Предприятие в условиях монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. В среднем в монополистической конкуренции участвуют 20-30 конкурентов.
Характерные признаки:
1) Каждая фирма, обладая небольшой долей всего рынка, имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой
2) У фирм нет взаимной зависимости, поэтому практически невозможен тайный сговор фирм по цене и объёмам продаж
3) Каждая фирма сама определяет свою политику (ценовую, товарную, сбытовую) не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов
4) На данном рынке конкуренция сосредотачивается не только на цене, но и на качестве товара или услуги, рекламе и условиях продажи
5) Низкие барьеры входа-выхода
Кривая спроса на рынке монополистической конкуренции
Степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и от степени дифференциации продукта
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде
Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции, аналогично равновесию на рынке монополии.
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде фирма-монополист будет получать экономическую прибыль, а равновесная цена её продукта не опустится до минимальной точки
Монополистическая конкуренция и общество
Минусы:
· Не достигается ни аллокативная, ни производственная эффективность
· Общество бесполезно тратит ограниченные ресурсы на создание бессмысленной разницы в продуктах одного типа
· Дифференцирование и реклама стремятся воздействовать на вкусы и предпочтения потребителей, изменить их, вызвать новые потребности
· Информация, содержащаяся в рекламах, по меньшей мере, минимальна и недостаточна, а часто бывает и намеренно обманчивой
· Реклама становится обязательной для фирм, которые не желают проиграть в конкурентной борьбе
· Расходы на рекламу столь велики, что способны стать барьером на пути вхождения в отрасль и тем самым уменьшить остроту конкуренции
· Реклама превращается в вид налога на общество
Плюсы:
· Дифференциация продукта помогает полнее удовлетворять потребности людей и ведёт к повышению эффективности производства
· Постоянное совершенствование продукта ведёт к повышению уровня жизни
· Реклама снабжает потребителя ценной информацией о качестве продукта, его цене, способе использования и т.д.
· Дифференциация и реклама стимулируют конкуренцию и придают импульс развитию всей рыночной системы
Предприятие в условиях олигополии
Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.
Характерные черты олигополии:
· Немногочисленность фирм в отрасли
· Высокие барьеры для вступления в отрасль (эффект масштаб, патентная монополия, монополия контроля над редкими источниками сырья)
· Всеобщая взаимозависимость
· На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.
· Способность влиять на объёмы производства и уровень цен в отрасли
· Использование методов неценовой конкуренции
Теории олигополии
1. Ценовая война (некооперативное поведение)– это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка
Рассмотрим дуополию (два продавца). Каждая из фирм A и B производит половину продукции, общая величина которой равна 400 тысяч единиц, и что средние издержки постоянны и равны 25 тысяч рублей. Первоначальные цены равны и составляют 50 тысяч рублей. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война
2. Модель Курно – статический анализ взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии. (1838 г. – французский экономист Антуан Огюстьен Курно).
Обе фирмы A и B производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют с «завязанными глазами»). При этом возможны различные варианты.
3. Теория игр– наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятных ситуациях связанных с принятием решений.
Предметом этой теории являются игровые ситуации с заранее установленными правилами. С точки зрения платёжной суммы, игры делятся на две группы: с нулевой и ненулевой суммами. Игры с нулевой суммой называются ещё антагонистическими: выигрыш одних в точности равен проигрышу других, а общая сумма равна нулю. По характеру предварительной договорённости игры делятся на кооперативные (когда образуются коалиции игроков) и некооперативные(когда каждый играет за себя против всех)
Теория игр – «дилемма заключённого».Этонекооперативная (несогласованная) игра с ненулевой суммой. Характерной чертой этой игры является невыгодность для обоих участников руководствоваться своими частными (корыстным) интересами