Гл. I. Октябрьская революция и создание советского государства 1 страница

Мотревич В. П., Смыкалин А. С.

История государства

И права России

(1917 – 1993 гг.)

Оглавление

I. Октябрьская революция и создание советского государства

II. Государство и право в годы НЭПа

III. Государство и право в период государственного социализма

IV. Государство и право в условиях кризиса социализма

V. Преобразования в государстве и праве в начале 1990 – х гг.

Гл. I. Октябрьская революция и создание советского государства

Население. Проведенная Временным правительством в августе 1917 г. перепись населения показала, что в 1917 г. на территории страны в границах 1914 г. проживало 172,0 млн. человек. Из них примерно 29,0 млн. проживало на территориях, отошедших к Румынии, Польше, Турции и Финляндии, а также к прибалтийским республикам. Таким образом, к октябрю 1917 г. население России составляло приблизительно 143,0 млн. человек. В ходе Гражданской войны страна продолжала нести тяжелые людские потери. Прошедшая в августе 1920 г. перепись показала, что численность населения Советской России составляла 138,0 млн. человек.

Октябрьские события и II Всероссийский съезд Советов. Осенью 1917 г. в Российской Республике обострился политический кризис. Временное правительство утратило контроль над многими губерниями и большей частью армии. После «корниловского мятежа» в стране происходила большевизация советов, умеренные социалисты (меньшевики и эсеры) заменялись более радикальными. В самом Петрограде скопилось значительное количество воинских частей, военнослужащие которых не хотели отправляться на фронт и в которых активно работали большевистские агитаторы. 25 октября 1917 г. в ходе восстания все ключевые пункты в столице были заняты войсками Петроградского гарнизона и отрядами Красной гвардии. Вечером того же дня начал работу II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший себя высшим органом власти в России. Часть делегатов съезда, представлявших партии меньшевиков и правых эсеров, покинула зал заседаний. Съезд провозгласил переход власти в центре и на местах к Советам, признав их единственной формой власти, избрал новый ВЦИК и сформировал Совет Народных Комиссаров, ставший правительством России.

Система высших и местных органов власти.В перерывах между сессиями всероссийского съезда Советов высшим органом власти в стране становился Всероссийский Центральный Исполнительный Комитете (ВЦИК). Его пленарные заседания проходили не реже двух раз в месяц, заседания же в узком составе созывались по мере надобности. II Всероссийский съезд Советов избрал правительство СНК «для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей и путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли в состав СНК. В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения. ВЦИК утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

На местах система власти сложилась в период с октября 1917 г. по февраль 1918 г. В этот период после известия о победе большевиков в столице советы на местах стали повсеместно мирным или вооруженным путем брать власть. Местные советы сами определяли структуру и функции своих исполнительных органов отделов, секций, комиссий, комиссариатов с различными функциями и компетенцией.

Предпосылки экономических преобразований.Придя к власти, большевики сразу же взяли курс на коренные преобразования в экономике. Для этого у них имелись как объективные, так и субъективные предпосылки. К объективным предпосылкам относятся дальнейшее падение производства, разруха на транспорте, развал финансовой системы и начинающийся в городах голод. Однако в стране были и субъективные предпосылки для проведения радикальных преобразований. Как известно, К.Маркс и Ф.Энгельс всегда писали о пролетарской революции как всемирной. И осенью 1917 г. российские большевики не верили в возможность без помощи пролетариата развитых стран устоять против капиталистического окружения. В этих условиях суть экономической политики большевиков состояла в том, чтобы сосредоточить в своих руках максимум имевшихся в стране материальных ресурсов, превратить Советскую республику в крепость и продержаться в ней до победы пролетарской революции на Западе. Поэтому с конца 1917 до весны 1918 г. под лозунгом экспроприации экспроприаторов в России происходила так называемая «красногвардейская атака на капитал».

Первые экономические преобразования советской власти.Первым объектом преобразований большевиков было избрано сельское хозяйство. Это объяснялось и составом населения страны, и острой потребностью горожан в продовольствии. На второй день после прихода к власти, 26 октября (или 8 ноября по новому стилю) на II Всероссийском съезде Советов был принят Декрет о земле. Он основывался на материалах крестьянских наказов, сформулированных советами и земельными комитетами еще в августе 1917 г. Провозглашались многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное), конфискация помещичьих земель и имений, переходивших в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов. Право частной собственности на землю отменялось. Земля переходила «во всенародное достояние и пользование всех трудящихся на ней», запрещалось применение наемного труда и аренда земли. Выступая за национализацию земли, В.И.Ленин опирался на марксистскую теорию абсолютной земельной ренты, согласно которой частная земельная собственность является главным препятствием для развития производительных сил и технического прогресса в сельском хозяйстве. Во-вторых, он исходил из утверждения о том, что русский крестьянин привычен к общинному землепользованию и у него отсутствует тяга к единоличному, частному владению землей.

