Затраты на качество продукции

Ответ

, В теории менеджмента качества существуют две ос­новные классификации расходов на качество:

• классификация А. Фейгенбаума;

• классификация школы Ф. Кросби.

Фейгенбаум классифицировал затраты на качество на четыре группы:

• расходы на контроль и инспекцию качества;

• расходы на предупредительные действия;

• расходы на устранение внутренних дефектов;

• расходы на устранение внешних дефектов.

Кросби делил затраты на качество на две группы:

• затраты на соответствие;

• затраты на несоответствие (рис. 39).

В отечественной трактовке затраты, связанные с ка­чеством продукции, представляют собой:

• издержки обеспечения и гарантирования должного
уровня качества продукции (рис. 40);

затраты, связанные с потерями в случае недостиже­ния должного уровня качества. В ходе разработки, освоения производства и непо­средственно выпуска новой продукции образуются так называемые базовые затраты, большая часть которых



затраты на качество продукции - student2.ru

затраты на качество продукции - student2.ru

отражает стоимостную величину различных факторов производства, а также общепроизводственные и обще­хозяйственные расходы, относимые на изготовление продукции через смету затрат, и дополнительные зат­раты, обусловленные совершенствованием продукции и восстановлением качества продукции до должного уровня в случае его недостижения.

Одной из статей дополнительных затрат являются расходы на оценку качества, включающие в свой состав:

• затраты на контролирующий персонал;

• затраты на специальное контрольно-измерительное
оборудование;

• накладные расходы отдела технического контроля
или службы качества;

• затраты на информацию в сфере торговли;

• затраты на организацию и проведение выборочных
обследований мнений потребителей о качестве про­
изводимой продукции.

Затраты на предотвращение потери качества состо­ят из следующих статей:




• затраты на доработку продукции, не соответствую­
щей требованиям потребителей и требованиям стан­
дартов;

• затраты на поверку, ремонт, модернизацию инстру­
мента, оснастки, оборудования, технологии;

• затраты на внедрение в организации системы каче­
ства (ее оснащение, персонал), разработку стандар­
тов и другую документацию.

При выпуске как новой, так и освоенной продукции может возникнуть брак. С его исправлением и послед­ствиями связана еще одна группа издержек.

Для анализа затрат на обеспечение качества продук­ции используется самая различная информация. При этом возможны следующие цели проведения такого анализа:

• определение структуры издержек;

• изучение возможности снижения затрат на едини­
цу продукции:

а) при сохранении прежнего уровня качества;

б) с улучшением качества продукции.

• определение ценовой политики организации на ос­
нове издержек производства;

• определение причин отклонения качества от уста­
новленных требований и т. д.

Основным внутрифирменным источником инфор­мации для такого рода анализа обычно служит смета затрат на производство. Этот документ нагляден, досто­верен и содержит данные, обладающие определенной преемственностью. Смета особенно удобна при поиске возможностей снижения затрат на продукцию. Большой объем информации также содержится в бухгалтерских документах.


Наши рекомендации