Предложение и факторы его определяющие
В данном разделе рассматриваются моменты необходимые определения рыночного равновесия, Более глубинное содержание лучше рассмотреть в разделе экономическая эффективность и рыночные структуры.
Предложением называется количество блага, которое все производители могут и хотят произвести и продать в течение данного времени и при определенных условиях. Эти условия называются факторами предложения.
Основные факторы предложения: 1) цена данного товара; 2) прибыльность товаров, являющихся "конкурентными" данному товару в производстве (фермер может выращивать картофель, а может – морковь); 3) прибыльность товаров, дополняющих данный товар в производстве (природный газ может добываться попутно с нефтью); 4) затраты производителей; 5) государственные налоги и дотации; 6) количество производителей; 7) цели производителей; 8) природные условия; 9) ожидания производителей.
Закон предложения: чем выше цена данного товара (Р), тем большее его количество (q) производители хотят продать в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.
Рис. 7 Закон предложения
Как правило закон предложения объясняется с помощью двух закономерностей. При высокой цене предприниматель стремиться увеличить производство этого же товара на средства с более высокой цены.
В другом случае предприниматель старается увеличить производство одного товара за счет сокращения другого менее прибыльного товара.
Эластичность предложения схожа с эластичностью спроса, с той разницей, что в соответствии с законом спроса коэффициент эластичности будет отрицательным (обратная пропорциональность), а в соответствии с законом предложения (прямая пропорциональность) знак будет положительным. Необходимо также учитывать фактор времени, в течение которого предложение сможет приспособиться к изменению.
Цена равновесия.
Цена равновесия - это цена по которой производители готовы продать данное количество товара а покупатели готовы купить данное количество.
Если цена превышает цену равновесия, то наступает перепроизводство, если ниже точки равновесия, то дефицит.
В рыночной экономике не бывает понятия много или мало: бывает много или мало по данной цене
В рыночной экономике как правило отсутствует ярко выраженное перепроизводство и дефицит. Имеет место тенденция к перепроизводству и дефициту. В этом случае цены стремятся к точке равновесия.
Например: сейчас цены на рынке недвижимости идут вверх, значит на рынке недвижимости наблюдается дефицит, так как более высокая цена уменьшает превышение спроса над ценой и приводит количество товара предлагаемого и спрашиваемого к одному показателю. В январе 2007 года квартира в спальном районе Ярославля стоит 70000 $. Восемь лет назад она стоила 12000$. Если бы сейчас цена осталась на прежнем уровне, то желающих купить квартиру по такой низкой цене было бы в несколько раз больше чем квартир. В результате сейчас бы наблюдался реальный дефицит. В результате же повышения цены в несколько раз количество покупателей сократилось до количества предлагаемых квартир.
Если объем предложения реагирует на изменения цен с некоторым запаздыванием, анализ стабильности равновесия существенно усложняется.
В такой ситуации график спроса и предложения может приобрести паутинообразный вид (рис. 8). При этом стабильность равновесия, как видно из рисунка, будет зависеть от абсолютных наклонов линий спроса и предложения.
Рис.8. Паутинообразная модель.
Если абсолютный наклон линии спроса превышает наклон линии предложения, отклонение от равновесия ведет к увеличению колебаний цен и объемов, все более удаляющих рынок от равновесного состояния.
Если абсолютные наклоны линий спроса и предложения одинаковы, всякое первоначальное отклонение ведет к колебаниям цен и объемов одинаковой амплитуды вокруг равновесного уровня.
Если абсолютный наклон линии предложения выше, чем наклон линии спроса, колебания постепенно затухают, нарушенное равновесие восстанавливается.
Таким образом, хотя линии спроса и предложения имеют нормальный наклон, запаздывание в реакции предложения на изменение цен может привести к нестабильности равновесия. Отсюда следует, что анализ стабильности не может ограничиваться лишь методом сравнительной статики.
Рассмотрим ситуации возникновения паутинообразных моделей.
Допустим, существует некий рынок недвижимости. Предложение на нем носит относительно неэластичный характер, даже в долгосрочном периоде(в краткосрочном оно абсолютно неэластично, поскольку на строительство дома уходит несколько лет). Спрос более эластичен, чем предложение, поскольку потребность людей в жилье как правило выше имеющейся на рынке, а рост доходов в краткосрочном периоде происходит значительно быстрее чем строители смогут предложить новое жилье. Поэтому ситуация характеризуется графиком В. Теперь предположим, что производители решили увеличить производство и приняли решение о начале строительства. Поскольку дома будут сданы через несколько лет, то и о реакции потребителей по цене и спросу они узнают только при завершении строительства. До этого ситуация на рынке находилась в точке Е. После завершения строительства на рынке образовалось количество домов соответствующее точке 1. Но такое количество потребители не готовы купить по прежней цене как в точке Е. В результате чтобы распродать имеющееся количество производители опускают цену до точки 1.
В результате объемы строительства сокращаются и через определенное время на рынке уменьшается предложение до уровня точки 2. Создается дефицит Начинается ажиотаж. После чего цены вырастают до точки 3. Производители в ответ на это, спустя врем, увеличивают предложение, в результате количество растет с точки 3 до точки 4. Таким образом, мы видим, что амплитуда колебаний по цене и количеству убывает. Это объясняется тем, что предложение по причине своей неэластичности изменяется медленнее, чем предшествующее изменение цены. Вместе с тем более эластичный спрос не дает цене резко меняться при изменении объемов.
Задание. Выберите несколько рынков и проанализируйте ситуацию возникновения неравновесия на них.