Тема: Метод группировок в статистике
Вопросы:
1. Понятие группировки
2.Виды группировок
3. Интервалы группировок
4. Метод вторичной группировки
1. Группировка- объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака
Метод статистических группировок позволяет разрабатывать первичный статистический материал. На основе группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками. Расчет сводных показателей в целом по совокупности позволяет изучить ее структуру.
Группировка является вторым этапом проведения сводки (первый этап сводки - предварительный контроль материалов, т.е. проверка исходных данных; третий этап- оформление результатов сводки в виде статистических таблиц).
Построение группировки начинается с определения состава группировочных признаков.
Группировочный признак- это признак, по которому производится разбиение единиц совокупности на отдельные группы.
2. Группировки могут быть:
· Типологическиегруппировки предназначаются для выявления качественно однородных групп совокупностей, т.е. объектов, близких друг к другу по всем группировочным признакам. Например: группировка предприятий города по формам собственности, группировка секторов экономики.
· Структурные группировки- это разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуры по определенному группировочному признаку. Например: группировка хозяйств по объему продукции, структура депозитов по сроку их привлечения, группировка цеха по квалификации.
· Аналитическая (факторная) группировка позволяет оценить связи между взаимодействующими признаками. При этом один признак будет результативным, а другой (другие)- факторным. Например, при помощи такой группировки можно определить, как влияет протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в разных регионах на показатели грузооборота в каждом субъекте Федерации.
Факторными называются признаки, оказывающие влияние на изменение результативных. Результативными называются признаки, изменяющиеся под влиянием факторных.
В зависимости от числа положенных в их основание признаков различают простые и многомерные группировки.
Группировка , выполненная по одному признаку, называется простой.
Многомерная группировка проводится по двум и более признакам.
· Комбинированные группировки строятся путем разбивки каждой группы на подгруппы в соответствии с дополнительными признаками. Например, дополнив группировку населения по возрастным группам группировкой по полу.
Комбинированная группировка позволяет выявить и сравнить различия и связи между исследуемыми признаками, которые нельзя обнаружить на основе изолированных группировок по ряду группировочных признаков.
По используемой информации различают:
§ Первичные группировки производятся на основе исходных данных, полученных в результате статистических наблюдений.
§ Вторичные - результат объединения или расщепления первичной группировки.
3. При составлении структурных группировок на основе варьирующих количественных признаков необходимо определить количество групп и интервалы группировки.
Интервал - количественное значение, отделяющее одну единицу (группу) от другой, т.е. он очерчивает количественные границы групп.
Величина интервала - это разность между наибольшим и наименьшим значением признака в каждой группе.
Количество групп и величина интервала связаны между собой : чем больше образованно групп, тем меньше интервал, и наоборот.
Ориентировочно определить оптимальное количество групп с равными интервалами можно по формуле американского ученого Стерджесса:
n= 1+ 3,322 lg N
где N – число единиц совокупности.
Получаем следующее соотношение:
N | 15-24 | 25-44 | 45-89 | 90-179 | 180-359 | 360-719 |
n |
Формула Стерджесса пригодна при условии, что применяются равные интервалы в группах.
Интервалы могут быть:
Ø Неравные, например, (при исследовании экономических явлений (прогрессивно возрастающие, прогрессивно убывающие) интервалы) по численности работающих промышленные предприятия могут быть разбиты на следующие группы:
До 100 человек
100-200
200-300
300-500
500-1000
1000 и более человек.
Ø Равные интервалы.
Для группировок с равными интервалами величина интервала определяется по формуле:
i = ,
где , -наибольшее и наименьшее значения признака ,
n - число групп.
Например, требуется произвести группировку с равными интервалами по данным об уровне месячной заработной платы рабочих, которая в 1995 г. колебалась в пределах от 600 до 750 тыс. руб., и необходимо выделить пять групп.
Решение:
Величина интервала:
i=
Если в результате деления получится нецелое число и возникнет необходимость в округлении, то округлять нужно в большую сторону, а не в меньшую.
Прибавляя к минимальному значению признака ( в данном случае 600 тыс. руб.) найденное значение интервала, получаем верхнюю границу первой группы, тыс. руб.:
600+30=630.
Прибавляя далее значение интервала к верхней границе первой группы, получаем верхнюю границу второй группы:
360+30=660, и т.д.
В результате получаем такие группы рабочих по размеру заработной платы, тыс. руб.:
600 -630; 630 – 660; 660 – 690; 690 - 720; 720-750 .
В этом распределении имеет место неопределенность: к какой группе, например, отнести рабочего с заработком в 630 тыс. руб., к первой или во второй?
Для устранения неопределенности используют принцип единообразия – левое число включает в себя обозначенное значение, а правое - не включает. Значит рабочий, получающий 630 тыс. руб., должен быть отнесен ко второй группе. Аналогично нужно поступать в отношении всех остальных групп.
Интервалы групп могут быть закрытыми, когда указаны нижняя и верхняя границы (как выше приведенном примере), и открытыми, когда указана лишь одна из границ (первый или последний интервалы, величина которых принимается равной величине смежных с ними интервалов) (например, «750 и выше», «свыше 750» , «до 750» и т.д.).
4. Все сказанное в 3 пункте (данной темы) о группировках относится к группировкам, которые производятся на основе анализа первичного статистического материала. Но иногда приходится пользоваться уже имеющимися группировками, которые не удовлетворяют требованиям анализа. Для приведения таких группировок к требованиям анализа используется метод вторичной группировки.
Вторичная группировка- образование новых групп на основе ранее осуществляемой группировки.
Получение новых групп на основе имеющихся возможно двумя способами перегруппировки:
Ø объединение первоначальных интервалов (путем их укрепления);
Ø долевой перегруппировки (на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности).
Использование вторичной группировки для приведения двух группировок с различными интервалами к единому виду рассмотрим на примере распределения акционеров двух районов области по размеру дивидендов на одну акцию ( табл.1 )
Таблица 1