Требования к уровню освоения содержания курса. (название дисциплины в соответствии с учебным планом)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
«История экономики»
(название дисциплины в соответствии с учебным планом)
на 108 часов, изучаемой в 1семестре
Для специальности (направления) 080100.62«Экономика»
Составлена в соответствии с ФГОС ВПО, утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. № 747
Форма обучения очная
РАССМОТРЕНО:
на заседании кафедры_________ Протокол от «___»______20___г. №__
Зав. кафедрой ____________________
(подпись, инициалы, фамилия)
«___»__________20__ г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель дисциплины
Целью дисциплины История экономики является приобретение студентами представления о многовариантности исторического опыта хозяйственного развития; изучение основных типов экономических систем, в рамках которых организуется хозяйственная деятельность человека; механизм их функционирования, взаимодействия и взаимовлияния.
Учебные задачи дисциплины:
· усвоение экономической терминологии, исторического подхода к изучению экономической жизни во всем ее многообразии;
· приобретение навыков систематизации экономических событий, сравнительного анализа экономического развития разных стран;
· формирование целостного представления о парадигме развития мировой цивилизации как пространственной сферы хозяйственной деятельности человечества;
· выработка экономического мышления, придание ему реализма, историзма и масштабности
Методы преподавания дисциплины:
· лекции (обзорные и проблемные)
· семинары;
· письменные и устные домашние задания;
· обсуждение подготовленных студентами рефератов;
· консультации преподавателя;
· самостоятельная работа студентов над освоением тематики изучаемой дисциплины для подготовки к семинарским занятиям и выполнения домашних заданий.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования)
Данная учебная дисциплина относится к блоку дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр», что означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного направления.
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «Экономическая теория», «История России», «История зарубежных стран». Набор входящих знаний и умений, состоящий в понимании исторических событий в экономике стран, специфика управления и оценка их роли.
Требования к уровню освоения содержания курса
Студенты в процессе освоения дисциплины «История экономики», должны уметь использовать полученные знания в решении практических заданий систематизации экономических событий, проведении сравнительного анализа экономического развития разных стран, в выработке реалистичного экономического мышления.
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2 – способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
ОК-3 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
ОК-4 – способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
ОК-13 – владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
ПК-1 – способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК-4 – способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
ПК-8 – способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
ПК-9 – способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;
ПК-13 – способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
В результате освоения компетенций студент должен:
1. Знать:
1.1. основные философские понятия, категории закономерности развития общества и мышления, инструменты экономической истории, (ОК-2);
1.2. закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории; закономерности функционирования современной экономики (ОК-3);
1.3. основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства, основные модели экономических модернизаций (ОК- 4);
1.4. основы анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК- 1);
2. Уметь:
2.1. применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, применять междисциплинарный подход при изучении социально-экономических моделей и процессов (ОК-1);
2.2. объективно исследовать эволюцию мировой экономики, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на всех уровнях (микро- и макроуровне) (ОК-3);
2.3. при анализе конкретных ситуаций выявлять проблемы экономического характера и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных последствий (ОК-4);
2.4. представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде доклада, информационного обзора, с применением информационных технологий (ОК – 6).
2.5. осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов, обосновывать полученные выводы и оценивать полученные результаты (ОК-13);
2.6. решать поставленные задачи на эмпирической основе (ПК – 4);
2.7. интерпретировать статистические данные для выявления тенденций трансформации современных экономических моделей (ПК – 8);
2.8. оценивать эффективность полученных и предлагаемых вариантов сценариев развития экономических процессов, управленческих рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
3. Владеть:
3.1. культурой мышления, навыками к анализу информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК – 1);
3.2. методологией экономического мышления для выработки системного взгляда на социально – экономические проблемы общества (ОК-2);
3.3. навыками анализа важнейших социально – экономических процессов, происходящих в мировой экономике (ОК-4);
3.4. современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных (ОК – 13, ПК – 4);
3.5. навыками сбора и анализа данных отечественных и зарубежных источников информации для оценки экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов и выявления тенденций их изменения (ПК – 1, ПК – 8, ПК – 9);
3.6. навыками оценки происходящих социально – экономических процессов и вариантов их развития для прогнозирования рисков и возможных социально-экономических последствий трансформаций (ПК – 13).
Формы контроля
1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):
· контрольные работы;
· письменные домашние задания;
· написание эссе;
· подготовка докладов, рефератов, выступлений и их обсуждение;
· промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.
2.Итоговый контроль:
· экзамен:
· в устной / письменной формах.
Объем курса и форма аттестации:
- Всего: 108 часов/3 зачетных ед., в т.ч.
- Аудиторные занятия - 54/1,5;
- Самостоятельная работа - 54/1,5.
- Экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание модулей дисциплины