Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка:

1) монополия;

2) несовершенная (асимметричная) информация;

3) внешние эффекты;

4) общественные блага.

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные — с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

Чисто общественное благо — это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет, т.е. товары и услуги коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. — эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляются коллективно и неизбирательны в потреблении. Последнее означает, что потребление общественных товаров одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие товары неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

В связи с этим в экономической литературе подчеркивается необходимость выполнения государством еще трех глобальных функций: эффективность, справедливость и стабильность.

Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства (антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции) Поддержание действия конкуренции — его важнейшая функция.

Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержания нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме этого, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных — это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержки экономической стабильности, сглаживания циклической формы развития экономики, антиинфляционная политика.

Тесты:

1. Отличительной чертой традиционной экономики является:

а. Принадлежность индивида своей первоначальной общности;

б. Наличие единого экономического центра;

в. Открытость экономических связей;

г. Невмешательство государства.

2. Собственность как экономическая категория выражает …

а. Вещь, которая подвергается воздействию человека;

б. Присвоение индивидом предметов природы;

в. Отношение человека к вещи;

г. Отношения между людьми по поводу присвоения благ.

Тема 4: МЕХАНИЗМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЫНКОВ

План:

1.Спрос. Эластичность спроса.

2.Предложение. Эластичность предложения.

3.Рыночное равновесие.

1.Спрос. Эластичность спроса

Спрос - …

Индивидуальный и совокупный рыночный спрос на товар.

Рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара А. Предположим, что при цене $ 30 за одну условную единицу покупатель готов купить лишь 1 единицу блага А, при цене $ 15 - 3 единицы и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком:

Р            
1 2 3 4 Q

Кривая спроса характеризует …

Закон изменения спроса:

Исключения из закона спроса:

Q Q
p
p

… | …

В общем виде QD=F(Р), где QD - величина спроса (demand), Р - цена (price).

Однако спрос - величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины. Графически изменения объема спроса выражаются в "движении" по кривой спроса вниз или вверх Изменение же спроса выражается в "движении" кривой спроса, в ее смещении вправо или влево.

Неценовые факторы спроса:

-

-

-

-

-

Эти факторы способствуют сдвигу кривой индивидуального спроса вправо или влево.

Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru
Эластичность спроса -

Мерой такого измерения служит коэффициент эластичности спроса.

Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru

где Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru - эластичность спроса по цене; Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru - изменение объема спроса, %; Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru - изменение цены, %.

Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от характера потребности в данном товаре. Существуют товары низкой эластичности, спрос на которые стабилен, и товары высокой эластичности, спрос на которые резко меняется при изменении цены.

Если, например, повышению цены на 1% соответствует снижение спроса более, чем на 1%, то говорят, что спрос эластичен (коэффициент эластичности больше 1); если повышению цены на 1% соответствует понижение спроса на 1%, то спрос единичной эластичности (нейтрален) (коэффициент эластичности равен 1); если повышение цены на 1% влечет за собой понижение спроса менее, чем на 1%, то спрос неэластичен (коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1). Существуют различные варианты проявления эластичности:

р
р
р
р
р
Q Q Q Q Q Эластичный Неэластичный Единичной Абсолютно эластичный Абсолютно не- спрос спрос эластичности спрос эластичный спрос

Перекрестная эластичность выражается в двух товарах - А и В.

Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru

где Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru - изменение объема спроса на благо В; QВ- объем спроса блага В; Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru - изменение цены блага А; РА- цена блага А.

Перекрестная эластичность спроса показывает …

Если Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru , то блага …

Если Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru , то блага …

Эластичность спроса относительно дохода …

Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru

где Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru - изменение объема спроса; Q - объем спроса; Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru - изменение величины дохода; I - величина дохода.

Если Еi > 0, то …

Если Еi < 0, то …

2.Предложение. Эластичность предложения

Предложение –

Как и для спроса, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения. Например, при цене $ 20 производитель согласен продать лишь 1 единицу блага, при цене $ 30 - 4 единицы, а при цене $ 50 - 7 единиц блага А.

Р          
1 2 3 4 7 Q

Диаграмма может быть графически представлена кривой предложения, направленной …

Закон предложения:

Совокупное предложение на рынке представляется аналогичной кривой предложения, направленной таким же образом, показывающей …

В общем виде QS=F(P), где QS - величина предложения (supply), Р - цена.

Неценовые факторы предложения:

-

-

-

-

-

-

Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов, кривая предложения более крутая.

Кривая предложения строится при соблюдении ряда условий:

- издержки производства известны: если они уменьшаются, производители согласны предложить то же количество товара, что и раньше, но по пониженным ценам, или больше - по текущим ценам;

- цены на товары-заменители установлены;

- предполагается, что изменение цены - единственно возможный путь.

