Функции и классификация налогов
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные условия рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации.
В Древней Руси формой налоговых платежей была дань. С развитием государства менялись и способы пополнения казны, появились пошлины, откуп, поземельный налог и т.д.
Налогообложение как система начала формироваться во времена Петра I. Он реорганизовал управление финансами и упорядочил сбор ряда налогов. Дальнейшие прогрессивные изменения связаны с именем Екатерины II, продолжательницы курса Петра I. В дальнейшем в России создается Министерство финансов, посредством которого систематизируются и регулируются доходы и расходы казны.
В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Система налогообложения должна решать определенные задачи:
· содействовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда;
· побуждать предприятия эффективно использовать производственные фонды;
· минимизировать производственные запасы;
· сокращать непроизводственные расходы;
· обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для формирования расходов государства и выполнения им своих функций.
В соответствии с законодательством все действующие на территории РФ налоги и сборы делятся на 3 группы:
1) федеральные - их состав, размер налоговых ставок, плательщики налогов и объекты налогообложения, а также порядок и сроки зачисления в бюджет определяются законом РФ. Они взимаются на всей территории России по одинаковым правилам и единым ставкам;
2) региональные (налоги республик в составе Федерации, краев, областей и автономных образований) Их предельные ставки определяются законода-тельными актами РФ, а конкретные - органами представительной власти субъектов РФ. Это позволяет учесть особенности развития регионов страны;
3) местные.
По объекту налогообложенияналоговые платежи можно разделить наналоги с доходов (выручки, прибыли); с имущества предприятий; с определенных видов операций и деятельности (например, по операциям с ценными бумагами) и т.д.
Законодательством определено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.
Особенностью налоговой системы России является также наличие ряда целевых платежей и сборов, которые в силу своей обязательности носят для плательщиков обязательный характер, но направляются не только в бюджет, но и в специальные внебюджетные фонды (например, в гос. социальные фонды, фонды охраны природы, республиканский земельный фонд и т.д.).
Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые - взимаются непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Косвенные - устанавливаются в виде наработок к цене товаров (акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).
Функции налогов: