Определение специальных квалификационных требований
Разработка специальных квалификационных требований осуществляется в три этапа.
На первом этапе рекомендуется включить в специальные квалификационные требования к конкретной должности базовые квалификационные требования, подходы к определению которых содержатся в первом пункте Методического инструментария.
На втором этапе предлагается на основе разработанных в соответствии с подходами, изложенными во втором пункте Методического инструментария, функциональных квалификационных требований сформировать квалификационные требования к конкретной должности, связанные с направлением деятельности и специализацией по направлению деятельности.
Для этого необходимо включить направление подготовки (специальность) профессионального образования, содержащуюся в функциональных квалификационных требованиях по направлению деятельности и специализации деятельности, а также категории и группе должностей, в специальные квалификационные требования к конкретной должности указанной категории и группы должностей. При этом в специальные квалификационные требования могут включаться требования к нескольким направлениям подготовки (специальностям) или одному направлению подготовки (специальности), содержащимся в функциональных требованиях, в зависимости от конкретной должности гражданской службы и характера исполняемых должностных обязанностей. Кроме того, в специальные квалификационные требования может включаться специализация по направлению подготовки и квалификация. Требование к специализации и квалификации может предусматриваться в случае, если исполняемые обязанности по должностям носят узкоспециализированный характер.
Кроме того, в специальных квалификационных требованиях кроме указания продолжительности стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа (опыта) работы по специальности, установленной в рамках базовых квалификационных требований, рекомендуется раскрыть содержание стажа (опыта) работы по специальности в соответствии с подходами, содержащимися в пункте 2.2 Методического инструментария. Например, требование к стажу гражданской службы: не менее двух лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки «Налоги и налогообложение» или «Финансы и кредит».
В специальные квалификационные требования включаются также профессиональные знания и навыки, содержащиеся в функциональных квалификационных требованиях, а также предусматриваются профессиональные знания и навыки, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей по конкретной должности.
После этого необходимо включить в специальные квалификационные требования профессиональные качества, личностные качества и соответствующие им профессиональные навыки, требуемые для исполнения должностных обязанностей вне зависимости от конкретных направлений деятельности и дифференцированные по категориям и группам должностей гражданской службы[11].
Определение профессиональных и личностных качеств позволяет реализовать положения подпункта «г» пункта 13 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110, которыми предусматривается мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, включаемая в отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период.
Указанные профессиональные качества, личностные качества и соответствующие им профессиональные навыки содержатся в Библиотеке и включают:
общие профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им навыки;
функциональные профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им навыки;
управленческие профессиональные и личностные качества, а также соответствующие им навыки.
Определения данных понятий приводятся в разделе «Основные понятия и определения» в начале Методического инструментария.
Общие профессиональные качества не зависят от характера должностных обязанностей, в связи с чем их рекомендуется устанавливать для должностей всех категорий и групп должностей гражданской службы.
Управленческие профессиональные качества рекомендуется устанавливать для должностей категорий «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы, а также иных должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением руководства, организации, включая постановку задач перед подчиненными, включая подчиненных в линейном и функциональном подчинении, а также стратегического планирования государственного органа в целом или структурного подразделения.
Прикладные профессиональные качества могут быть установлены для должности любой категории и группы должностей. Необходимость установления конкретного профессионального качества для конкретной должности обусловлена характером должностных обязанностей. Например, требование к профессиональному качеству «Ориентация на реализацию и защиту законных прав и интересов граждан» целесообразно устанавливать к должностям, в должностные обязанности по которым входит предоставление разъяснений на обращения граждан, предоставление государственных услуг, защита законных интересов граждан.
Разработанные специальные квалификационные требования включаются в профиль должности и в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ в должностные регламенты гражданских служащих.
Примеры профиля должности заместителя начальника Управления государственного геодезического и земельного надзора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и профиля должности заместителя начальника отдела государственной службы и подготовки кадров Управления кадров Федеральной налоговой службы, включающих специальные квалификационные требования содержатся в Приложении № 2 и Приложении № 3 к Методическому инструментарию.