Предпринимательство как фактор производства. Бизнес

۩Предпринимательство как особый тип хозяйственного поведения и особый метод ведения хозяйства

Одна из важнейших социальных ролей личности ― роль производителя. В условиях перехода к новому, информационно-компьютерному, технологическому способу производства от труженика требуется не только высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд все больше наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне (начальник, мастер, контролер), сколько самодисциплины и самоконтроля.

Согласно ст. 34 Конституции РФ за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Бизнес (с анг. ― дело, занятие, торговля) Предпринимательство
Экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами. Инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.

Понятие бизнеса отличается от понятия предпринимательства именно тем, что к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.

Как следствие, не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательством, а только ту, которая связана с его родовыми чертами: риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, динамичностью, мобильностью, активным поиском инноваций.

Сказанное позволяет актуализировать два момента: 1) для предпринимателей характерен особый тип хозяйственного поведения, то есть готовность рискнуть выступает чертой психологического портрета предпринимателя; 2) предпринимательство есть особый метод ведения хозяйства:выступая фактором производства, предпринимательство упорядочивает хозяйственные связи, позволяет повысить эффективность общественного производства.

В предпринимательстве выделяются субъекты― частные лица, различные ассоциации (АО, арендные коллективы, кооперативы), государство (см. таблицу 10), и объекты― любые виды хозяйственной деятельности (см. таблицу 14).

Главным субъектом, реализующим на практике предпринимательскую деятельность, выступают предприниматели, которых можно условно разделить на две большие группы: юридические лица и индивидуальные предприниматели (см. ГК РФ, часть 1).

Таблица 14

Формы предпринимательства

Основа классификации Наименование формы Ее сущность
Признак объектов предпринимательства Малый бизнес (до 50 человек) Франчайзинг (от. фр. ― льгота) ― это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной форме. Венчурная (от англ.― рискованная затея) фирма ― это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка.
  Средний бизнес (до 500 человек) Он непрочен, так ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный бизнес, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо продукции, имеющей своего постоянного потребителя.
  Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) Отличается большей прозрачностью, чем средний или мелкий бизнес. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию.
Тип фирмы Индивидуальное или частное предпринимательство Бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал
  Товарищество, или партнерство выступают в формах: • Полное товарищество; • Товарищество на вере, или коммандитное; • Некоммерческое партнерство Законодательство РФ рассматривает товарищества как объединение лиц. Таким образом, товарищество по сути ― это бизнес, которым владеют два или более человек. Объединение лиц, помимо имущественных вкладов и несения неограниченной ответственности по долгам всем своим имуществом, предполагает непосредственное личное участие в делах товарищества. Поскольку речь идет о предпринимательской деятельности, член товарищества должен иметь статус индивидуального предпринимателя. Следовательно, предприниматель должен быть участником только одного товарищества.
  Кооператив Похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков
  Корпорация, Общества выступают в формах: Общества с ограниченной и неограниченной ответственностью; ОАО, ЗАО Законодательство РФ рассматривает общества как объединение капиталов. Общество как объединение капиталов не предполагает личного участия в предпринимательской деятельности, поэтому допускается участие в них любых лиц, а не только профессиональных предпринимателей. Кроме того, в обществах участники вообще не отвечают по долгам, а несут только риск убытков.

***

Предпринимательство― динамичный процесс наращивания богатства (а не только и не столько прибыли).

«Предпринимательство есть процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение от достигнутого» (Р. Хизрич, М. Питерс).

«Предпринимать ― значит затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного» (В. И. Даль).

Предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1, п.1 ст. 2).

Богатство― все, что имеет рыночную оценку и может быть продано за деньги или обменено на другие блага. Богатство может быть представлено как в вещественной форме, так и в форме бумажных активов, а также личных способностей человека (если оказывается возможным продать их на рынке услуг труда). Богатство обладает той особенностью, что оно способно приносить поток доходов, то есть увеличивать имеющееся богатство.

Еще в классической политической экономии XIX века богатство совершенно четко подразделялось на три категории: 1)богатство индивидуума; 2)богатство общественной группы; 3)богатство народа (или богатство национальное ― совокупность ресурсов (экономических активов страны), являющихся необходимым условием производства товаров, оказания услуг, выполнения работ и обеспечения жизни населения).