Второй частью Декрета о земле была конфискация помещичьих земель. Таким образом, данный декрет был актом, буржуазным по содержанию, так он был направлен против сохранившихся в деревне феодальных отношений. Конфискацию земель помещиков производили Советы и земельные комитеты. Советы изымали у помещиков планы земельных владений, брали на учет скот, инвентарь, назначали в имения представителей власти. В Центре и в Поволжье было немало случаев разгрома крестьянами помещичьих имений, а вот в Нечерноземье эти конфискации прошли достаточно организованно. К весне 1918 г. помещичье землевладение в стране было ликвидировано и все земли поделены между крестьянами. Исключение составили лишь оккупированные немцами районы. Не трогали и те имения, которые решениями местных советов признавались культурными. На их базе создавались образцовые государственные хозяйства совхозы.

В феврале 1918 г. был принят декрет о социализации, установивший принцип распределения земли между крестьянами. Это был уравнительный принцип, согласно которому на душу населения прирезалось равное количество земли. Первоначально прирезки существенно различались по волостям и уездам, и только в 1922 г. был установлен средний размер прирезок по стране. Конфискации подвергалась не только помещичья, но и крестьянская земельная собственность, приобретенная в годы Столыпинской реформы. В июне 1918 г. в деревне произошел так называемый второй передел земли, в ходе которого были отобраны излишки земли у кулачества. Комбеды распределили их между малоимущими жителями деревень.

Национализация банковской системы.Для новой власти сфера финансов, денежного обращения и банковского дела была одной из важнейших. В условиях общинной России не так уж сложно было запретить частное владение землей, заводами, наем рабочей силы. Труднее было запретить денежные накопления населения, уничтожающие социалистическое равенство. Уничтожить частную собственность, сохранив при этом денежную систему, означало подвергнуть социалистический эксперимент постоянной коррозии. Именно поэтому В.И.Ленин и его наиболее дальновидные последователи еще до революции продумывали вопрос о социалистическом переустройстве финансовой системы. Захват и национализация банков входили в первостепенные задачи восстания.

В первый же день Октябрьского восстания был захвачен Государственный банк, в котором хранился золотой запас страны. Захват Государственного банка создавал возможность контроля над денежным обращением и над частными банками, поскольку часть своих ресурсов они хранили в сейфах Государственного банка. Акционерные коммерческие банки первоначально были поставлены только под рабочий контроль. Однако вскоре большевики пришли к выводу о неэффективности этой меры. В частные банки были введены отряды Красной гвардии, а вечером 27 декабря 1917 г. ВЦИК РСФСР принял декрет о национализации банков. Операция облегчалась размещением всех крупнейших банков в Петрограде, в основном на Невском проспекте и прилегающих к нему районах. В соответствии с условиями национализации банковское дело было объявлено государственной монополией. Все средства частных банков подлежали конфискации и передаче на баланс Государственного банка. Выплата дивидендов по банковским вкладам немедленно прекращалась. Все владельцы акций были обязаны немедленно представить их в отделение Государственного банка, в противном случае они карались конфискацией всего принадлежащего им имущества.

С вопросом о банках были связаны вопросы финансовых обязательств России перед западными державами: о внешнем государственном долге России, о зарубежных инвестициях в российскую промышленность и банковскую сферу, о зарубежных владельцах российских ценных бумаг. На основе принятого в январе 1918 г. декрета советская власть отказалась выполнять финансовые обязательства прежнего правительства, аннулировала все права кредиторов и инвесторов, отказалась возместить их вложения в российскую экономику. Все они подлежали такой же конфискации, как и имущество российских предпринимателей.

В составе сформированного 26 октября (8 ноября) первого большевистского правительства на пост министра финансов был назначен писатель И.И.Скворцов. Через несколько дней на этом посту его сменил В.Р.Менжинский, затем И. Э. Гуковский, а в 1918 г. наркомом финансов был назначен Н.Н.Крестинский.

