Петрограду нужна топливная база. Ударный экономический фронт. Поселок становится городом
ПО ПРЯМОМУ УКАЗАНИЮ ЛЕНИНА
На крайнем юго-западе Ленинградской области, в 180 километрах от Ленинграда, находится город Сланцы. Широко и привольно раскинулся он на берегах Плюссы, там, где в нее впадает небольшая речка Кушолка, примерно в 20 километрах к югу от Нарвского водохранилища. А вокруг города на многие километры тянутся леса, перелески, пустошники, опасные трясины...
Возникновение города Сланцы связано с необходимостью создать для Ленинграда свою энергетическую базу.
До Великой Октябрьской социалистической революции энергетика Петербурга базировалась на угле, привозимом из Англии, нефти, доставлявшейся с Кавказа, и на дровах, поступавших из близлежащих лесных районов; но основное место в топливном балансе огромного промышленного города все же принадлежало английскому углю. Такое положение сложилось потому, что экспортно-импортные операции со странами Западной и Северной Европы Россия вела через порты Балтийского моря — Петербург (Кронштадт), Ревель, Ригу, Виндаву и Либаву, причем наибольший грузооборот приходился на Петербургский порт.
В силу аграрного характера дореволюционной экономики России из страны вывозили преимущественно объемные грузы — зерно, муку, лес, лен, пеньку и другие. Ввозили же главным образом тяжелые, но малогабаритные грузы: металл и изделия из него, сырье для химической промышленности и т.п. В результате неравного по объему тоннажа экспорта и импорта часть кораблей, следовавших в Россию, вынуждена была брать балласт. В качестве балласта в трюмы кораблей грузили преимущественно песок в мешках. Более 100 лет этот песок доставляли в Петербург со всего света и высыпали в Финский залив близ порта. Погрузка и выгрузка балласта не только занимали время, но и требовали денежных затрат, а это, естественно, удорожало стоимость перевозимых грузов.
С развитием промышленности в Петербурге и других городах Прибалтики стала расти потребность в топливе для пароэнергетических установок; владельцам промышленных предприятий пришлось покупать уголь в Англии. Корабли, следовавшие в Петербург порожняком, начали заходить в Англию и вместо балласта брать там уголь. Таким образом, судовладельцы не только не платили за балласт, как это было прежде, но и получали плату за перевозку угля. Тарифы на такую попутную перевозку угля были выгодны как для судовладельцев, так и для покупателей. В итоге уголь из Англии обходился дешевле отечественного — донецкого, поступавшего в столицу по железной дороге. Поэтому вся промышленность Прибалтики работала на привозном угле.
Во время первой мировой войны петроградская промышленность не получала английского угля. После окончания гражданской войны уголь из Англии снова стал поступать на предприятия Ленинграда — вплоть до 1927 г.
Положение города Сланцы в Ленинградской области.
В условиях социалистического хозяйствования страна не могла стабилизировать положение, рассчитывая на привозное топливо. Во-первых, уголь и фрахт приходилось оплачивать валютой, а ее у молодой Советской республики имелось очень мало. Во-вторых, наша страна сама богата углем, и целесообразнее было расходовать средства на развитие добычи отечественного угля. В-третьих, сохранение импортного угля в энергетике по существу приводило к экономической зависимости ленинградской промышленности, а при ее высоком удельном весе в промышленности Советского Союза — к зависимости экономики всей нашей страны от капиталистической Англии. Поэтому Советское государство провело ряд мероприятий, чтобы скорее обеспечить Ленинград отечественным топливом.
В первую очередь были расширены шахты Донбасса и увеличена добыча угля. Для быстрейшей доставки топлива с юга построили новые железнодорожные линии Брянск-Вязьма и Унеча—Орша; отныне уголь из Донбасса в Ленинград пошел не по одному, а уже по двум направлениям: через Москву и через Брянск. И, наконец, встал вопрос о создании ленинградской энергетической базы на основе использования гидроресурсов и непервоклассных сортов топлива — бурого угля, торфа, горючих сланцев.