۩Принципы, объект и функции предпринимательства

Предпринимательство основывается на принципах:

1) инициативности и самостоятельности, самостоятельного ведения дела.Будет ли такое ведение дела нацелено на получение дохода или нет, будет ли оно направлено на удовлетворение общественных потребностей или нет, вопрос другой: здесь не следует путать принципы и мотивы;

2) самофинансирования, то есть осуществляется за свой счет, хотя и здесь возможно привлечение средств внешних контрагентов (например, взятие денег в кредит, имущество в аренду в ситуации отсутствия стартового капитала);

3) самоуправления, связанного с социальной ответственностью предпринимателя;

4) свобода предпринимательской деятельности;

5) получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;

6) юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

7) законность в предпринимательской деятельности

8) свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

9) государственное регулирование предпринимательской деятельности:

― прямое регулирование ― необходимость государственной регистрации предпринимателей, получение лицензии как условие осуществления лицензируемого вида деятельности, получение сертификата в случае обязательной сертификации продукции, товаров и услуг;

― косвенное регулирование ― предоставление льготных кредитов, льгот по налогообложению.

***

Предприниматели― субъекты, являющиеся собственниками, а также лица, не являющиеся собственниками, которые в ходе хозяйственной деятельности ставят перед собой цель максимизировать прибыль и принимают управленческие решения.

От предпринимателей следует отличать менеджеров (профессиональных управленцев), которые не имеют вещных прав и выступают наемными работниками, выполняющими указания предпринимателей (в том числе, акционеров, депутатов муниципального уровня самоуправления и др.).

В условиях рыночных отношений, при наличии огромного количества факторов субъективного воздействия на предпринимательскую деятельность, развитие любого бизнеса без риска невозможно. Риск ― возможная вероятность понести потери или не достичь намеченных целей деятельности.

В экономической литературе принято выделять следующие виды рисков:

― политический риск, определяемый степенью стабильности политической системы, а также возможностью перераспределения полномочий и ответственности между властными структурами различного уровня;

― экономический риск, обусловленный характером экономической ситуации и факторами развития соответствующего рынка;

― информационный риск, связанный с важностью своевременного предоставления необходимой информации, полноты и достаточности выявленных данных;

― правовой риск, обусловленный сложившейся на данном целевом рынке правовой базы для осуществления предпринимательской деятельности и практикой разрешения хозяйственных споров;

― финансовый риск, определяемый степенью стабильности финансовой системы рынка и ликвидности инвестиционной деятельности;

― технологический риск, связанный с возможным появлением новых технологических приемов и новых продуктов, конкурентоспособных с технологией и продуктами предприятия;

― коммерческий риск, обусловленный возможными сбоями в работе торговых посредников или ошибочным выбором целевого рынка;

― внутрифирменный риск, определяемый вероятностью ошибок управляющих, а также утечки конфиденциальной внутрифирменной информации.

•Объект предпринимательства

В современном производстве сами по себе ни труд, ни капитал не заработают. Для этого нужны особые условия ― все то, что обеспечивает работу предприятия и из чего она складывается: машины и оборудование, здания и сооружения на территории предприятия; транспорт, работники разного уровня и квалификации, менеджмент, маркетинг, организация служб, рассчитывающих и обслуживающих все экономические и производственно-технологические процессы. Сюда же входят обеспечение бесперебойной поставки ресурсов и материалов, сбыт продукции, а это договоры с поставщиками и оптовыми покупателями, выяснение объемов и структуры спроса. Отдельно ― работа с регулирующими и контролирующими государственными и административными органами (например, с налоговой и другими инспекциями, министерствами и ведомствами, комитетами и комиссиями), разрешение споров в арбитражных судах и много другое, всего не перечислишь.

Но все это не будет работать без финансирования, обеспечения кредитами и т. д. Кроме того, чтобы организовать решение этих вопросов, нужны специальные знания и умения, особый дар, организаторские, творческие, аналитические способности, соответствующие моральные качества, склонность к риску. Всеми этими качествами обладает небольшая часть населения ― не более 8%. Так что наряду с капиталом и трудом предпринимательство― это особый ресурс, самостоятельный фактор производства.

Итак, объект предпринимательства― соединение/комбинирование факторов производства особым образом, нахождение такой комбинации или сочетания ресурсов, которые обеспечат получение прибыли.