Национализация промышленности.В.И.Ленин и многие большевики считали, что с национализацией промышленности спешить не следует. В.И.Ленин даже писал, что будет лучше, если капиталисты культурно и организованно перейдут к социализму на условиях выкупа. Более того, широкая национализация первоначально не была частью большевистской программы. В.И.Ленин даже разработал теорию «государственного капитализма», которая и должна была лечь в основу организации советской промышленности. Суть ее заключалась в том, чтобы добиться соглашений с руководителями монополий, которые внешне будут выглядеть государственными предприятиями, но управлять которыми от имени государства будут прежние владельцы. Поэтому первоначально национализация рассматривалась только как карательная мера при особых обстоятельствах. Однако рабочие видели в национализации средство освобождения от эксплуатации и путь к немедленному переходу к социализму. Эти уравнительно - распределительные настроения были очень сильны среди русских рабочих, в определенной мере им поддалась и часть большевистского руководства.

Рабочий контроль. Переходной мерой к национализации промышленности был рабочий контроль. Идея непосредственного участия широких трудящихся масс нашла свое наиболее яркое выражение в утвержденном 27 (14) ноября 1917 года «Положении о рабочем контроле». Рабочий контроль охватывал все стадии работы соответствующих предприятий. Положение весьма широко определило состав участников контроля: «Рабочий контроль, – говорится в ст.2 Положения, – осуществляют все рабочие данного предприятия через свои выборные учреждения, как-то: заводские фабричные комитеты, советы старост и т.п., причем в состав этих учреждений входят представители от служащих и от технического персонала».

Так же широко устанавливалась компетенция органов рабочего контроля, которые имели право наблюдать за производством, устанавливать минимум выработки предприятия и принимать меры к выяснению себестоимости производимых продуктов. Для осуществления своих задач органы рабочего контроля имели право контролировать всю деловую переписку предприятия. При этом коммерческая тайна была отменена, и владельцы были обязаны предъявлять органам рабочего контроля все книги и отчеты за текущий год. Решения органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий и могли быть отменены лишь постановлением высших органов рабочего контроля.

Таким образом, деятельность органов рабочего контроля неизбежно в условиях этого периода сочетала контрольные функции с непосредственным участием в управлении данным предприятием, что отвечало основной задаче планомерного развития народного хозяйства. «Положение о рабочем контроле» содержало не только правила осуществления рабочими организациями участия в контроле над производством, но и границы их непосредственного участия в управлении предприятиями. Рабочий контроль имел большое значение как первый приступ к национализации предприятий и созданию новых форм в области хозяйственного управления. В дальнейшем основной постоянный финансовый и сметный контроль осуществлялся Народным комиссариатом государственного контроля с участием других наркоматов. Декретом ВЦИК и СНК о Высшем Совете народного хозяйства, Советы рабочего контроля включались в состав органов ВСНХ.

Высший совет народного хозяйства.В декабре 1917 г. в стране при СНК создается первый советский орган по управлению народным хозяйством страны - Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Проблема создания органов управления заключалась в том, что буржуазные государства не имеют функций управления народным хозяйством и не имели, следовательно, соответствующих органов. Таким образом, органы по управлению народным хозяйством следовало создавать «с листа». Однако особенностью России являлся тот факт, что в стране существовал мощный государственный сектор в экономике и бюрократический аппарат по управлению этим сектором, который частично и был использован большевиками.

На ВСНХ была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны. Он координировал работу хозяйственных наркоматов (земледелия, продовольствия, торговли и промышленности, финансов), совещаний (по топливу, металлу), органов рабочего контроля и др. В известной мере его деятельность напоминала работу военно-промышленных комитетов периода 1915 - 1917 гг. В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение или ограничение права распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительного синдицирования отраслей промышленности и торговли и другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения и финансов. Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные СНХ (совнархозы), формировавшиеся при соответствующих Советах.

