

9. К основным экономическим целям общества не относится:

а) экономический рост;

б) обеспечение занятости;

в) социальная защита определенных слоев населения;

г) достижение стабильного общего уровня цен;

д) поддержка малых предприятий.

10. Государственные дотации — это:

а) денежные средства, которые безвозмездно направляют­ся только государственным производителям определенных говаров и услуг;

б) все расходы государственного бюджета;

в) направление государственных денежных средств на при­обретение важнейших для страны импортных товаров;

г) прямая или косвенная государственная финансовая под-цержка предприятий;

д) правильный ответ отсутствует.

11. Границы и направления государственного регулирова­ния в.системе смешанной экономики определяются:

а) амбициями государственных служащих;

б) неспособностью рынка эффективно регулировать неко­торые экономические процессы;

в) необходимостью координации спроса и предложения с целью регулирования цен;

г) правильный ответ отсутствует.

12. Экономисты кейнсианского направления рекоменду­ют в период экономического спада:

а) увеличивать косвенные налоги;

б) увеличивать прямые налоги;

в) увеличивать государственные расходы;

г) стимулировать импорт, ограничивая экспорт.

13. Любое частное предприятие в системе смешанной эко­номики:

а) заинтересовано в развитии конкуренции;

б) не заинтересовано в развитии конкуренции;

в) с одной стороны заинтересовано в наличии конкурен­ции, с другой стороны, — нет;

г) заинтересовано в поддержании конкуренции;

д) правильные ответы указаны в пунктах а, г.

14. К прямому государственному регулированию не отно­сится:

а) установление минимальных размеров уставных фондов предприятий;

б) установление размера минимальной заработной платы;

в) непосредственное установление цен на определенные товары и услуги;

г) установление экспортных пошлин;

д) установление требований по сохранению специализа­ции предприятия после его приватизации.

15. Увеличение количества частных предприятий в стра­не — признак:

а) эффективности прямого государственного регулирова­ния;

б) эффективности косвенного государственного регулиро­вания;

в) уменьшения объемов производства в государственном секторе экономики;

г) благоприятных условий для развития бизнеса в стране;

д) правильные ответы указаны в пунктах в, г.

Упражнение 3. Определите, какие из положений пра­вильные, а какие ошибочные.

1. Общественные товары должны производиться только государством.

2. Побочные эффекты в экономике — это отрицательные эффекты производства товаров.

3. В смешанной экономике должны четко определяться максимальные пределы вмешательства государства в эко­номику.

4. Регулирование экономических отношений со стороны государства неизбежно в любом обществе.

5. У рынка нет внутренних "врагов".

6. Среднее образование, за которое родителям не нужно платить деньги, является примером перераспределения доходов.

7. Домашние хозяйства не являются субъектами предло­жения на рынках ресурсов.

8. Государство не может быть покупателем потребитель­ских товаров.

9. "Правила игры", устанавливаемые государством, рас­пространяются только на предприятия частного сектора эко­номики.

10. Любое предприятие совершенно не заинтересовано в конкуренции.

11. Частный сектор не проявляет достаточного интереса к созданию определенных товаров и услуг, необходимых обществу.

12. Рынок обладает должным иммунитетом против моно­полизма.

13. Внешний эффект — это отрицательный для "третьего" лица эффект.

14. Прямое государственное регулирование неблагоприят­но для экономики.

15. Выявление общественных экономических предпочте­ний абсолютно невозможно в современном обществе.

16. Необходимость государственного вмешательства в эко­номику определяется неспособностью рынка решать ряд эко­номических проблем.

Наши рекомендации