Фирма. Организационно-правовые формы предприятий

Фирма (предприятие) – это экономически и юридически самостоятельная единица, которая покупает экономические ресурсы для производства продукции и стремится максимизировать прибыль. Другие цели фирмы: увеличение размеров бизнеса (максимизация дохода, рыночной доли, темпов роста); выживание фирмы и др.

Современные фирмы – это в основном многопрофильные производства. Это делает фирму более устойчивой в период экономических спадов. В этом случае убытки от основного вида деятельности компенсируются прибылью от производства других товаров и услуг.

Основные критерии классификации фирм – форма собственности на капитал и степень концентрации капитала. По этим критериям выделяются различные организационно-экономические формы предпринимательской деятельности.

Основные типы организации фирм (предприятий):

1. Индивидуальное предприятие – собственником капитала является один человек. Индивидуальное предприятие – это небольшая фирма, владелец которой является одновременно и ее главным служащим. Это самая простая и распространенная организационная форма малого бизнеса. Владельца устраивает его небольшой бизнес, в котором он выполняет роли и собственника, и менеджера, и одного из рядовых работников. Индивидуальное предприятие принадлежит одному владельцу и является для него основным источником получения доходов. В то же время по всем возникающим обязательствам предприятия владельцу приходится нести личную ответственность.

2. Товарищество – это предприятие, находящееся в собственности двух и более лиц, которые совместно руководят предприятием на основе заключенного договора. Договор о товариществе предусматривает долю вклада каждого из участников в совместное дело и соответствующую долю прибыли, а также долю ответственности за убытки. Основные типы товариществ (партнерств) различаются полнотой ответственности:

– полное товарищество - все участники несут полную (неограниченную) ответственность по долгам предприятия, то есть отвечают своим имуществом;

– общество с ограниченной ответственностью - все участники несут ответственность, ограниченную суммой вклада, внесенного в предприятие. Высокая степень личной материальной заинтересованности, обязательность личного доверия партнеров друг к другу, ограниченность капитала личными вкладами делают данную форму предпринимательства характерной для малого и среднего бизнеса. Товарищество с ограниченной ответственностью получило широкое распространение в современной российской экономике;

– товарищество на вере (коммандитное) - один или несколько участников несут полную ответственность по обязательствам товарищества (полные товарищи), остальные несут ограниченную ответственность (коммандитисты). Управление предприятием осуществляется полными товарищами. Коммандитисты не являются собственниками и не принимают участия в предпринимательской деятельности. Они имеют право на долю прибыли в соответствии с вкладом, право передать свою долю другому участнику, знакомиться с годовыми отчетами, выйти из товарищества и вернуть свой вклад. Таким образом, в рамках данной организационно-правовой формы расширяется возможность для привлечения дополнительных денежных средств.

1. Акционерное общество (АО) – основано на объединении капиталов большого числа участников. Свидетельством вложения капитала в фирму является ценная бумага – акция, которая дает ее владельцу – акционеру право на получение дохода и участие в управлении АО.

3. Производственный кооператив - это добровольное объединение граждан на основе их личного трудового участия и объединения имущественных паев. Каждый член кооператива имеет один голос в его управлении. Полученная прибыль распределяется в соответствии с трудовым вкладом. Ответственность членов кооператива определена не имущественным вкладом, а в размере, оговоренном в уставе кооператива.

4. Унитарное предприятие - это коммерческая организация, имущество которой является неделимым и находится в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации унитарное предприятие может быть государственным (образованным Российской Федерацией, республиками, областями, краями и другими субъектами Российской Федерации) и муниципальным (образованным городами, районами). Руководитель унитарного предприятия назначается собственником. Вопросы организации, контроля и управления производством находятся в компетенции собственника предприятия.

Каждая из организационно-правовых форм предпринимательской деятельности имеет свои преимущества и недостатки, которые предопределяют степень их распространения в хозяйственной практике.