Главкизм.К концу 1918 г. в стране сложилась централизованная система управления сосредоточенной в ВСНХ промышленностью, получившая название «главкизм». Эта централизация отчасти была реакцией на слабость исполнительной власти в первые месяцы после октябрьских событий. Вследствие этого к весне 1918 г. Россия превратилась в огромный конгломерат самоуправляющихся территорий и хозяйственных единиц. В этой ситуации руководство страны приходит к выводу о необходимости сильной центральной власти для восстановления разорванных хозяйственных связей, нормализации финансовой системы и наведения элементарного порядка на производстве. В результате в стране в управлении народным хозяйством сложилась система главкизма. Название это произошло от низшего звена отраслевого управления - главков. К лету 1920 г. в стране было создано 52 главных управления - Главторф, Главруда, Центрохладбойня и т. д. Главки представляли собой хозяйственно изолированные друг от друга вертикальные объединения предприятий одной отрасли. Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздействия главков через Главкустопром ВСНХ распространялась даже на кустарную промышленность. Главки устанавливали планы для каждого предприятия, обеспечивали их сырьем, а также получали и распределяли всю их продукцию. Теперь промышленные предприятия бесплатно получали от государства все необходимое для производства и бесплатно сдавали произведенную продукцию. Бесплатно, т. е. без каких-либо денежных расчетов.

Таким образом, система главкизма обеспечивала необходимую в условиях Гражданской войны мобилизацию промышленного производства и концентрацию в руках государства всех ресурсов страны. Однако эта централизация в отсутствие рыночных регуляторов экономики доходила до крайних форм. При этом предприятия даже одного города никак не были связаны друг с другом и разобщены и к тому же не были заинтересованы в результатах своей хозяйственной деятельности. Такие крайние формы централизации создавали благоприятную почву для развития бюрократизма, и в стране разрастался аппарат управления. Летом 1920 г. численность управленцев в промышленности достигла 4 миллионов человек, в то время как число занятых в производстве рабочих составило 1,7 миллиона человек, т.е. в 2,4 раза меньше.

Экономические преобразования весной 1918 г.Дальнейшие преобразования в экономике происходят после подписания Брестского мира. Полученная мирная передышка давала надежды на демилитаризацию экономики, поскольку до 70% всего российского промышленного производства было ориентировано на войну, а в стране был острый товарный дефицит. К тому же большевики в условиях крестьянской страны чувствовали себя не очень уверенно. Им нужны были союзники, в данном случае эсеры, за которыми шли крестьяне. В вышедшей весной работе «Очередные задачи Советской власти» В.И.Ленин определил основные направления развития экономики. Главная его идея - использовать товарное производство и обращение для планомерного преобразования экономики России. Логика рассуждений лидера большевиков состояла в том, что заключен мир, получена мирная передышка, поэтому красногвардейскую атаку на капитал можно притормозить и взять курс на постепенное вытеснение капиталистических элементов города и деревни. Необходимо ликвидировать анархию на производстве, найти компромисс с бывшими владельцами предприятий, использовать буржуазных специалистов.

В области экономики, считал В.И.Ленин, главная задача - не форсировать экспроприацию буржуазии, а организовать всенародный учет и контроль. В этом наблюдается много общего с будущим нэпом. Однако выполнить намеченную программу большевикам не удалось. Весной 1918 г. в городах российского Нечерноземья начался голод. В результате весной 1918 г. одновременно с попытками части большевиков найти компромисс с потенциальными партнерами, в партии большевиков складывается платформа левых коммунистов - сторонников продолжения дальнейшего штурма. Лидер левых - Я.М.Свердлов считает, что демократический этап преобразований в стране пройден и пора перейти к социалистическим преобразованиям в деревне.

Комбеды.Одновременно с созданием продотрядов в деревне начинают создавать комитеты бедноты. Декрет ВЦИК от 11 июня 1918 г. открывает эру «комбедовщины». Целью принятия декрета являлось превращение бедноты в опору советской власти в деревне. Главной задачей комбедов являлось оказание помощи в решении задачи снабжения города хлебом. Для этого предполагалось наладить тесное взаимодействие комбедов и продовольственных отрядов. Создание комбедов показало полное непонимание большевиками крестьянской психологии. Согласно большевистской схеме социальной структуры русской деревни, крестьяне там были разделены на антагонистические слои кулаков, середняков и бедняков. На самом же деле в противостоянии власти, городу, внешнему миру в целом, деревня была едина. Поэтому в условиях сбора излишков продовольствия поборы распространились на всех, а не только на зажиточных крестьян. При этом пострадала, прежде всего, основная масса середняков. Всеобщее недовольство привело к массовым выступлениям, крестьянство отвернулось от большевиков. Беднота, даже обогатившаяся за счет кулаков, не смогла стать опорой советской власти в деревне. Более того, комбеды и продотряды оказались неуправляемы со стороны центральных органов. Продотряды собрали крохи продовольствия, они не могли удовлетворить ни город, ни армию. Цена этого «вооруженного похода в деревню» была очень велика: основная масса крестьян отказала большевикам в поддержке.