Если перечисленные условия меняются, то кривая предложения перемещается: рост предлагаемого количества товара по различным ценам вызывает ее перемещение вправо и вниз, его сокращение - вызывает перемещение этой кривой влево и вверх.

Если условия постоянны, то изменение цены означает движение вдоль кривой предложения.

Эластичность предложения -

Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru

Где Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru - эластичность предложения по цене; Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru - изменение объема предложения, %; Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru - изменение цены, %.

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают ряд периодов:

-

-

-

3.Рыночное равновесие –

Равновесная цена (РЕ) -

Однако равновесие может быть нарушено в силу действия определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены.

Устойчивое равновесие -

Неустойчивое равновесие -

Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику - student2.ru

Дефицит –

Профицит –

Тесты:

1. Товаром-субститутом для самолета не является:

а. Автомобиль; б. Теплоход; в. Поезд; г. Ракета.

2. Если рост дохода в 1,2 раза привел к увеличению спроса на 5 %, то эластичность спроса по доходу равна:

а. 0,5; б. 4; в. 0,25; г. 2.

3. Фирма, производящая шампунь, объявила о временном снижении цен со 100 до 80 рублей за единицу продукции. В результате этих мер фирма продала в 2 раза больше шампуня. Коэффициент эластичности равен:

а. 5; б. 2,5; в. 0,2; г. 1,6.

4. Закон спроса безусловно действует в случае:

а. Покупки нормальных (качественных) товаров;

б. Покупки редких и престижных товаров;

в. Ажиотажного спроса;

г. Переключения спрос на новые, более качественные товары.

Тема 5: ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

План:

1.Сущность экономических издержек.

2.Издержки в краткосрочном периоде времени.

3.Издержки в долгосрочном периоде времени.

1.Сущность экономических издержек

Экономические издержки –

Бухгалтерские издержки (явные) –

Неявные издержки –

Бухгалтерская прибыль -

Экономическая прибыль -

Нормальная прибыль -

2.Издержки в краткосрочном периоде времени

Определение функциональной зависимости затрат от объема произведенной продукции, т.е. построение функции затрат:

С=f(Q),

где Q - количество единиц произведенной продукции; С - величина затрат, руб.

С этой точки зрения величина затрат может быть разделена на две составляющие.

1. Постоянные затраты (FC) -

2. Переменные затраты (VС) -

TC(Q) =TFC + TVC(Q),

где TC (Q) - общие затраты при производстве Q единиц продукции; TFC - общие постоянные затраты; TVC (Q) - общие переменные затраты при производстве Q единиц продукции.

ТС
Q

Средние затраты –

АTС = TC/Q = TFC/Q + TVC/Q = AFC + AVC

где AFC - средние постоянные затраты при производстве Q единиц продукции; AVC - средние переменные затраты при производстве Q единиц продукции.

Средние постоянные затраты: TFC = const, а AFC = TFC/Q,

AFC*Q = TFC = const.

Применяемый вид функции AVC и соответственно функции АTС выводится из так называемого закона убывающей производительности.

Закон убывающей производительности:

ТС
Q

Допустим, предприятие выпускает Q единиц продукции с общими затратами ТС. Возникает вопрос: на какую величину ΔТС увеличатся общие затраты при увеличении выпуска на ΔQ единиц. Такой подход приводит к понятию предельных затрат –

МС = ΔТС/ΔQ

Если функция общих затрат дифференцируема, то предельные затраты представляют собой первую производную функции общих затрат:

МС = dTC/dQ = dTFC/dQ + dTVC/dQ = 0 + dTVC/dQ

Из формулы видно, что общие предельные затраты равны предельным переменным затратам и не зависят от постоянных затрат.

Функции предельных и средних затрат весьма тесно взаимосвязаны:

Строгое доказательство:

МС = dTC/dQ , АС = TC/Q .

Отсюда ТС = АСQ.

МС = dTC/dQ = dACQ/dQ .

Следовательно, MC = AC+QdAC/dQ .

Из этого выражения можно сделать три вывода:

1) если АС возрастает, то dAC/dQ > 0. Следовательно, МС … АС.

2) если АС убывает, то dAC < 0. Следовательно, МС … АС.

3) в низшей точке кривой АС (при минимуме средних затрат) dAC/dQ = 0. Следовательно, МС … АС.

3.Издержки в долгосрочном периоде времени

В долгосрочном периоде все факторы являются переменными.

Затраты в долгосрочном периоде когда все факторы являются переменными характеризует кривая средних издержек.(LАТС)

Кривая долгосрочных средних издержек отражает …

И:

1) проходит по касательной ко всем возможным краткосрочным кривым средних издержек (AC).

2) имеет U – образную форму в силу действия эффекта масштаба.

3) закон убывающей отдачи в LR не действует.

