Инструменты денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика Центрального банка состоит из четырех элементов:

1. Операции на открытом рынке. Смысл действий состоит в том, что, продавая и покупая ценные бумаги на доступных для всего населения условиях, Центробанк регулирует денежное обращение в стране: продавая бумаги, Центробанк связывает денежную массу, изымает излишние деньги населения, фирм и коммерческих банков, а покупая – увеличивает.

2. Изменения учетной ставки процента. Государство в лице Центробанка является кредитором коммерческих банков, которые получают у него кредиты под собственные долговые обязательства. Обеспечением кредитов Центрального банка выступают государственные ценные бумаги, принадлежащие коммерческим банкам.

Учетная политика ведется путем установления и пересмотра ставки рефинансирования, которая затрудняет или облегчает получение денежных ресурсов, что влияет, в свою очередь, на возможности коммерческих банков выдавать кредиты клиентам.

3. Изменение резервных требований к коммерческим банкам. Все банки должны резервировать часть своих финансовых средств на обеспечение гарантии выплат, не пуская их в оборот. Нормы обязательного резервирования устанавливаются на уровне примерно 10 %.

Если Центробанк ужесточает резервные требования к коммерческим банкам и это ведет к сокращению денежной массы, то такие действия называются рестриктивной денежной политикой, а если наоборот – экспансионистской.

4. Таргетирование денежной массы. Смысл мер – установление верхнего и нижнего пределов роста денежной массы на определенный период развития экономики. Причем верхний предел роста денежной массы ни при каких обстоятельствах не должен быть превышен. По существу, речь идет о своеобразном «денежном корсете» для экономики.

XLII. Причины, типы и формы инфляции. Антиинфляционная политика.

Инфляция – чрезмерное переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей товарооборота, приводящее к обесцениванию денег, росту цен, ухудшению качества выпускаемых товаров.

Инфляция проявляется в первую очередь в уровне цен, ее можно зафиксировать через индекс инфляции:

С определенной долей условности можно выделить следующие формы инфляции по скорости протекания:

1. Инфляционный фон экономики – характеризуется незначительным, в пределах нескольких процентов, ростом цен в течение года и связан с колебанием конъюнктуры, активностью предпринимателей на рынке, стремящихся максимизировать свою прибыль. Этот уровень инфляции не несет угрозы рыночной экономике и при необходимости может быть легко ликвидирован с помощью правительственных мер.

2. Инфляция в границах двух-трех десятков процентов – является первым симптомом в расстройстве денежного хозяйства. Ее принято называть «ползучей» (регулируемой) инфляцией. В целом в этих условиях экономика страны может свободно развиваться.

3. Галопирующая (быстрая) инфляция – свидетельствует не только о расстройстве денежного обращения, но и о серьезных нарушениях в кредитно-денежной сфере. Галопирующая инфляция измеряется одной-двумя сотнями процентов за год. В целом в условиях быстрой инфляции развитие экономики страны затруднено, хотя и возможно.

4. Гиперинфляция характеризуется астрономическим ростом цен – от нескольких сотен процентов в год и выше. Верхнего предела гиперинфляция не имеет: известен случай годовых темпов роста цен в 3,8×1027(Венгрия, август 1945 – июль 1946 г.). Главный признак гиперинфляции – «уход» населения от денег, переход на «товарные» деньги – альтернативные ценности. В условиях гиперинфляции развитие производства невозможно.

Американский экономист Филипп Кэган ввел формальный критерий гиперинфляции: считать ее началом месяц, в течение которого цены впервые выросли более чем на 50 %, а концом – месяц, в котором цены не достигают этой величины плюс еще один год.

Перечисленные формы инфляции являются разновидностями открытой инфляции. Альтернативой ей является скрытая, подавленная инфляция. В условиях жесткой политики правительства, устанавливающего фиксированные, неизменные цены, инфляция проявляется только в обесценивании денег, что находит выражение в возникновении хронического дефицита и постоянных очередей за товарами.

В современной экономике инфляционные процессы накладываются на цикличность деловой активности, и если инфляция развивается на фоне экономического спада, ее принято называть стагфляцией, а если на фоне роста налогообложения (реакция государства на обесценение денег) – таксфляцией.

Если темпы роста инфляции в стране замедляются, то такой процесс называется дезинфляцией. Более того, инфляция может вообще прекратиться, и ей на смену придет обратный процесс общего снижения цен – дефляция. Дефляционный механизм в конечном счете ведет к тем же результатам, что и инфляция – деформирует все хозяйственные связи в экономике.