Сказанное конкретизируют функции предпринимательства в экономике.

•Функции предпринимательства

Функции предпринимательства принято классифицировать исходя из объекта целеполагания деятельности субъекта хозяйственной деятельности:

• внутренние функции связанны с организацией самой предпринимательской деятельности, ее приспособлением к условиям рынка;

• внешние функцииотражают влияние предпринимательства на сферу, в которой оно осуществляется, и вызываемые этим влиянием последствия.

Итак, перед нами функции предпринимательства:

1) внутренние функции, связанные с организацией самой предпринимательской деятельности, ее приспособлением к условиям рынка:

1.1. финансовое управление, основной задачей которого является получение максимальной прибыли при меньших рисках и финансовых затрат;

1.2. материально-техническое снабжение, состоящее в бесперебойном снабжении производства различными ресурсами при меньших затратах, а также в поиске новых источников сырья и других ресурсов;

1.3. управление производством, связанное с поиском оптимальной комбинации факторов производства, которая дает максимальный выпуск продукции при минимальных затратах.

При реализации данной функции предпринимателям свойственно: а) улучшать качество продукта, открывать в нем новые свойства; б) создание принципиально нового продукта; в) внедрение нового способа производства, принципиально новой технологии или улучшение уже существующей; г) нахождение и реализация новых управленческих технологий.

1.4. управление кадрами (кадровый менеджмент), связанное не только с подбором и расстановкой кадров по должностям руководителей, служащих, специалистов и рабочих, но и с формированием у них корпоративной культуры, то есть чувства ответственности, сопричастности к достижению целей, поставленных перед фирмой;

1.5. управление сбытом, или маркетинг, предполагающее ориентацию на потребности и интересы потребителя и завоевание новых рынков сбыта, что позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность в условиях конкурентного рынка;

2) внешние функции, отражающие влияние предпринимательства на сферу, в которой оно осуществляется, и вызываемые этим влиянием последствия:

2.1. содействие установлению рыночного равновесия на товарных рынках;

2.2. социальная функция, связанная с (а) удовлетворением всего комплекса потребностей населения производимыми товарами и услугами, (б) организацией новых рабочих мест, (в) своевременной выплатой работникам заработной платы, а государству ― налогов;

2.3. охрана окружающей среды.

Согласно другой классификации, к функциям предпринимательства относятся:

· управленческая ― соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое, так как объектом предпринимательства является наиболее эффективное комбинирование (сочетание) факторов производства с целью максимизации дохода;

· организационная ― использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода;

· экономическая ― уплата налогов в государственный бюджет;

· социально-экономическая ― создание рабочих мест;

· творческая ― использование новаторства в деятельности.

۩Содержание и виды предпринимательской деятельности

Предпринимательству свойственны общей черты любой экономической деятельности. В то же время оно характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью процедур, проводимых предпринимателем.

Рассмотрим общую модель предпринимательства, дающую общее представление о том, как оно осуществляется.

Предприниматель призван удовлетворить запросы определенного круга потребителей в конечном продукте, продавая им товар Т и получая за это денежную выручку Дт. Конечный продукт предпринимательской деятельности, реализуемый потребителю в виде товара или услуги, может быть самым разнообразным. Это все то, в чем нуждается потребитель и что способен продать ему предприниматель: здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, потребительские товары, информация, интеллектуальный продукт, деньги, валюта, ценные бумаги, все виды услуг, строительные и другие работы.

Чтобы реализовать товар, его надо иметь. Поэтому предприниматель приобретает, получает или сам производит товар, продвигает его для продажи потребителю, покупателю. Процесс получения предпринимателем продукта, необходимого потребителю, требует использования ряда факторов предпринимательской деятельности, то есть средств производства и обращения товаров в виде рабочей силы, материальных, информационных, финансовых ресурсов, применяемых в производстве, транспортировании, продаже товаров. Частично предприниматель может сам обладать такими факторами предпринимательской деятельности. Если же он их не имеет, то приобретает факторы Ф у их обладателей, собственников за денежную сумму Дфи с их помощью производит, получает, достает и продает потребителю товар Т.