LATC

Q

Эффект масштаба –

Основные виды эффекта масштаба:

1. Положительный –

2. Постоянный –

3. Отрицательный –

Факторы положительного эффекта масштаба:

- Специализация труда рабочих и управленческого персонала

- Эффект использования капитала

- Производство побочных продуктов

- Выпуск продукции на базе отходов основного производства

Факторы отрицательного эффекта масштаба:

- Сложности управления

- Рост транспортных расходов

- Трудности контроля за реализацией решения руководства фирмы

- Рост затрат на передачу и обработку информации необходимой для принятия решений

- Возможность возникновения локальных интересов противоречащих интересам фирмы в целом

Эффект масштаба определяется производственной функцией отражающей изменение объема выпуска при увеличении затрат всех ресурсов. Эффект масштаба иллюстрируется различными участками кривой LАТС.

+ - LATC

const

Q

Q = A*Kα * Lβ

α + β = 1 – постоянный эффект

α + β > 1 – положительный эффект

α + β < 1 – отрицательный эффект.

α , β – коэффициенты эластичности по K и L.

Минимальный эффективный размер фирмы (minimal effecient scale)-

это

Типы кривых АТС

1. В Пределах объема выпуска Q1-Q2 различные по размеру фирмы …

+ -

Сonst

Q1 Q2

2. Данный объем потребительского спроса может быть обеспечен …

+ Эффект продолжительный

- Относительно отдаленный

+

-

Q2

3.Данный объем потребительского спроса может быть обеспечен …

+ Эффект невелик

- Возникает очень быстро.

Q1

Тесты:

1. При выпуске 10-й единицы продукции валовые издержки составляют 1430 ден.ед., а при выпуске 11-й – 1470 ден.ед., то предельные издержки равны:

a. 40; б. 143; в. 1336,6; г. 56.

2. Предприятие выпускает и реализует 10 наборов посуды по 28 ден.ед. Затраты: сырье – 1200 ден.ед.; постоянные издержки – 300; зарплата – 500; энергия – 300. Величина средней прибыли равна:

a. 80; б. 50; в. 230; г. 280.

3. Если в краткосрочном периоде фирма производит 500 ед. продукции при средних переменных издержках равных 2 руб. и средних постоянных издержках равных 1 руб., то общие издержки равны:

a. 3 руб.; б. 503 руб.; в. 750 руб.; г. 1500 руб.

4. Функция спроса на продукцию монополиста Р = 30 – 2Q. Функция общих затрат ТС = 100 – 15Q. Цена, при которой фирма максимизирует прибыль равна:

a. 15; б. 7,5; в. 22,5; г. 20.

Тема 6: КОНКУРЕНЦИЯ. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

План:

1.Совершенная конкуренция.

2.Несовершенная конкуренция. Типы несовершенной конкуренции.

1. Совершенная конкуренция.

Рыночная конкуренция –

Функции конкуренции:

1. Регулирующая функция: …

2. Распределительная функция …

3. Инновационная функция…

4. Контролирующая функция…

Рыночная структура –

Рыночные структуры отличаются:

· Количеством и размером фирм;

· Степенью однородности товаров;

· Легкостью входа на рынок и выхода;

· Доступность информации.

С точки зрения влияния продавца на рыночную цену все рыночные структуры делятся на совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция –

Характеристики совершенной конкуренции:

-

-

-

-

-

-

2. Несовершенная конкуренция. Типы несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция –

Типы несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия –

2. Монопсония –

3. Двусторонняя монополия -

4. Олигополия –

5. Частный случай олигополии – дуополия …

6. Олигопсония –

7. Монополистическая конкуренция –

Тесты:

1. Кто разработал теорию олигополии как типа рынка несовершенной конкуренции?

а. Курно; б. Маркс; в. Маршалл; г.Смит.

2. Антимонопольное законодательство в первую очередь нацелено на обеспечение:

а. Условий конкуренции; в. Потребительского спроса;

б. Экономической свободы; г. Полной занятости.

3. Фирма действует на рынке … , если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, продукт однородный и \ или дифференцированный:

а. Совершенной конкуренции; в. Монопсонии;

б. Монополистической конкуренции; г. Олигополии.

4. Условия совершенной конкуренции не выполняются если:

а. Цена равна предельному доходу;

б. Кривая спроса на продукт имеет отрицательный наклон;

в. Кривая средних переменных издержек имеет U-образную форму;

г. Кривая спроса на продукт фирмы – горизонтальная линия.

Тема 7: НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

План:

1.Экономический кругооборот. Основные проблемы макроэкономики.

2.Измерение объема производства, национального дохода и уровня цен.

1.Экономический кругооборот. Основные проблемы макроэкономики

В современной западной экономической литературе непрерывность производства в масштабах общества рассматривается в модели экономического оборота продуктов и дохода:

1)домашние хозяйства
3)фирмы
А)внешний рынок
Б)рынок готовых товаров и услуг
В)финансовый рынок
Г)рынок ресурсов
2)государства

Наши рекомендации