Краткое описание дисциплины. Учебная программа курса для студентов
УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТ
«Утверждаю»
Проректор по УМР, д.э.н.
_______Г.Ж. Нурмуханова
« » 2013 г.
Учебная программа курса для студентов
(Силлабус)
Наименование дисциплины: Стратегический менеджмент
Специальность (шифр, название) 5В050700 «Менеджмент»____
Форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная) очная___
Всего 3 кредита
Курс 4__
Семестр 7_
Лекции 30 часов
Практические, семинарские,
лабораторные занятия 15 часов
Количество РК 2_
СРСП 45 часов
СРС 45 часов
Экзамен 7 семестр
Трудоемкость 135 часов
АЛМАТЫ, 2013
Учебная программа курса составлена Байтанаевой Б.А._________________
(Ф.И.О. преподавателя )
на основе Рабочего учебного плана UIB__по специальности «Менеджмент»
(на основании каких документов)
Данные о преподавателе:
Байтанаева Бахыт Амантаевна, канд. экон. наук, доцент.
Имеет сертификат об успешном завершении курсов по «Стратегическому менеджменту» в объеме 80 академических часов (USAID, CARANA CORPORATION), владеет английским языком.
Контактная информация: раб. тел. 267 -12-50.
Учебная программа обсуждена на заседании кафедры Менеджмент___
(наименование кафедры)
«_______»________________ 2013 г. Протокол № ___
Заведующий кафедрой _____________ К.О.Нургалиева__
(подпись, фамилия, инициалы)
Декан ф - та Экономика и учет __________________ д.э.н., проф. Мухаммедов А.У.
Рекомендовано Учебно-методическим советом университета
«___» ___________ 2013г. Протокол № __
Пререквизиты дисциплины:Теория и практика менеджмента, Маркетинг, Производственный менеджмент, Управление персоналом.
Постреквизиты дисциплины:Бизнес – планирование, Управление качеством, Инновационный менеджмент
Краткое описание дисциплины
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?
2. В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
3. Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать стратегию.
Стратегический менеджмент основан на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе.
Таким образом, стратегия – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.
План управления фирмой охватывает все основные функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Каждому отведена определенная роль в данной стратегии.
Основные стратегические цели, которые ставят компании (предприятия, фирмы): увеличение доли рынка, повышение качества продукции, более высокое и надежное положение в отрасли, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами, расширение и улучшение номенклатуры продукции, повышение репутации компании среди клиентов, признание компании лидером в области технологий и/или инноваций, повышение конкурентоспособности на международных рынках, полное удовлетворение запросов клиентов.
В современных условиях глобализации роль стратегического менеджмента возрастает в связи усилением конкуренции на международном уровне, постоянными изменениями во внешней среде (появлением новых технологий, продуктов, изменением вкусов потребителей и т.д.).
Целью изучения дисциплины является ознакомление будущих менеджеров с процессом разработки стратегии, основными видами стратегий в конкурентной борьбе, а также формирование необходимых профессиональных знаний и навыков по выбору стратегии, адекватной условиям внешней среды и положению фирмы на рынке.