Газетный сектор полиграфии
Сегодня, по завершении 2014 года, уже можно говорить о том, что многолетняя монополия газетных государственных полиграфических
комплексов и региональных специализированных типографий в сфере производства газетной продукции, закончилась. В структуре большинства регионов их место заняли типографии сетевых компаний и многочисленные частные полиграфические предприятия (рис.10).
Рис.10
Источник: МАП
Среди них 10 типографий ИД «Комсомольская правда» в городах: Иркутск, Волгоград, Казань, Красноярск, Пермь, Самара, Саратов, Кемерово, Ставрополь и Владивосток. Сеть газетных типографий ИД «Провинция» включает 9 предприятий в городах: Москва, Ярославль, Орел, Ростов-на-Дону, Краснодар, Кемерово, Омск, Оренбург и Саратов, а газетная компания «Прайм Принт» (совладелец норвежский медиа-концерн Amedia) занимает активные позиции в Москве, Воронеже, Нижнем Новгороде, Уфе, Челябинске, Новосибирске, Екатеринбурге и Краснодаре.
На месте ликвидированных государственных газетных типографий: «Правда», «Известия», «Гудок», «Литературная газета» и «Московская правда», ранее составляющих основной производственный потенциал для выпуска центральных газет, в Московском регионе, возникли новые газетные полиграфические комплексы: ОАО «ПК «Пушкинская площадь», ООО «Первый полиграфический комбинат», АО «Экстра М» и ЗАО «Прайм-Принт Москва» и «Московская газетная типография».
В региональной сфере газетного производства все более значимое место занимают частные предприятия: типография «Курьер» (г. Санкт-Петербург), где печатается более 30% всех ежедневных газет города; ОАО «ИПП «Алтай», приватизированный государственный полиграфический комплекс, ООО «Кубаньпечать» (г. Краснодар), ОАО «Полиграфия» (г. Ярославль), ООО ИПК «Псковское возрождение» и ООО «Премьер Информ» (г. Вологда).
Высоко конкурентные позиции в своих регионах, а также в ряде случаев и в межрегиональном пространстве, сохраняют такие частные газетные типографии, как ООО «Белогорье-пресс» (г. Белгород), типография «Нью принт ротация» (г. Самара), ООО «Норд-Пресс» (г. Якутск), ЗАО «Профиздат» (г. Пенза), ЗАО «Дзержинская типография».
Таким образом, следует отметить, что кардинальные изменения в структуре газетного сегмента полиграфии оказали прямое влияние на состояние и развитие современной полиграфической базы газетного производства. Но, несмотря на целый ряд позитивных факторов, нельзя не учитывать процесс стагнации выпуска газетных изданий, который сохраняется уже несколько лет в медиа пространстве страны. А в 2014 г. практически во всех регионах произошел спад, что привело к усилению конкуренции между типографиями и негативно отразилось на их рентабельности.
Тем не менее, на протяжении всех последних лет ряд региональных газетных типографий, в том числе сетевые предприятия системы ИД «Комсомольская правда» и группы «Прайм Принт», демонстрировали более высокую конкурентоспособность на полиграфическом рынке печати периодических изданий и составили серьезную конкуренцию государственным предприятиям ЗАО «Российские газеты» и издательско-полиграфическим комплексам некоторых регионов. Современная техническая оснащенность, внедрение стандартов организации производства и требований к качеству, жесткая производственная дисциплина, все это определяет эффективную работу этих предприятий, тем более в непростых условиях, сложившихся в данном сегменте рынка в последнее время.
В условиях постоянно возрастающей конкуренции во всех секторах полиграфического рынка в большинстве типографий активизировалась работа по определению бизнес-стратегии производства на ближайшую и дальнюю перспективу. Однако, как показывает анализ, основное содержание этих стратегий составляют планы технического перевооружения производства и, за редким исключением, рассматриваются вопросы развития бизнес процессов и оценки их эффективности. Наиболее явно влияние направления технического перевооружения на формирование бизнес-стратегии полиграфического производства в последние годы проявилось в сегменте газетной печати. Проведенная за этот период масштабная модернизация основных фондов большинства газетных комплексов и типографий на базе современных многокрасочных агрегатов офсетной печати, применения систем CtP и автоматизации послепечатных процессов, тому подтверждение.
Сохраняя в бизнес планировании, как важную составную часть, постоянное совершенствование производственного потенциала, следует иметь в виду, что газетный сектор полиграфии стоит на рубеже неизбежной корректировки существующей доходности в условиях изменяющихся экономики и рынка.
Следует признать, что для каждой типографии это не совсем простая задача. Многое зависит от мотивации редакций газет и состояния системы распространения периодических изданий. Здесь происходят сложные, в том числе и позитивные процессы, но состояние неопределенности остается.
Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н. Никифоров, выступая 13 мая 2014 г. на годовой расширенной коллегии Минкомсвязи России, говоря о стратегии развития ФГУП «Почта России», отметил, что стратегия предполагает дальнейшую децентрализацию системы доставки, в том числе периодических изданий – строительство сортировочных центров вблизи крупнейших аэропортов по всей России (Планета СМИ).
Несомненно, это решение позволит в перспективе ликвидировать некоторые проблемы, но локального характера. Представляется, что решить проблему возможно только при комплексном реформировании системы печати и доставки периодических изданий, в том числе на базе дальнейшего углубления сложившейся системы децентрализованной печати газет, использования интернета для передачи контента и применения современной цифровой печатной техники. Учитывая уже имеющийся опыт в ряде стран, есть основание считать, что это складывающееся направление печатного бизнеса способно кардинально изменить традиционную систему распространения периодических изданий и обеспечить им необходимую конкурентность в современной медиа сфере.