Аучное руководство и этапы курсовой работы (проекта)

ели и задачи курсовой работы (проекта)

Курсовая работа (проект) является первой работой студента, требующей от него освоения элементов научно-исследовательской работы. Тема курсовой работы не может носить описательного характера, в формулировке темы должна быть заложена исследовательская проблема.

Курсовая работа (проект) имеет целью закрепить и расшить теоретические знания по основным дисциплинам образовательных программ высшего профессионального образования, сформировать умение применять их на практике. В ходе её выполнения студент должен научиться самостоятельно собирать и обобщать фактический материал, овладеть современной методикой исследования на уровне первого приобщения к научному поиску.

Задачи курсовой работы (проекта):

¾ изучить и осмыслить определённый круг научной литературы, на основе анализа которой компактно и обстоятельно делать обзор избранной проблемы, отразить её современное состояние в науке и практической реализации;

¾ овладеть основными инструментами и приемами системного анализа;

¾ критически подойти к анализу имеющихся теоретических концепций;

¾ сформулировать рекомендации по решению конкретной проблемы, методике проведения анализа;

¾ научиться пользоваться библиографическими указателями и грамотно составлять списки литературы;

¾ правильно оформить работу (проект).

ыбор темы курсовой работы (проекта)

Темы курсовых работ (проектов) предлагаются и утверждаются кафедрами. Основные руководящие данные и методические указания для выполнения курсовой работы по конкретной дисциплине готовятся кафедрой. Студенты самостоятельно выбирают тему курсовой работы (проекта) по изучаемой дисциплине. Студент также может предложить свою тему, при соответствующем обосновании целесообразности ее разработки.

Целесообразно темы курсовых работ (проектов), выполняемых студентами за весь период обучения, подбирать таким образом, чтобы они вместе с будущим дипломным проектом составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных задач Тематика работ (проектов) периодически пересматривается с учетом актуальности и практической значимости исследуемых проблем для экономики страны и появления новых методов и принципов управления.

При выборе темы работы большое значение имеет чёткость её формулировки. Студент должен хорошо ориентироваться в области исследуемой проблемы, поэтому представляется желательным выбор той темы, по которой у студента уже имеются какие-либо наработки, приобретённые в ходе выполнения докладов, сообщений, рефератов, предшествующих курсовых работ (проектов).

После выбора темы студенту следует ознакомиться со всеми вопросами, связанными с ней и изучить соответствующие методические пособия и указания, а затем литературу, рекомендованную в учебных программах. Результатом этой работы должен стать предварительный вариант плана работы по выбранной теме.

Затем предстоит самостоятельно расширить круг литературных и других источников, подобрать фактический материал и составить окончательный вариант плана работы, согласовав его с научным руководителем. Окончательный вариант плана определяет содержание работы (проекта).

Для студентов заочной формы обучения целесообразна привязка темы с выполняемой трудовой деятельностью и функционированием организации, в которой он работает.

аучное руководство и этапы курсовой работы (проекта)

Курсовая работа (проект) выполняется под научным руководством преподавателя, закрепленного заведующим кафедрой за студентом.

Студент совместно с руководителем составляет план исследования, определяет сроки его выполнения по этапам, определяет необходимую литературу и другие материалы, в том числе источники статистических данных, периодические издании, ресурсы Internet и т.п. Следует помнить о сбалансированности отношения объема данных Internet к данным, полученных из других источников. Рекомендуется соблюдать этот баланс в пределах 5-10 процентов.

Этапы написания курсовой работы (проекта) и их доля в ее объеме приведены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы написания и их доля (%) в общем объеме курсовой работы (проекта)

Этапы работы Доля (%) в общем объеме работы
1. Выбор темы, постановка целей и задач.
2. Работа с источниками информации, сбор фактического материала по теме.
3. Разработка плана курсовой работы (проекта)
4. Написание работы (проекта): ¾ введение; ¾ постановочная часть; ¾ разработка теоретической части курсовой работы (проекта); ¾ разработка и обоснование практических предложений; ¾ заключение.
5. Предварительное рассмотрение курсовой работы (проекта).
6. Работа над замечаниями руководителя и подготовка к защите.
7. Защита курсовой работы (проекта).

Ответственность за качество работы возлагается на студента. В обязанности руководителя входит корректировка плана работы, консультации студентов по вопросам темы, проверка хода выполнения и предварительная оценка работы (проекта).

