Затраты на качество продукции
Ответ
, В теории менеджмента качества существуют две основные классификации расходов на качество:
• классификация А. Фейгенбаума;
• классификация школы Ф. Кросби.
Фейгенбаум классифицировал затраты на качество на четыре группы:
• расходы на контроль и инспекцию качества;
• расходы на предупредительные действия;
• расходы на устранение внутренних дефектов;
• расходы на устранение внешних дефектов.
Кросби делил затраты на качество на две группы:
• затраты на соответствие;
• затраты на несоответствие (рис. 39).
В отечественной трактовке затраты, связанные с качеством продукции, представляют собой:
• издержки обеспечения и гарантирования должного
уровня качества продукции (рис. 40);
затраты, связанные с потерями в случае недостижения должного уровня качества. В ходе разработки, освоения производства и непосредственно выпуска новой продукции образуются так называемые базовые затраты, большая часть которых
отражает стоимостную величину различных факторов производства, а также общепроизводственные и общехозяйственные расходы, относимые на изготовление продукции через смету затрат, и дополнительные затраты, обусловленные совершенствованием продукции и восстановлением качества продукции до должного уровня в случае его недостижения.
Одной из статей дополнительных затрат являются расходы на оценку качества, включающие в свой состав:
• затраты на контролирующий персонал;
• затраты на специальное контрольно-измерительное
оборудование;
• накладные расходы отдела технического контроля
или службы качества;
• затраты на информацию в сфере торговли;
• затраты на организацию и проведение выборочных
обследований мнений потребителей о качестве про
изводимой продукции.
Затраты на предотвращение потери качества состоят из следующих статей:
• затраты на доработку продукции, не соответствую
щей требованиям потребителей и требованиям стан
дартов;
• затраты на поверку, ремонт, модернизацию инстру
мента, оснастки, оборудования, технологии;
• затраты на внедрение в организации системы каче
ства (ее оснащение, персонал), разработку стандар
тов и другую документацию.
При выпуске как новой, так и освоенной продукции может возникнуть брак. С его исправлением и последствиями связана еще одна группа издержек.
Для анализа затрат на обеспечение качества продукции используется самая различная информация. При этом возможны следующие цели проведения такого анализа:
• определение структуры издержек;
• изучение возможности снижения затрат на едини
цу продукции:
а) при сохранении прежнего уровня качества;
б) с улучшением качества продукции.
• определение ценовой политики организации на ос
нове издержек производства;
• определение причин отклонения качества от уста
новленных требований и т. д.
Основным внутрифирменным источником информации для такого рода анализа обычно служит смета затрат на производство. Этот документ нагляден, достоверен и содержит данные, обладающие определенной преемственностью. Смета особенно удобна при поиске возможностей снижения затрат на продукцию. Большой объем информации также содержится в бухгалтерских документах.