Предпринимательство как фактор производства
Предпринимательские способности как фактор производства – это один из экономических ресурсов, который состоит из предпринимателей и предпринимательской инфраструктуры страны (учреждения, законы, правила и т. д.). Это организующий фактор производства, позволяющий рационально соединить три других фактора производства для создания благ и услуг. Он отличается от такого фактора производства, как труд (L) тем, что принимаемые предпринимателем решения имеют большое значение при реализации поставленной цели (далеко идущие последствия). Предприниматель несет за них материальную ответственность. Он не просто исполнитель.
Термин «предпринимательство» встречается во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г. Его применял в XVIII в. английский экономист Кантильон. Он отмечал, что предприниматель – это человек с неопределенными, нефиксированными доходами, например, крестьянин, ремесленник, торговец и даже разбойник, нищий и т. д. Он покупает товар по одной цене, а продает по другой. При этом он рискует, т. к. цена продажи, которую он предполагал, может такой и не быть. Предприниматель выполняет важную функцию: насыщая рынок товарами, он приводит в соответствие спрос и предложение.
В современной экономической литературе предпринимательство рассматривается в трех аспектах (с трех точек зрения): как экономическая категория, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления.
1. Предпринимательство как экономическая категория – это система отношений между предпринимателями в их хозяйственной деятельности, которые происходят в условиях состязательности и направлены на поиск новых способов комбинации факторов производства с целью извлечения дохода и приумножения собственности. Каждый стремится завоевать и удержать конкурентные преимущества.
2. Предпринимательство как метод ведения хозяйства характеризуется такими чертами, как самостоятельность и экономическая независимость, коммерческий риск, ответственность за принимаемые решения, в том числе и за риск, ориентация на успех, творчество (новаторство), инициатива.
Формы предпринимательства как способа ведения хозяйства: частное (мелкотоварное и капиталистическое), коллективное (акционерные общества), государственное.
Функциипредпринимательства: 1) преобразования в экономике, направленные на рост ее эффективности, на установление рыночного равновесия; 2) приспособление к хозяйственной среде, т. е. стремление обеспечить максимальный выпуск продукции при минимальных затратах и приумножение активов; 3) способствование росту благосостояния населения, демократизации управления и т. д.
Побудительный мотив предпринимательства – материальный интерес, выраженный в форме дохода. Особенность природы этого дохода в том, что он является результатом лучшего применения ресурсов, лучшей комбинации факторов производства. Поэтому доходы от собственности, так же как рента, арендная плата, процент на капитал, зарплата, не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. Таким доходом является предпринимательская прибыль.
3. Предпринимательство как особый тип экономического мышления – это совокупность оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в хозяйственной жизни. Главную роль, при этом, играет личность предпринимателя. Предпринимательство – это не только род занятий, но и склад ума, свойство натуры. Чтобы быть предпринимателем, нужно обладать особым воображением, даром предвидения, талантом, которым наделено не более 5–10 % трудоспособного населения.
Можно выделить наиболее важные личные качества удачливого предпринимателя:
- поиск возможностей и инициативность (меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели);
- готовность к риску (предпочитает ситуацию умеренности риска, осуществляет действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);
- ориентация на эффективность и качество (находить пути улучшения качества и снижения издержек);
- вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы, берется за дело вместе с работниками или вместо них);
- целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение);
- стремление быть информированным (лично собирает сведения о клиентах, поставщиках, конкурентах);
- систематическое планирование и наблюдение (планирует, следит за хозяйственными показателями и использует их для принятия решений);
- способность убеждать и устанавливать деловые и личные связи;
- независимость и уверенность в себе (стремится к независимости от правил и контроля других людей, верит в свою способность выполнять трудные задачи).
13. Монополия как форма несовершенной конкуренции.