В Северо-Западном экономическом районе в широких масштабах развернулось строительство гидроэлектростанций; самая первая из крупных — Волховская дала ток Ленинграду в 1926 г. Затем в систему Ленэнерго включились две Свирские гидроэлектростанции, две — на реке Вуоксе и одна Нарвская. На основе использования торфа как топлива начали действовать две мощные топливные электростанции — Пятая ГЭС «Красный Октябрь» и Восьмая ГЭС имени С.М. Кирова.
На этих-то двух станциях впервые для энергетических целей стали применять горючие сланцы.
* * *
Сланцедобывающая промышленность в нашей стране впервые зародилась в 1918 г. на территории тогдашнего Ямбургского уезда Петроградской губернии, вблизи города Веймарна. А вскоре — в 1919 г. — горючие сланцы начали добывать и в других районах, в частности в Поволжье.
На необходимость и практическую возможность использовать горючие сланцы в качестве топлива и химического сырья для промышленных нужд неоднократно указывал Владимир Ильич Ленин.
Так, еще в октябре 1919 г., получив сведения, что вблизи города Веймарна начали добывать сланцы, В.И. Ленин писал:
«Председателю Петроградского Совета.
1) Говорят, сланцы под Веймарном неглубоки. Снять 2—3 сажени земли и можно экскаватор пустить, который будет массу сланцев ломать и давать.
Надо напрячь силы; мобилизовать туда буржуазию (в землянках поживут); работать 3 смены по 8 час; вызвать подъем рабочих в Питере на это дело;
мобилизовать крестьян (4 часа в день на 2 недели для начала и т.п.)» (В.И. Ленин. Соч., изд. 4.е, т. 35, стр. 365).
Партия поставила добычу сланцев под свой контроль. Вопрос о сланцах неоднократно обсуждался в ВСНХ, в Комитете обороны, в партийных организациях. В газете «Петроградская правда» в 1920 г. часто публиковались заметки о ходе работ, о трудностях, которые приходилось преодолевать. Вот одна из таких заметок, помещенная 21 января в отделе «Экономическая жизнь»:
К вопросу о сланцах
Переживаемый Петроградом острый топливный кризис вызвал постановку на очередь вопроса об усилении добычи всех видов местного топлива.
К числу местного топлива относятся также и горючие сланцы, находящиеся в недрах под самым Петроградом.
Ввиду этого инспекция ВСНХ заинтересовалась этим вопросом и предприняла обширное обследование его на местах...
При организации этих работ, особенно в Ямбургском уезде... имелись в виду весьма широкие задания, так как предполагалось довести добычу в течение полугода до 300 000 пудов сланцев в месяц... Для добычи каждых 200 000 пудов требуется около 500 человек рабочих. Для помещения подобного количества рабочих нужно возвести 15 казарм, целый ряд столовых, бань, мастерских, кладовых и других хозяйственных служебных сооружений. Кроме того, при организации добычи в подобном объеме необходимо оборудовать шахты механическими подъемниками, водопроводом, вентиляцией и точно определить количество всевозможного инвентаря.
Помимо этого, необходим хорошо налаженный продовольственный аппарат, считая минимум 2 фунта хлеба в день на человека. Из числа механических сооружений необходимо устроить сортировочные приспособления и подъездной путь соответствующей пропускной способности. При организации работ по добыче сланца у ст. Веймарн Ямбургского уезда многие из этих условий работ не были выполнены, главным образом потому, что в половине мая весь район разработки был занят неприятелем.
С начала сентября, после вторичного занятия района Красной Армией, сланцевый комитет начал опять налаживать разработку, очищать и ремонтировать рудники, производить строительные работы и заготовлять инвентарь и продукты. Работать приходилось при тех же тяжелых условиях, в особенности ввиду отсутствия опытных шахтеров».
