Инструменты денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика это совокупность мероприятий которые правительство проводит в денежно-кредитной сфере с целью стабилизации экономического развития.
Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:
Операции на открытом рынке — наиболее важный оперативный инструмент, с помощью которого центральный банк может влиять на объем имеющихся у банков свободных резервов, а значит, и на предложение денег. Сущность их заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг на рынке.
Изменения норм обязательных резервов, используется довольно редко. Это сильно действующее средство и его частое применение может негативно сказаться на денежно-кредитной сфере. Как известно, норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка и, следовательно, на его возможности создания новых денег. Повышение ее ведет к сокращению избыточных резервов.
Изменение учетной ставки — в его основе лежит возможность выдачи ссуд центральным банком коммерческим. За ссуду коммерческий банк платит процент. Ставка процента называется учетной. Центральный банк может изменять ее. Повышение учетной ставки приводит к тому, что ссуды центрального банка становятся менее привлекательны для коммерческих.
Помимо общих инструментов денежно-кредитной политики существуют и селективные. К ним можно отнести ограничение размеров кредита для отдельных отраслей; изменение условий выдачи потребительских, ипотечных ссуд и т. д. Следует подчеркнуть, что центральный банк использует совокупность инструментов при реализации денежно-кредитной политики.
В зависимости от состояния экономики страны проводится политика "дорогих" или "дешевых" денег. В период инфляции центральный банк осуществляет политику "дорогих" денег (политику кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег (или уменьшения темпов роста денежной массы). Для этого центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку.
Политика "дешевых" денег (экспансионистская денежно-кредитная политика) проводится в периоды спада производства, когда необходимо стимулировать деловую активность. Она 'заключается в увеличении предложения денег: центральный банк покупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков, населения; снижает резервную норму; понижает учетную ставку.
Национальный банк Республики Беларусь в настоящее время проводит политику "дорогих" денег.
13. Инфляция: понятие, виды и типы
Проявлением макроэкономической нестабильности, несоответствия между совокупным спросом и совокупным предложением является инфляция.
Инфляция (inflatio – вздутие) -это обесценение денег, переполнение каналов денежного обращения бумажными знаками, покупательная способность которых падает.
Инфляция проявляется чаще всего в форме повышения уровня цен. Возможность инфляции связана с появлением денежных суррогатов - бумажных и металлических денег. Если обращается большее, чем необходимо для реализации предлагаемых товаров и услуг количество денег, то появляется возможность роста цен. Такая ситуация может возникнуть из-за резкого сокращения производства или в связи с излишней денежной эмиссией.
Инфляцию обычно измеряют индексом потребительских цен (ИПЦ) или индексом цен ВНП (дефлятором ВНП).
Для определения тенденций инфляционного процесса в расчет берут темпы инфляции, которые рассчитываются по формуле:
В зависимости от величины индекса цен различают следующие виды инфляции:
· ползучую (5 - 10 % в год). Обычно ползучая инфляция не оказывает отрицательного воздействия на национальное производство. Рост цен является обычным явлением (и даже фактором) при умеренном росте экономике.
· галопирующую (двузначные цифры в год). Такая инфляция – свидетельство серьезных диспропорций в экономике;
· гиперинфляцию (двузначная в месяц, трех -четырехзначная в год).гиперинфляция агрессивно разрушает экономику. Резкое обесценение денег «съедает» сбережения населения, обесценивается вложенный предпринимателями капитал. Инфляционные ожидания препятствуют инвестициям и развитию производства.
Гиперинфляция агрессивно разрушает экономику. Резкое обесценение денег “съедает” сбережения населения, обесценивается вложенный предпринимателями капитал. Инфляционные ожидания препятствуют инвестициям и развитию производства.
В условиях административно устанавливаемых цен может иметь место подавленная (скрытая) инфляция, которая проявляется в форме товарного дефицита. При свободном формировании цен на основе спроса и предложения инфляция приобретает открытыйхарактер и проявляется в повышении уровня цен.
14. Инфляция спроса и предложения: причины, механизм, последствия
Открытая инфляция может порождаться различными макроэкономическими факторами. С этих позиций различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.
Инфляция спросавозникает при полной занятости экономических ресурсов общества, когда производственные возможности данного периода исчерпаны. Увеличение спроса приводит к росту уровня цен. Мы отмечали такую возможность, рассматривая изменение макроэкономического равновесия из-за роста совокупного спроса в модели AD - AS на классическом участке кривой совокупного предложения.
Рисунок 1.Инфляция спроса. Рост совокупного спроса (AD1 ® AD2) приводит к чистому росту цен (P1 ® P2) в национальной экономике.
Инфляция спроса - это проявление несоответствия денежного спроса и товарной массы. Что может причиной внезапного и резкого увеличения совокупного спроса?
· чрезмерные потребительские расходы, связанные с высокими инфляционными ожиданиями;
· опережающий рост заработной платы по отношению к росту производительности труда;
· установление государственных цен ниже равновесных;
· избыточные инвестиции, обусловленные необоснованными оптимистическими ожиданиями;
· непомерные государственные расходы, не обусловленные ростом государственных доходов;
· дополнительная денежная эмиссия;
· внешнеэкономические факторы (удешевление рубля относительно других национальных валют).
Инфляция спроса самовоспроизводится, часто порождая ажиотажный спрос.
Возможно возникновение инфляции со стороны совокупного предложения. Резкий рост издержек производства рождает инфляцию предложения. Инфляцию предложения может вызвать:
· внезапное удорожание цен сырья (мировой энергетический кризис 70-х годов, повышение цен на энергоносители в России в 90-е годы);
· активное давление профсоюзов, требующих повышения оплаты труда;
· введение дополнительного налогообложения, главным образом, косвенных налогов, акцизов.
Рисунок 2. Инфляция предложения. Шоковое сокращение совокупного предложения (AS1 ® AS2) приводит к росту уровня цен (P1 ® P2) в национальной экономике.
- Антиинфляционная политика.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны , требуется сдержать раскручивание инфляционной спирали, а с другой - поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Управление инфляцией предполагает использование комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма разных стран.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1) Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствие с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста валового национального продукта
2) Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.