Некоммерческие организации
Некоммерческими организациями (англ. non-profit organization; NPO) являются предприятия не преследующие целью получение прибыли. В случае если они все же ее получают, то не распределяют между владельцами, а расходуют на расширение деятельности предприятия.
К числу некоммерческих организаций относятся:
1. разного рода благотворительные фонды, в т.ч. оказывающие безвозмездную помощь в форме грантов ученым, занимающимся фундаментальной наукой. Например, американские экономисты Р.Нельсон и С.Уинтер при создании одной только книги получили гранты от: отделения общественных наук Национального научного фонда США; отделения политологических исследований и анализа того же фонда; Фонда Слоуна; Института по государственной политике Мичиганского университета; Института социально-политических исследований Йельского университета[31];
2. потребительские кооперативы;
3. политические парии;
4. спортивные федерации;
5. религиозные организации;
6. отдельные учреждения, действующие в сферах культуры, искусства, образования, здравоохранения.
Некоммерческие организации в сфере культуры и искусства обычно преследуют две основные цели: максимизацию качества выпускаемой продукции и повышение посещаемости (для предприятий, организующих зрелищные мероприятия).
Необходимо отметить, что данные цели во многом противоречат друг другу, так как повышение художественного уровня, виртуозности исполнения ведет, как правило, к снижению посещаемости. Выходом может в данном случае быть расширение классического и современного репертуара, способного потакать самым разнообразным вкусам.
Затраты на производство, например, для многих театральных заведений, симфонических оркестров, музеев и т.п. намного превосходят доходы. При этом необходимо отметить, что если издержки на производство одной единицы продукции благодаря научно техническому прогрессу в большинстве видов производства сокращаются, то в сфере искусства этого не происходит.
Чаще всего, выживаемость подобного рода некоммерческих учреждений зависит от государственных ассигнований, частных пожертвований всевозможных меценатов и спонсоров. Подобное финансирование так же не всегда идет на пользу предприятиям в сфере искусства, порождает определенную зависимость, а также иждивенческие настроения.
С другой стороны, коммерческие предприятия в сфере культуры скатываются до производства дешевок в стиле поп-арта (например, голливудская кинопродукция или бродвейские мюзиклы).
Кооператив
Кооператив (нем. Kooperativ, фр. cooperative, от лат. cooperativus сотрудничающий) – форма предприятия, основанная на принципе добровольного объединения лиц для совместной деятельности по производству, сбыту, закупке и потреблению продукции. В нашей стране принято различать производственные и потребительские кооперативы. Производственные кооперативы занимаются изготовлением продукции, выполняют работы, предоставляют платные услуги. Они функционируют в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления, сбора и переработки вторичного сырья. Потребительские К. удовлетворяют потребности своих участников в торговле и бытовом обслуживании, а также в жилищах, гаражах и т.д. Среди крупнейших кооперативов мира можно выделить: голландский кооператив Campina (доходы в 2006 – €3,559 млрд.); швейцарский кооператив Migros (доходы в 2006 – 20,64 млрд. швейц. франков); английский потребительский кооператив United Co-operatives (доходы в 2006 – ₤1,8 млрд).
Потребительские кооперативы (англ. consumers’ cooperative) удовлетворяют потребности своих участников в торговле и бытовом обслуживании, а также в жилищах, гаражах и т.д.
При осуществлении своей деятельности потребительское общество вправе формировать следующие фонды: неделимый; развития потребительской кооперации; резервный; иные фонды в соответствии с уставом.
Пайщиком потребительского кооператива является гражданин и (или) юридическое лицо, внесшее вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами.
Экономической основой деятельности потребительских обществ является принадлежащая им собственность, имущество.
Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Основные отличия кооперативов от акционерных обществ:
§ доход членов кооператива ограничен: в качестве дивиденда выплачивается заранее оговоренная часть прибыли, остальная прибыль используется для расширения деятельности кооператива;
§ члены акционерного общества имеют на общем собрании акционеров число голосов в соответствии с находящимся в их собственности количеством акций; в кооперативе каждый входящий в него индивид имеет один голосов, независимо от его доли в общем имуществе кооператива;
§ члены кооператива имеют право на скидки при покупке продукции, произведенной кооперативом;
§ дивиденды в акционерном обществе распределяются в зависимости от доли его участников в уставном капитале; в потребительском кооперативе дивиденды распределяются в зависимости от объемов покупок членов кооператива продукции кооперативом произведенной и не зависят от имущественной доли.