По окончании работы студент очной формы обучения сдает ее на регистрацию на кафедру. Регистрация работы для студентов очно-заочной, заочной формы обучения производится в секторе по заочному образованию учебно-методического управления института. Затем работа (проект) передается руководителю для окончательной проверки и написания отзыва.

В отзыве должны быть отражены: степень раскрытия темы, логика, связанность и уровень изложения материала, а также замечания и предварительная оценка работы. После соответствующей доработки и исправлений студент готовится к защите работы (проекта).

Желательно публичное проведение процедуры защиты курсовой работы (проекта). При защите работы студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые выводы и решения. По результатам защиты выносится окончательная оценка качества работы студента.

4. Составление плана курсовой работы (проекта)

Работа над содержанием начинается с составления предварительного варианта плана. На основе ознакомления с литературой и цифровым материалом описывающим объект, составляется первоначальный вариант плана курсовой работы (проекта).

При составлении плана следует, прежде всего, наметить основные направления, определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность. Эти вопросы могут в окончательно отработанном варианте плана не указываться, но на первоначальном этапе они используются для так называемого рабочего, развернутого плана, по которому и пишется курсовая работа (проект). Любая тема может быть раскрыта по-разному, но именно план отражает ее основные направления.

Если студент пишет курсовую работу (проект) теоретического характера, не имеющую выхода в практику, следует соответствующим образом выстроить ее структуру. В начале работы (проект) поместить введение, главу, в которой будет освещаться состояние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, проводится сравнительный анализ существующих точек зрения, методологий и методик изучения темы.

Курсовая работа (проект) практического характера делится на введение, две основные главы, первая из них посвящается изложению теоретико-методологических основ исследования, а вторая представляет собой практическую часть исследования и может быть снабжена графиками, чертежами, таблицами и другим необходимым иллюстрированным материалом.

Курсовая работа опытно-экспериментального характера должна иметь также вводную теоретико-методологическую часть, за которой следует изложение условий, методов и хода эксперимента, обобщение и интерпретация полученных результатов.

План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В нем должны быть отражены наиболее актуальные вопросы темы.

Составленный предварительный план студент согласовывает с научным руководителем.

После тщательного изучения и систематизации собранной по теме литературы, возможны некоторые изменения первоначального варианта плана работы. Поэтому следующим этапом является составление окончательного варианта плана курсовой работы (проекта).

Изменения в плане могут быть связаны с некоторой корректировкой самого направления работы, в необходимости которой студент убеждается после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельный раздел, не оказалось достаточно материала, а по другим, наоборот, имеются представляющие теоретический и практический интерес данные. В случае, если по ознакомлении с литературными источниками составлен новый вариант плана, последний также должен быть согласован с руководителем.

Окончательный вариант плана должен быть дополнен графиком написания. Как окончательный вариант плана, так и график написания работы (проекта) должны быть представлены на кафедру в установленный срок.

5. Структура и содержание курсовой работы (проекта)

Структура курсовой работы (проекта) должна способствовать раскрытию избранной темы и предполагает наличие:

1. титульного листа;

2. содержания;

3. введения;

4. основной части, состоящей из глав и параграфов;

5. заключения;

6. списка использованной литературы;

7. приложений (при необходимости).

Введение – это «визитная карточка», в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, обосновывается теоретическая и практическая актуальность, формулируются цель и задачи работы (проекта), определяются информационная база, объект, предмет и методы исследования, приводится структура работы. Объем введения обычно составляет примерно 10% всей работы (проекта). До пятидесяти процентов введения должно быть посвящено современному состоянию проблемы по теме работы (проекта) и обоснованию ее актуальности. При этом необходимо показать суть проблемной ситуации, из чего будет видна актуальность темы. Актуальность темы предполагает указание причин, которые побудили необходимость данного исследования.

Цели работы (проекта) - это качественная категория, представляющая собой предвосхищение результата деятельности. В смысловом выражении она обозначает то основное, что намеревается сделать исследователь. Формулируется обычно так: «разработать …», «обосновать …», «выявить …», «раскрыть особенности…», «проанализировать и обобщить …», «проанализировать и разработать …», «проанализировать и предложить …» и т.д.