Инфляция спроса – нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса.

Главные ее причины:

  • расширение государственных заказов (военных и социальных);
  • увеличение спроса на средства производства при полной загрузке предприятия и полной занятости;
  • рост покупательной способности населения вследствие повышения заработной платы.

Здесь избыточный спрос наталкивается на ограниченное предложение, которое не успевает за спросом, и происходит общий рост товарных цен, т. е. инфляция.

Инфляция издержек – нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны предложения.

Главные причины:

  • олигополистическая практика ценообразования;
  • экономическая и финансовая политика государства;
  • рост цен на факторы производства.

Механизм возникновения инфляции со стороны производителей является зеркальным отражением инфляции спроса.

Инфляционные ожидания населения могут привести к тому, что инфляция спроса и предложения начнут сочетаться друг с другом и возникнет инфляционная спираль (рис. 42.1).

Инструменты денежно-кредитной политики - student2.ru
Инфляционная спираль
а) инициированная инфляцией спроса; б) инициированная инфляцией предложения;
Р – общий уровень цен; y – объем национального производства;
АD, ADI, ADII – совокупный спрос; AS, ASI, ASII – совокупное предложение.

Антиинфляционная политика государства может проводиться методами активной и адаптивной политики. Активная политика проводится с целью ликвидации причин инфляции, а адаптивная – для приспособления к ней экономики и смягчения ее отрицательных последствий.

Активная антиинфляционная политика предполагает использование метода шоковой терапии, при которой за короткий период времени уничтожаются причины инфляции как на стороне спроса, так и предложения, и которая заключается в следующем:

a. уменьшаются государственные расходы;

b. растут налоги;

c. формируется бездефицитный бюджет;

d. проводится жесткая кредитно-денежная политика;

e. сдерживается рост зарплаты;

f. развивается рыночная инфраструктура;

g. вводится фиксированный курс валюты;

h. усиливаются конкурентные начала экономики за счет борьбы с монополиями.

Перечисленные меры приводят к резкому снижению как самой инфляции, так и инфляционных ожиданий населения, что создает условия для устойчивого экономического роста. Вместе с тем шоковая терапия ведет к значительному спаду производства и росту безработицы, очень понижает жизненный уровень населения и ведет к росту социальной напряженности в обществе.

Адаптивная политика предполагает использование метода постепенного сокращения инфляции – градуирования. Постепенное сокращение излишней денежной массы в обращении позволяет избежать шока в сфере занятости и производства, а также чрезмерной социальной напряженности в обществе, однако и не обманывает инфляционных ожиданий населения, которые подпитываются проводимыми при этом правительством периодическими индексациями доходов населения. Эти индексации рассматриваются как защита от сложившегося уровня инфляции, но одновременно являются причиной нарастания ее в будущем.

Правительство не свободно в выборе своей политики, так как отдельные ее формы в разной степени затрагивают интересы групп населения и секторов экономики.

Таким образом, заранее определить наиболее эффективный путь борьбы с инфляцией не представляется возможным: все зависит от конкретных условий, сложившихся в национальной экономике, и тех возможностей, которыми располагает правительство.

XLIII. Финансовая система. Функции финансов.

XLIV. Государственный бюджет и его роль в рыночной экономике.

Экономические отношения, складывающиеся в обществе по поводу использования денежных средств, называются финансами. Значительная часть из них аккумулируется правительством в форме государственных финансов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВНП. Главным звеном государственных финансов является бюджет.

Бюджетное устройство унитарных государств отличается от федеративных: у первых имеются два уровня бюджета – общенациональный (федеральный) и местный, а у вторых – три: между федеральным и местным бюджетами имеется промежуточное региональное звено в виде бюджетов штатов (США), земель (Германия), субъектов федерации (Россия). Если свести все уровни бюджетов воедино, то можно получить консолидированный бюджет государства, который используется для специального анализа и прогноза денежных потоков в национальной экономике.

Ведущим звеном бюджетного устройства страны является государственный бюджет – финансовый план государства по централизованному привлечению и расходованию денежных ресурсов для выполнения его функций.

В странах с развитой рыночной экономикой государственный бюджет выполняет помимо своих прямых функций по обеспечению безопасности страны, содержания государственного аппарата управления, осуществления социальной политики и развития науки, образования, культуры еще одну дополнительную функцию – регулирование экономики, косвенное воздействие на рыночное поведение фирм с целью достижения стабильного развития.