В простейшем случае, когда факторы сами представляют нужные потребителю товары, предприниматель приобретает их и продает потребителю. В подобной ситуации он становится торговым посредником между владельцем товаров и потребителем.

Как следует из описания модели, общую схему предпринимательства можно представить в виде логической формулы: Дф-Ф-Т-Дт. Предприниматель приобретает за деньги Дф средства предпринимательской деятельности Ф, затем преобразует их в товары Т и реализует последние, получая в результате деньги Дт. Вырученные, полученные в итоге предпринимательской операции деньги Дт должны быть больше денег Дф, затраченных на факторы, с тем, чтобы иметь прибыль.

Предпринимательская деятельность организуется таким образом, чтобы действия осуществлялись за определенное время, для этого предпринимательству необходим высокий уровень организации. Продолжительность операции оказывает значительное влияние на ее эффективность, прибыльность: обычно чем короче период сделки, тем выше ее эффект для предпринимателя. С одной стороны, снижаются затраты, а с другой стороны ― увеличивается оборачиваемость денежных средств и потому меньше денег связывается с обращением. Таким образом, есть основания утверждать, что и время есть фактор предпринимательства.

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность ряда последовательно осуществляемых или проводимых параллельно, одновременно операций. Каждая бизнес-операция ― это один завершенный цикл предпринимательства. По отношению к такой операции допустимо применять термин «бизнес-сделка». При этом сделка расценивается вовсе не как тайный противозаконный сговор. В бизнесе под сделкойпонимается основанное на письменном договоре или на устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов, лиц в интересах получения взаимной выгоды.

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства (см. таблицу 15).

Таблица 15

Виды предпринимательства

Наименование вида Его сущность
Производственное предпринимательство Здесь сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, рабочую силу, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в этом виде предпринимательства ― основная, определяющая.
Коммерческое предпринимательство Состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции. Как следствие, здесь предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве фактором Ф является сам товар Т, а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Отметим, что если товар покупается и продается предпринимателем на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.
Финансовое предпринимательство Является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. Финансовое (финансово-кредитное) предпринимательство есть по своей сути продажа одних денежных средств на другие и, в частности, нынешних денег за будущие. Прибыль предпринимателя возникает в результате продажи финансовых ресурсов с взиманием процентов, получением прибавочного капитала. Если подобные денежные, валютные операции и операции с ценными бумагами (акциями, облигациями) совершаются на законном основании, в них нет ничего предосудительного и тем более преступного.
Посредническое предпринимательство Здесь предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника (брокера, риелтера и др.) ― соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.
Страховое предпринимательство Суть данного вида предпринимательства заключается в том, что предприниматель за определенную плату гарантирует страхователю компенсацию возможной потери имущества, ценностей, жизни в результате непредвиденного бедствия, форс-мажорных обстоятельств. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающегося в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращает только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств не велика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Чаще всего предпринимательская деятельность относится к экономике малых форм.

Формирование сети малых предприятий (в основном в сфере обслуживания и в розничной торговле ― см. таблицы 16 и 17) способствует установлению гибких кооперативных связей, насыщению рынка товарами и услугами с учетом индивидуальных потребностей и быстро меняющегося потребительского спроса, ускоренному внедрению технических новшеств, а также созданию рабочих мест. Так, например, на 01.01.2012 года в Свердловской области функционирующие 190 тысяч малых предприятий дают 24-26% рабочих мест. Для сравнения: «В США 50% ВВП создается малым бизнесом, доля занятости в нем составляет и того больше ― 55%, в Евросоюзе эти цифры соответственно 65 и 70%, в Китае ― 60 и 80%. У нас ― 5 и 15%». (Мир новостей №50 3 декабря 2013 года. С. 2)

К организационно-правовые признаки малого предпринимательства относят:

1) определенное количество наемных работников в промышленности, строительстве, на транспорте ― до 100 чел; в сельском хозяйстве и науке ― до 60 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании до 30 чел.; в оптовой торговле и в остальных отраслях ― до 50 чел.;

2) доля участия в уставном капитале государственных, общественных и религиозных организаций, а также крупных предприятий не превышает 25%;

3)обычно безцеховая структура;

4) ограниченное разделение труда: владелец, работник и управляющий ― одно лицо; работники многопрофильные; профессии совмещенные.

Таблица 16

Наши рекомендации