Расчет показателей материально-технической базы транспорта

1. Материально-техническая база железнодорожного транспорта.

К материально-технической базе железнодорожного транспорта относят вагоны и вагонное хозяйство, локомотивы и локомотивное хозяйство, станции, грузовые дворы и весовое хозяйство и т.д.

Рассмотрим основу базы – вагонное хозяйство.

Каждый вагон характеризуется грузоподъемностью и вместимостью, массой тары, т.е. абсолютными показателями.

Относительные показатели вагона:

a) технический коэффициент тары вагона:

расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru ,

чем ТКТ меньше, тем более эффективно используется мощность локомотива;

б) коэффициент удельного объема вагона

расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru ,

чем К больше, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться с полным использованием грузоподъемности;

в) коэффициент использования грузоподъемности;

расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru ,

г) коэффициент вместимости;

расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru .

Важнейшей операцией при отправке и приемке груза является определение его веса. Применяемые на грузовых станциях весы подразделяют на настольные, платформенные (передвижные и стационарные), крановые и т.д.

Производительность весов определяется по формуле:

расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru ,

где q – грузоподъемность;

T – время работы склада;

t – время, затрачиваемое на один отвес;

Кгр. – коэффициент использования весов по грузоподъемности;

Квр – коэффициент использования весов по времени.

2. Материально-техническая база водного транспорта.

Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются:

а) водоизмещение, определяемое массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном;

б) грузоподъемность судна – это его перевозочная способность. Дедвейт – полная грузоподъемность – количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку;

Двп - Во=ПГ,

где Вп – водоизмещение судна с полным грузом;

Во – водоизмещение судна без груза.

Чистая грузоподъемность равна только массе перевозимого груза, полная включает служебный груз (топливо, воду, провиант);

в) грузовместимость – способность судна принять груз определенного объема, м3;

г) удельная грузовместимость:

расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru ,

где ГР – грузовместимость;

ЧГ – чистая грузоподъемность.

3. Контейнеры и поддоны.

Контейнер (по определению МОС – международной организации по стандартизации) – элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3.

МОС приняла рекомендации по установлению единых размеров выпускаемых контейнеров: ширина и высота – по 2438 мм, а длина – 12192 мм, 9125 (3/4), 6058 (1/2), 2991 (1/4)мм, т.е. 3/4, 1/2, 1/4 от наибольшей длины.

Грузоподъемность контейнера определяют в тоннах:

qнетто=А·УМ·Кпл.,

где А – полезный объем контейнера;

УМ – удельная масса груза;

Кпл. – коэффициент плотности укладки груза.

qбрутто=qнетто+qтары

Тарные и штучные грузы перевозят на поддонах. Поддоны делятся на плоские, стоечные и ящичные. Наиболее распространены – плоские.

Необходимое количество поддонов:

расчет показателей материально-технической базы транспорта - student2.ru ,

где Ргр. – вес перевозимого груза;

Доб. – длительность оборота поддона;

Т- период эксплуатации поддона;

q – грузоподъемность поддона;

Кисп.груз. – коэффициент использования грузоподъемности поддона.

Список рекомендуемой литературы:

1.Гаджинский А. М. Основы логистики. Учебное пособие.- М.: Маркетинг, 1995.

2.Гаджинский А. М. Основы логистики.- М.: Маркетинг, 1996.

3.Гаджинский А. М. Учебник.- М.: Маркетинг, 1998.

4.Гаджинский А. М. Учебник.- М.: Дашков и Ко, 2003.

5.Неруш Ю. М. Коммерческая логистика. Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 1997.-

6.Ельденштейн Ю.М., Смирнова Л.П. Логистика. Учебное пособие. Красноярск, КГАУ, 2003.

7.Логистика. Под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2001.

8.Практикум по логистике. Учебное пособие под ред. Б. А. Аникина.- М.: ИНФА - М, 1999.

9.Логистика. Учебное пособие под ред. Б. А. Аникина.- М.: ИНФРА-М, 1997.

10.Основы логистики. Учебное пособие под ред. Л. Б. Миротина и В. И. Сергеева. ИНФА - М, 2000.

11.Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Системный анализ в логистике: Учебник. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002.

12.Михайлова О.И. Введение в логистику: Учебно-методическое пособие. - М.: Дашков и Ко, 1999.

13.Николайчук В.Е. Логистика. – СПб.: Питер, 2001.

14.Таничев А.В. Логистика. – СПб.: Изд. дом «Нева», М.: «ОЛМА- ПРЕСС», 2003.

15.Фатхутдинов Р.А. Организация производства. – М.: ИНФРА-М, 2001.

16.Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

Наши рекомендации