Таким образом, следствием социалистических преобразований в деревне стал конфликт основной массы крестьянства с государственной властью и развернувшаяся в общероссийском масштабе Гражданская война. В ходе ее советская власть была свергнута на основной территории страны, в руках большевиков остался только Центральный промышленный район. Это наиболее развитый в промышленном отношении район, однако, он был лишен топлива и сырья для предприятий, а также не имел достаточного количества продовольствия. В этих условиях главной задачей стала мобилизация всех оставшихся ресурсов на нужды обороны, что и явилось главной целью политики «военного коммунизма».

Политика «военного коммунизма».Во время Гражданской войны в Советской России складывается особый тип социально-экономической политики, получившей название «военный коммунизм». Ее основные принципы были сформулированы на состоявшемся в марте 1919 г. VIII съезде РКП (б). Суть данной политики заключалась в ослаблении экономической базы буржуазии и укреплении советской власти путем проведения чрезвычайных мер.

Чрезвычайные меры, особенно продотряды, вызвали резкое недовольство середняка - основной фигуры в деревне. В результате социальная база большевистского режима начинает сужаться. И в обстановке всеобщего недовольства и военных неудач на фронтах режим продолжает эволюционировать влево. В начале 1919 г. большевики переходят от политики чрезвычайных мер к военному тоталитаризму. Важнейшим элементом военного тоталитаризма стала продовольственная разверстка. Как известно, в 1918 г. попытка решить продовольственную проблему с помощью продотрядов успеха не принесла, а только озлобила большую часть крестьянства. Хлеба нет, и с началом зимы над крупными промышленными центрами нависает угроза голодной смерти. Нечем было кормить и Красную армию. В этой ситуации в январе 1919 г. декретом ВЦИК в стране была введена разверстка на хлеб, фураж и другие сельскохозяйственные продукты. Согласно этому декрету крестьяне должны были сдавать государству все продовольственные излишки. У тех, кто эти излишки не сдавал добровольно, их отбирали силой. Крестьянину оставляли только то количество зерна, которое было необходимо для потребления и посева, а также на фураж для скота. Все эти меры проводились на фоне полной государственной хлебной монополии и запрета частной торговли продовольственными товарами. Таким образом, часть изымаемых у крестьян по продразверстке сельскохозяйственных продуктов оплачивались промышленными товарами, но основная часть - бумажными деньгами, т.е. изымалась бесплатно.

Одновременно с введением продразверстки государством была полностью монополизирована не только оптовая, но и розничная торговля. При проведении разверстки советская власть столкнулась с громадными трудностями и еще больше восстановила против себя крестьян. Но главная задача при этом была решена: большевики получили хлеб, и в 1919 г. он спас пролетарскую диктатуру. Вместе с тем, продразверстка имела и серьезные негативные последствия, которые создавали смертельную опасность для Советов. Во-первых, продразверстка окончательно разрывала отношения с середняком, у которого изымали товарный хлеб. Во-вторых, продразверстка вела к сокращению сельскохозяйственного производства. Крестьянину невыгодно было расширять посевы, поскольку все излишки сельскохозяйственных продуктов у него подлежали изъятию. И в деревне засевать стали столько, сколько требовалось на потребление крестьянской семьи, на фураж и на семена. В результате посевные площади повсеместно стали сокращаться. Понимали данную проблему и большевики. По этому поводу В.И.Ленин писал, что разверстка не идеал, а горькая и печальная необходимость, обратный взгляд - опасная ошибка.

Введение всеобщей трудовой повинности.С переходом к военному коммунизму предприятия стали наращивать объемы производства, и безработица исчезает. Более того, предприятия стали ощущать острую потребность в рабочей силе. Поэтому в декабре 1918 г. был принят так называемый «Кодекс законов о труде». Он устанавливал всеобщую трудовую повинность, обязательную для всех граждан республики в возрасте от 16 до 50 лет. Вскоре этот кодекс был дополнен такой мерой, как введение трудовых книжек, в которых делались соответствующие записи. Не располагая иными инструментами привлечения рабочих рук, большевистская власть стала усиливать меры принуждения. В августе 1919 г. Совет Обороны принял решение о милитаризации труда рабочих и служащих угольных предприятий Урала. Это означало приравнивание отказа от трудовой мобилизации к дезертирству, распространение военных штрафных санкций на гражданских лиц.

