Ценообразование на мировых товарных рынках
Изменения, происходящие в конъюнктуре мировых товарных рынков, в конечном счете преломляются в изменениях цен на конкретные товары.
По определению цена выступает как образовавшаяся в результате действия множества факторов денежная сумма, которую намерен получить продавец, реализуя свой товар, и которую готов заплатить за данный товар покупатель. Реальная цена, как следует из основных постулатов, является «точкой пересечения» кривых спроса и предложения.
Очевидно, что в зависимости от того, какова конкретная цена на конкретный товар, для продавца будут решаться (или не решаться) многие проблемы:
- возмещение понесенных издержек производства и обращения товара (доведение его до покупателя);
- доходность (выгодность) производства данного товара и осуществленной при этом внешнеторговой операции;
- появление новых стимулов для расширения внешнеэкономической деятельности или, напротив, негативных предпосылок свертывания производства и реализации данного товара.
Как и во внутренней торговле, цены в международной торговле зависят от конкретной рыночной ситуации (соотношения спроса и предложения), однако здесь взаимодействует более широкий круг участников, влияющих на конъюнктуру и, соответственно, на изменение цен. Следует подчеркнуть, что цены во внешней торговле – это более многофакторное понятие, чем цены во внутренней торговле.
В связи с этим проанализируем основные ценообразующие факторы в международной торговле:
- общеэкономические;
- конкретно-экономические;
- специфические;
- специальные;
- внешнеэкономические.
Общеэкономические факторы – ценообразующие факторы, действующие независимо от вида конкретной продукции и конкретных условий ее производства и реализации (факторы общей экономической среды, в рамках которой складываются и изменяются цены).
К ним можно отнести: прохождение соответствующих фаз экономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем); соотношение совокупности спроса и предложения; динамику инфляции и т.д.
Конкретно-экономические –ценообразующие факторы, определяемые особенностями данной конкретной продукции (данного товара), условиями ее производства и реализации.
К ним можно отнести: соотношение спроса и предложения на данный товар; изменения в издержках производства и обращения данного товара; налоги и сборы, связанные с данной продукцией; изменения в потребительских свойствах данного товара (качество, надежность, внешний вид, престижность и т.д.)
Специфические -ценообразующие факторы, действующие только в отношении некоторых (отдельных) видов товаров.
К ним можно отнести: сезонность в производстве и реализации отдельных товаров; обязательная комплектность поставок отдельных товаров; гарантии и условия послепродажного обслуживания и т.д.
Специальные -ценообразующие факторы, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов. Это касается прежде всего форм деятельности государства в области внешнеэкономических связей.
К ним можно отнести: формы государственного регулирования в своей собственной стране, а также государственное регулирование за рубежом (в странах, фирмы которых выступают в качестве партнеров по внешнеторговым сделкам и на рынках которых реализуются экспортируемые из данной страны товары).
Внеэкономические –политические, военные, социальные факторы, прямо не относящиеся к экономике, однако оказывающие вполне определенное воздействие на динамику цен в сфере международной торговли.
Анализируя действие этих факторов, необходимо в полной мере учитывать специфику различных типов мировых товарных рынков и, соответственно, специфику ценообразования на них. При этом следует принимать во внимание прежде всего положение на мировом рынке продавцов и покупателей. Как и во внутренней торговле, в международной торговле также есть рынок продавца *где цену диктует продавец) и рынок покупателя (где складывается обратная ситуация – цену диктует покупатель товара).
Однако рынки продавца и покупателя – это фактически крайние, полюсные ситуации в современной рыночной экономике. На практике положение на мировом рынке постоянно меняется, и чаще всего имеет место промежуточная ситуация, когда активно воздействуют на цены и продавцы, и покупатели.
Главным критерием классификации основных типов мировых товарных рынков является характер и степень свободы конкуренции. На основе этого критерия можно выделить следующие типы рынков: рынок совершенной (свободной конкуренции) и несовершенной - рынок чистой монополии; рынок монополистической конкуренции; олигопольный рынок (немного поставщиков).
Формы воздействия государства на цены международной торговли:
1.государство регулирует внутренние цены и тарифы;
2. г. может субсидировать отечественный экспорт с целью его поддержания, тем самым создавая предпосылки для снижения цен на экспортируемые товары и усиливая международную конкурентоспособность отечественных фирм;
3. проводит таможенную политику в области экспорта;
4.может устанавливать определенные ограничения, квоты во внешней торговле
( так называемое «добровольное ограничение экспорта»)
5. к формам прямого воздействия государства на цены внешней торговли можно отнести антидемпинговые меры и процедуры. В документах ВТО демпинг определяется как экспорт товаров по ценам ниже уровня внутренних цен на эти товары в стране экспорта или ниже сопоставимых экспортных цен на аналогичные товары, экспортируемых третьей страной, находящейся в аналогичных условиях (искусственное занижение цен во внешней торговле)
6. налоговое регулирование.
4.При анализе процессов, происходящих в мировой торговле, используется понятие мировых цен, под которыми понимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
Основными характеристиками мировых цен являются:
- они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте;
- мировые цены – это цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно сохраняющих свое ведущее положение;
- применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров – это цены где сосредоточено их производство или торговля (цены репрезентативных – представительных рынков)
Мировыми ценами на нефть являются официальные продажные цены стран – членов ОПЕК( в качестве базисных цен используются цены на аравийскую нефть ФОБ). Мировыми ценами на нефтепродукты считаются цены основных товарных рынков – района Карибского моря
Занятие