В соответствии со сформулированной целью ставятся задачи исследования, которые рассматриваются как основные этапы работы. Чаще всего формулировка задач делается в форме перечисления. Например: «Исходя из поставленной цели работы (проекта), ее основными задачами являются: 1) изучить …; 2) выявить …; 3) разработать …» и т.п. Количество задач не должно быть большим (от трех до шести, но не более).

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект – это пространство, область, в границах которой содержится то, что именно будет изучаться. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования. Объект - в широком смысле, носитель той или иной проблемы, реальность, не зависящая от исследователя. Например, система ценообразования в экономике, управление качеством или управление персоналом в общем менеджменте, управленческие решения в теории управления, бухгалтерский учет в финансовом менеджменте, контроллинг в управлении предприятием, коммуникативные аспекты в маркетинге и т.д.

Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное. Предмет исследования более узок и конкретен. Благодаря его формулированию в работе (проекте) из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования, который должен коррелировать с темой исследования. Например, в общей системе ценообразования может быть выделено ценообразование на услуги страховых агенств; в управлении качеством – инструментарий управления или контроля; в управлении персоналом – координация или мотивация работников; в теории управленческих решений – метод экспертных оценок; в бухгалтерском учете – анализ отклонений результатов; в коммуникациях маркетинга – рекламная деятельность и т.д. При этом в формулировке предмета исследования, следует указывать, для какой организации это осуществляется.

Следующим элементом введения является указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала: методы системного анализа и исследования операций, математические и статистические методы, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод регрессионного и корреляционного анализа, метод экспертных оценок и т.д. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации.

Далее следует указать на научное значение (если имеется) и практическую значимость работы. Научное значение может интерпретироваться как применение современных достижений научной мысли и методологии к решению проблем менеджмента, государственного и муниципального управления. Практическая значимость выражается в применении (или возможности использования) полученных результатов или рекомендаций в производственно-хозяйственной деятельности организации.

В конце введения желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов, указать количество машинописных страниц, рисунков, таблиц, использованных и приложений (если имеются).

Все вышеперечисленные элементы введения следует выделить более жирным шрифтом, чем остальной текст.

Основная часть может состоять из двух-трех разделов.

1. Постановочная часть (название).

2. Теоретическая часть (название).

3. Разработка и обоснование предложений.

Постановочная часть. Целесообразно осуществить анализ производственно-хозяйственной деятельности организации, повышение эффективности функционирования которой являются объектом исследования. Следует привести структуру организации и ее системы управления, осуществить их анализ с позиции выбранной темы. Оцениваются трудности и проблемы, стоящие перед организацией, которые могут быть дифференцированы и ранжированы с применением «дерева целей» и метода экспертных оценок. Этим обосновываются актуальность темы и выбор объекта и предмета исследований. По статистическим данным о деятельности организации может быть произведен регрессионный анализ динамики показателей деятельности и осуществляется прогноз.

Теоретическая часть. В этом разделе рассматриваются теоретические аспекты по объекту и предмету исследования, изучаются современные методы и научные подходы к раскрытию предмета исследования. Приводятся современные технологии и наилучший опыт их применения успешными организациями. При этом может быть использован весь аппарат аналитического менеджмента.

Разработка и обоснование предложений. В этом разделе, опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы. Для этого необходимо четко определить цель выполнения работы, перечень рекомендуемых предложений (мероприятий), обоснование предложений. Все решения и предложения должны быть аргументированы, подкреплены расчетами, собственными оценками и оценками авторов научных работ. Здесь же возможно привести направления дальнейших исследований.

В основной части работы при обосновании целесообразно и по согласованию с руководителем студент может поменять местами первый и второй разделы. Кроме того, может быть изменено число разделов. Разделы работы должны быть изложены в логической последовательности и взаимосвязи.

Заключениесуммирует теоретические и практические выводы и предложения, которые были сделаны в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок, а также определять направлениям дальнейшего совершенствования разработок по проблеме.

Приложения. В приложения целесообразно вынести расчетные материалы (при значительном объеме вычислительных работ), статистические материалы (которые в основной части могут быть представлены, например, графиками), различные формы документов и инструкций, а также другие материалы, использование которых в текстовой части нарушает логическую стройность изложения.

Следует помнить, что малое количество иллюстраций, таблиц и расчетных формул чрезвычайно обедняет текстовый материал, делает его не информированным и тяжелым для восприятия.

Наши рекомендации