В ноябре 1919 г. в связи с принявшим угрожающие размеры топливным кризисом на население был возложен ряд трудовых повинностей. Среди них гужевая и дровяная, повинности по погрузке и выгрузке топлива и др. Декретом СНК от 29 января 1920 г. была объявлена всеобщая трудовая мобилизация и создана новая государственная инстанция для ее осуществления - Главный комитет всеобщей трудовой повинности (Главкомтруд). Комитеты по проведению трудовой повинности - комтруды - создавались по всей стране. Они брали на учет всех трудоспособных, выясняли их квалификацию и направляли на работу. Заключительная, «милитаристская», стадия «военного коммунизма» охватывает 1920 г. Милитаризация труда охватила вначале рабочих и служащих в военной промышленности, а во второй половине 1920 г. она становится всеобщей. Власти перешли к сплошной мобилизации на основе отзыва обученных рабочих из деревень и учреждений по именным спискам предприятий и возрастам.

Создание трудовых армий.Апофеозом организации принудительного труда в РСФСР в годы Гражданской войны было создание трудармий. С разгромом основных сил Белой армии часть состава Красной армии, численность которой превышала 5 млн. человек, переводилась на положение трудовых армий. Это явление родилось на Урале и стало своеобразным символом «военного коммунизма». Оно означало, что на трудовой фронт направляли не только гражданское население, но и красноармейцев. Однако красноармейцы были неквалифицированной рабочей силой, они спешили вернуться домой и вовсе не горели желанием бесплатно работать. Поэтому экономический эффект от применения внеэкономических методов привлечения трудовых ресурсов был невелик, остановить таким путем падение производства в стране не удалось.

Налоговые мероприятия.В начале 1919 г. коллегия Наркомфина наметила основы налоговой реформы в стране. Она включала устранение множественности налогов и их замену единым подоходно-имущественным налогом; усиление обложения фундированных доходов; привлечение к обложению не только доходов, но и имуществ, хотя бы последние и не приносили доходов; взимание налогов не только деньгами, но и натурой; приближение сроков взимания налогов к срокам получения доходов плательщиками налога; и др.

Характерным явлением для периода Гражданской войны стали единовременные чрезвычайные революционные налоги. В октябре 1918 г. был установлен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым облагались имущие слои городского и сельского населения. От него полностью освобождались трудящиеся, заработок которых не превышал 1500 руб. в месяц, и деревенская беднота. Местным Советам было разрешено вводить местные единовременные чрезвычайные революционные налоги для покрытия бюджетных дефицитов и финансирования неотложных расходов. Единовременные чрезвычайные революционные налоги представляли собой организованное в общегосударственном масштабе обложение имущих слоев населения и были, по сути, контрибуцией. При их проведении на местах проводился учет имущественного положения отдельных лиц и хозяйств, а также обязательная регистрация владельцев текущих счетов и вкладов во всех кредитных учреждениях.

Продолжая взимание сохранившихся в новых условиях дореволюционных налогов, большевики усиливали их классовую дифференциацию. В марте 1919 г. была повышена прогрессия ставок подоходного налога: доходы, превышавшие установленный максимум (в Москве и Петрограде - 96 тыс. руб.), подлежали полному изъятию. С оставшихся у налогоплательщиков сумм доходов ставка налога составляла 25%. Однако натурализация хозяйственных отношений привела к резкому снижению денежных налогов вообще. Поэтому в феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов, что послужило основанием для полного расформирования налогового аппарата.

Денежное обращение.В 1918 г. Народный (бывший Государственный) банк выпустил новую денежную серию: купюры достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 250, 500, 1000, 5000 и 10 000 руб. Эти денежные знаки не имели обозначения эмитировавшего их правительства, а только были подписаны управляющим Народным банком Г.Л.Пятаковым и его кассирами. По своему оформлению они соответствовали денежным знакам, выпускавшимся Временным правительством. Так, на лицевой стороне был воспроизведен герб Временного правительства - двуглавый орел, лишенный корон и прочей царской атрибутики. Наряду с ними в обращение были выпущены так называемые «расчетные знаки» достоинством 1, 2, 3 и 5 рублей и размером в почтовую марку. На них впервые появился герб РСФСР, утвержденный в июле 1918 г. V Всероссийским съездом Советов.

Наши рекомендации