Некоторое время спустя, 27 февраля, «Петроградская правда» сообщает уже, что на сланцевые разработки у станции Веймарн направлены 450 трудармейцев; рабочие прокладывают дренажные канавы для отвода вод, строят узкоколейные железнодорожные пути. Ежедневно добывается от 700 до 2000 пудов сланца, который отправляется в Кронштадт и Петроград.
В начале марта на разработки вновь направляются 450 трудармейцев, и в том числе, как сообщает газета, 380 забойщиков и молотобойцев, 10 слесарей, 50 плотников, 10 печников.
Подобные сообщения встречаются в газете и в апреле, и в мае. В корреспонденциях рассказывается о том, как в трудных условиях гражданской войны шла борьба за каждый пуд горючих сланцев, какие меры предпринимали партия и правительство для расширения шахт, повышения производительности и улучшения условий труда горняков.
Тем не менее всех этих мер для широкой организации добычи сланцев в промышленном масштабе было недостаточно, а большего в то время страна не могла дать.
Позже, в 1922 г., В.И. Ленин снова обращает внимание на сланцы. 16 октября он пишет следующее письмо в Президиум ВСНХ:
«...Тов. Красин прислал мне письмо, в котором сообщает о крупнейших успехах группы инженеров во главе с тов. Губкиным, которая с упорством, приближающимся к героическому, и при ничтожной поддержке со стороны государственных органов, из ничего развила не только обстоятельное научное обследование горючих сланцев и сапропеля, но и научилась практически приготовлять из этих ископаемых различные полезные продукты, как-то: ихтиол, черный лак, различные мыла, парафины, сернокислый аммоний и т.д.
Ввиду того что эти работы, по свидетельству т. Красина, являются прочной основой промышленности, которая через десяток, другой лет будет давать России сотни миллионов, я предлагаю:
1. Немедленно обеспечить в финансовом отношении дальнейшее развитие этих работ.
2. Устранить и впредь устранять всяческие препятствия, тормозящие их, и
3. Наградить указанную группу инженеров трудовым орденом Красного Знамени и крупной денежной суммой.
О последующем прошу мне письменно сообщить через управделами СНК т. Горбунова. В случае каких-либо препятствий немедленно сообщите мне через него же.
Председатель СНК и СТО В. Ульянов (Ленин)»
(В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45, стр. 224).
Однако по ряду причин, о которых речь шла выше, добыча сланцев велась неритмично, а временами и совсем приостанавливалась. В итоге за семь лет — с 1918 по 1925 г. — все предприятия дали стране всего 73 217 тонн горючего камня, причем половину этого количества добыли в Веймарне, где работы велись как открытым способом, так и под землей.
Экономически добыча сланцев была недостаточно эффективной: обходился сланец дорого, а топливом был низкокалорийным; его использовали главным образом в топках котлов, а также как пылевидное топливо. Кроме того, сланец служил сырьем для получения газогенераторного топлива, а зола, получаемая при сжигании сланцев, шла на строительные нужды. Тем не менее, отходы в сланцевой промышленности оставались непомерно большими.
В 1925 г., когда страна сосредоточила все свое силы и средства на восстановлении угольной промышленности, добычу сланцев временно пришлось прекратить. Но уже в 1927 г. плановые органы начали составлять проект использования сланцев, обратив особое внимание на Гдовские месторождения.
В 1930 г. севернее Гдова была заложена первая опытная шахта. Она и положила начало городу Сланцы.
Гениальное предвидение Владимира Ильича Ленина о том, что «через десяток, другой лет» сланцевая промышленность «будет давать России сотни миллионов», полностью сбылось. Уже в канун Великой Отечественной войны в Сланцах на полную мощность работали две шахты и строилась третья, действовали тепловая электростанция, сланцеперегонный завод, ряд других предприятий. Вокруг промышленных объектов выросли рабочие поселки.
Современные Сланцы. Промышленный пейзаж.
Так в Ленинградской области сложился новый промышленный центр, перед которым открывались широчайшие перспективы. Мощные тепловые электростанции Ленинграда и Ленинградской области, а также предприятия по производству строительных материалов стали получать в качестве топлива местные горючие сланцы.