Основополагающие принципы официальной статистики

Важную роль в деле создания и развития надежных национальных статистических систем, которые были бы неподвластны негативному политическому воздействию, играют Основополагающие принципы официальной статистики,единогласно принятые Статистической комиссией ООН на специальной сессии в Нью-Йорке 11–14 апреля 1994 г. Вкратце их содержание сводится к следующему.

1. Официальность. Официальные статистические данные, имеющие практическую ценность, подготавливаются и распространяются на объективной основе государственными статистическими ведомствами для обеспечения уважения права граждан на общественную информацию. Это связано с тем, что официальная статистика является необходимым элементом информационной системы демократического общества, обеспечивая государственные органы, деловые круги и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении.

2. Профессионализм. В целях сохранения доверия к официальной статистике статистические ведомства должны принимать решения в отношении методов и процедур сбора, обработки, хранения и представления данных в соответствии со строго профессиональными соображениями,включая научные принципы и профессиональную этику.

3. Научность. Для обеспечения правильной интерпретации данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами в отношении источников, методов и процедур в области статистики.

4. Комментарий данных.Статистические ведомства имеют право комментировать неверную интерпретацию или неправильное использование статистических данных.

5. Оптимизация схем сбора данных. Данные для статистических целей могут собираться из всех типов источников, будь то статистические обследования или административная отчетность. Статистические ведомства должны выбирать источник с учетом качества, своевременности, затрат и нагрузки, которая ложится на респондентов.

6. Конфиденциальность первичных данных.Личные данные, собираемые статистическими ведомствами для подготовки статистической информации, независимо от того, относятся ли они к физическим или юридическим лицам, должны носить строго конфиденциальный характер и использоваться исключительно для статистических целей.

7. Гласность статистики.Законы, нормы и меры, в рамках которых функционируют статистические системы, должны предаваться гласности.

8. Координация статистической деятельности. Для обеспечения согласованности и эффективности в статистической системе необходимо осуществлять координацию деятельности статистических ведомств на уровне стран.

Этот принцип играет важную роль в совершенствовании государственной статистики, поскольку затрагивает все государственные органы, ведущие статистическую деятельность. К ним относятся Агенство РК по статистике, Нацбанк РК, Министерство финансов РК, Министерство труда и социальной защиты РК, Министерство сельского хозяйства РК, Министерство науки и образования РК, Министерство здравоохранения РК, Генеральная прокуратура и др.

9. Использование статистическими ведомствами в каждой стране международных концепций и методов. Этот принцип способствует согласованности и эффективности статистических систем на всех официальных уровнях.

10. Двустороннее и многостороннее сотрудничество в области статистики содействует улучшению систем официальной статистики во всех странах.

Высокая значимость статистики соответствует переживаемому в настоящее время переходу человеческой цивилизации от индустриальной экономики к экономике информационной, в которой основным потребляемым ресурсом становится информация.

В странах СНГ структура национальных статистических служб досталась в наследство от бывшего Советского Союза и отражала потребности централизованного планирования в условиях применения метода сплошного статистического наблюдения. Она неоднократно менялась в процессе совершенствования структуры государственного управления. В целом, реформирование официальной статистики в странах с переходной экономикой сопровождалось повышением ее роли в информационном обеспечении потребностей общества. Наряду с другими внешними и внутренними факторами это приводило к соответствующим институциональным преобразованиям в системе органов государственной статистики, в том числе их структуры на региональном уровне.

Так, например, в Армении в 2000 г. Министерство статистики было преобразовано в Национальную статистическую службу (НСС), получив статус органа, осуществляющего свои функции в интересах общества и не зависящего при осуществлении своих задач от государственных органов и органов местного самоуправления. НСС Армении подотчетна Парламенту республики. Региональная структура НСС Армении включает в себя Ереванское городское агентство, 10 региональных статистических агентств и 37 местных отделов. Руководители региональных статистических агентств назначаются Президентом.

Национальный статистический комитет (Нацстатком) Кыргызской Республики, созданный в 1995 г., является главным государственным информационно-статистическим органом, осуществляющим на независимой основе организацию и координацию статистической деятельности на всей территории Киргизии. Нацстатком выведен из состава Правительства и подотчетен только Президенту республики. Региональная структура Нацстаткома представляет 8 региональных и 49 районных органов статистики, руководители которых назначаются Председателем Нацстаткома.

Агентство РК по статистике согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РК от 31 декабря 2004 г. №1460, «является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, не входящим в состав Правительства». В то же время его деятельность регулируется постановлениями Правительства, а сам Председатель Агентства и его заместители в соответствии с Положением об Агентстве назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Республики Казахстан.

Таким образом, на примере трех стран СНГ можно видеть заметное различие в статусе национальных статистических органов при общих в целом функциях, вытекающих из 10 принципов официальной статистики ООН.

Наши рекомендации