2. Издержки производства и прибыль фирмы: бухгалтерский и экономический подход

Издержки – это основной инструмент, на который влияет любая фирма с целью максимизации прибыли. Отсюда основная цель анализа затрат – выявление оптимального соотношения между издержками и доходами, что является важнейшим условием выживания и благополучия фирмы.

Издержки производства – это расходы фирмы на производство товара, связанные с использованием факторов производства (сырья, материалов, топлива, электроэнергии, трудовых ресурсов, оборудования).

Как же измерить ценность расходуемых ресурсов, а значит, и издержки? В зависимости от метода оценки затрат ресурсов в эконономической науке существуют две концепции издержек:

1. Бухгалтерские издержки (себестоимость продукции, внешние издержки) – это денежные расходы фирмы, связанные с оплатой ресурсов их поставщикам (заработная плата, арендная плата, амортизация, процент по ссудам, оплата предпринимательских способностей менеджеров). Они отражаются в бухгалтерском балансе.

Логика бухгалтерского подхода в оценке затрат ресурсов состоит в поиске ответа на вопрос: сколько заплатила фирма, чтобы произвести данное благо? Это ретроспективная оценка, основанная на тщательном учете осуществленных фирмой сделок.

2. Согласно концепции альтернативных издержек (издержек упущенных возможностей) издержки – это ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех доступных альтернативных способов использования данного ресурса.

Логика экономического метода оценки затрат ресурсов заключается в поиске ответа на вопрос: от чего придется отказаться, чтобы получить данное благо?

Некоторые ресурсы могут находиться в собственности фирмы. Поэтому их не нужно нигде покупать, а значит, соответствующие затраты не отражаются в бухгалтерских документах, хотя и существуют в действительности. Затраты этих ресурсов образуют неявные, или внутренние, издержки. Например, владелец киоска, работающий в нем в качестве продавца, не станет с самим собой заключать трудовой договор, в котором указан размер заработной платы. Но это не значит, что он не затрачивает силы и время, которые имеют определенную ценность, а потому тоже являются издержками.

К сожалению, альтернативные издержки невозможно подсчитать также точно как бухгалтерские издержки. Доходы от упущенных альтернатив, которые менеджер определяет, опираясь на свой опыт и интуицию, всегда являются гипотетическими.

В отличие от бухгалтерского метода концепция альтернативных издержек охватывает оценку как явных, так и неявных издержек. Поэтому экономический подход является более широким, чем бухгалтерский. В практике деятельности менеджера бухгалтерский и экономический подходы обычно не противопоставляются, а используются вместе.

Экономические издержки – это сумма внешних и внутренних издержек фирмы. Внутренние издержки – это неоплачиваемые издержки собственных ресурсов фирмы при наилучшем из возможных способов их применения. Это альтернативные издержки, связанные с отказом от производства других товаров, которые могли быть произведены из имеющихся ресурсов.

Например, собственник земли, обрабатывая ее самостоятельно, отказывается от сдачи ее в аренду и от соответствующего дополнительного дохода. Владелец магазина отказывается от работы по найму и от соответствующей заработной платы. Предприниматель, вложивший деньги в производство, отказывается от банковского процента (отказывается от альтернативы вложения денег на банковский счет).

Таким образом, экономические издержки равны рыночной стоимости всех ресурсов (покупных и собственных), затрачиваемых фирмой на производство и реализацию своей продукции.

Прибыль фирмы – это разница между выручкой от реализации товара и издержками его производства.

Бухгалтерская прибыль – это разница между совокупным доходом (выручкой от продажи) и бухгалтерскими издержками.

PFбух = TR – TCбух (3)  

где PF (profit) – прибыль;

TR (total return) – совокупный доход;

TC (total costs) – совокупные издержки.

Экономическая прибыль – это разница между совокупным доходом и экономическими издержками.

PFэк = TR – TCэк (4)

Наши рекомендации