XLV. Налоговая система. Принципы налогообложения и функции налогов.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Они на 90 % формируют доходную часть государственного бюджета страны.

Налоги, помимо фискальной функции (т. е. наполнения госбюджета), предназначены для:

a. регулирования;

b. стимулирования;

c. перераспределения доходов.

Принципы рационального налогообложения:

  • Принцип справедливости: налоговое бремя должно нести все общество, а уклонение от налогов, создание различных «серых схем» расчетов с государством должно осуждаться обществом.
  • Принцип определенности: налог должен быть конкретным по величине, сроку и способу оплаты. Нельзя вводить налоги задним числом (современная практика России).
  • Принцип удобности: налог должен быть удобен прежде всего населению, а не налоговику.
  • Принцип экономии: затраты на сбор налогов не должны быть чрезмерными, обременительными для общества.

По методу взимания различают налоги прямые и косвенные.

Прямые налоги – это видимые налоги, так как они устанавливаются на получаемый человеком или фирмой доход, а также на принадлежащее им имущество: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог на наследство и дарение, поземельный и имущественный налог и др.

Косвенные налоги – это неявные, невидимые потребителями налоги, так как ими облагаются производители, обязанные государством включать их в цену товара и перечислять в доход государства сразу же после продажи. Это налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы.

При налогообложении значительную роль играют ставки налогообложения – размер налога на единицу обложения. Если они чрезмерно высоки, то экономическая активность населения будет сдерживаться. В начале 80-х гг. XX в. А. Лаффер, бывший тогда советник президента Р. Рейгана, установил, что рост ставок увеличивает поступление налогов в казну лишь до определенного предела, после него население уходит в теневую экономику, предпочитая вообще не платить налоги. Эта ситуация в экономической теории описывается с помощью кривой Лаффера (рис. 50.2).

Инструменты денежно-кредитной политики - student2.ru
Кривая Лаффера

XLVI. Понятие безработицы. Формы и виды безработицы.

Безработица – экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы.

Неработающее трудоспособное население – часть взрослого населения, которая является экономически неактивной и не желает работать по найму. К нему относятся: домохозяйки, студенчество, лица свободных профессий, служители религиозных культов, заключенные и т. д.

Все трудоспособное население невозможно занять (если, конечно, общество не организовано по типу трудового лагеря или барачного коммунизма).

Безработица выступает в различных формах. Основными считаются:

1. Фрикционная (добровольная). Представляет собой временное отсутствие работы в связи с переходом на другую работу по собственному желанию, а также период поиска работы лицами, впервые ее ищущими.

2. Структурная. Возникает вследствие несоответствия структуры спроса на труд и предложения рабочей силы.

В ее состав попадают:

o лица с формальным уровнем квалификации (отсутствие опыта работы при наличии диплома);

o специалисты, чьи профессиональные навыки уступают другим на рынке или не востребованы в результате технических и социальных изменений (например, преподаватель марксизма в вузе);

o работники, чьи способности дискриминируются работодателями (например, женщины, лица, совмещающие работу с обучением).

3. Циклическая (конъюнктурная). Представляет собой безработицу в условиях спада производства, когда число претендентов на рабочие места существенно превышает их наличие. При циклической безработице идет общее сжатие экономической активности в стране, поэтому повышение квалификации или переобучение не спасает людей от безработицы. Поскольку циклическое развитие экономики предполагает чередование спадов и подъемов, то при подъеме она существенно сокращается и может сходить на нет.

Циклическая безработица наряду со структурной является формой вынужденной (принудительной) безработицы.

XLVII. Рынок труда и безработица. Государственное регулирование занятости.

XLVIII. Государственное регулирование экономики: причины и инструменты

XLIX. Модели государственного регулирования экономики.

Стабилизационная политика – система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.

Соответственно вырабатывается как активная, так и пассивная стабилизационная политика.

Активная стабилизационная политикастроится на принципе «точной» настройки экономики и выражается в политике противодействия: стимулирование экономики в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева – «бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые рычаги.

Пассивная стабилизационная политика строится по принципу «не навреди» и выражается в политике корректировки проходящих процессов.

Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: в окрестностях точек перегиба экономического цикла целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную.

Продолжительность цикла зависит от своевременности фиксации государственными органами статистики изменений в экономике и осознания политической властью необходимости принятия соответствующих мер.

Наши рекомендации