Октябрьская революция и создание Светского государства.

Территория и население.

После принятия «Декларации прав народов России» (ноябрь 1917 г.), предоставившей народам России право на выход из состава бывшей империи, и после подписания Брестского мира с Германией (март 1918 г.) территория страны и численность населения претерпели существенные изменения. Укажите территории, получившие независимость от России в 1917-1918 гг.

Социально-экономическое развитие.

В качестве первоочередной меры в промышленности планировалась национализация синдикатов, а на остальных частных предприятиях – принудительное введение рабочего контроля. С ноября 1917 г. развернулась национализация всех остальных предприятий. В этой связи укажите, какие последствия имели данные мероприятия. В декабре 1917 г. был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), на который возлагалось управление госсектором экономики. Отметьте, какими полномочиями обладал ВСНХ.

Укажите, какие изменения произошли в аграрной политике большевиков весной 1918 г. Объясните, чем было продиктовано введение продовольственной диктатуры 9 мая 1918 г.

Политический строй.

а) Установление Советской власти.

Сформулируйте причины и предпосылки Октябрьской революции. Укажите руководящие органы восстания и их функции: Военно-революционный центр ЦК РСДРП(б), Военно-революционный комитет Петросовета. На основании изучения статей Ленина «Марксизм и восстание», «Советы постороннего», «Большевики должны взять власть» сформулируйте основные правила восстания.

Обратите внимание на выбор даты восстания: как она была связана с началом работы II съезда Советов? Проанализируйте соотношение сил в столице накануне восстания. Отметьте основные события в Петрограде 24-25 октября 1917 г.

Объясните, почему на II съезде Советов большевики получили подавляющий перевес голосов. Выпишите основные решения съезда: а) основное содержание Декретов о мире и о земле, б) высшие органы власти, сформированные съездом и имена руководителей этих органов. Укажите, почему 8 ноября 1917 г. произошла смена председателя ВЦИКа (Я.М Свердлов вместо Л.Б.Каменева) Объясните, почему в состав первого правительства вошли только большевики. Укажите, когда левые эсеры вошли в состав Совнаркома и когда и почему они вышли из него.

Определите, каким путем – мирным или вооруженным – была преимущественно установлена советская власть на территории других регионов России. Укажите даты и места первых антисоветских мятежей. Объясните причины их быстрой ликвидации.

б) Формирование Советского государства.

Значительное место в проблеме формирования советской государственности занимает вопрос о созыве Учредительного собрания. Придя к власти, большевики выполнили свое обещание: в ноябре 1917 г. они провели выборы в Учредительное собрание. Объясните, почему на этих выборах победу одержали эсеры. Определите, какую позицию по отношению к советской власти заняло большинство членов Учредительного собрания. Отметьте, какие последствия имел роспуск Собрания большевиками 6 января 1918 г.

Обратите внимание на то, что после Октябрьского восстания началась коренная перестройка государственного аппарата. Укажите, какими новыми структурами были заменены старые органы государственной власти, чем отличались принципы формирования новых органов власти. Активное сопротивление новым властям заставило большевиков сформировать карательные структуры. ВЧК была сформирована 7 декабря 1917 г. вскоре после забастовки государственных и банковских служащих.

2 ноября 1917 г. была принята «Декларация прав народов России», которая ввела процесс распада Российской империи в законодательное русло. Сформулируйте основные принципы решения национального вопроса, провозглашенные в этой «Декларации…». В результате из состава России вышли многие национальные территории, которые образовали независимые государства. Оставшиеся в составе России национальные районы образовали в январе 1918 г. РСФСР.

в) Конституция РСФСР 1918 г.

Решение о подготовке Конституции было принято в январе 1918 г. на III съезде Советов. Редакционную комиссию возглавил Я.М.Свердлов. Конституция была принята на V съезде Советов 10 июля 1918 г. Ее основу составила «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», ранее отвергнутая Учредительным собранием.

Определите основные принципы государственного устройства, провозглашенные в этой «Декларации…». Выделите права и обязанности граждан РСФСР, закрепленные в Конституции. Укажите высшие органы власти (съезд Советов, ВЦИК, СНК) и порядок их формирования. Сформулируйте особенности избирательной системы того периода. Объясните, в чем заключался принцип диктатуры пролетариата и как он был отражен в Конституции РСФСР 1918 г.

г) Брестский мир.

На предложение II съезда Советов о заключении мира без аннексий и контрибуций из всех воюющих стран откликнулись только Германия и ее союзники. Советское правительство начало переговоры, считая, что страны Антанты присоединятся позднее. Отметьте, как изменились требования Германии в ходе переговоров, каковы были окончательные условия Брестского мира. Объясните, в чем заключались расхождения среди советских руководителей (В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, Н.И.Бухарин) в вопросе о заключении мира. Укажите, как прореагировали страны Антанты на заключение Брестского мира, как отнеслись к этому договору различные политические группы внутри страны.

Религия и церковь.

На следующий день после победы восстания в Петрограде Поместный собор восстановил патриаршество. 5 ноября 1917 г. патриархом был избран митрополит Тихон ( Василий Белавин).

Декретом ВЦИК 20 января 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» церковь была отделена от государства, а школа от церкви. Это положило начало принципиально новым отношениям между церковью и государством. Каждому гражданину гарантировалось право исповедовать любую религию или быть атеистом. В январе 1918 г. Собор призвал верующих не подчиняться ни этому, ни другим декретам Советской власти. Русская православная церковь не приняла Октябрьскую революцию. Определите причины такого отношения церкви к новой власти.

Культура.

В системе народного образования произошли существенные перемены Все учебные заведения перешли в ведение Наркомпроса.. В начале 1918 г. была проведена демократизация школы, ликвидирована ее сословность. В сентябре 1918 г. основные направления реформы образования были определены Положением ВЦИК о единой трудовой школе. Укажите, в чем заключались особенности новой школы. С весны 1918 г. началась подготовка реформы высшего образования.

В апреле 1918 г. началось осуществление плана монументальной пропаганды. Укажите, в чем он заключался.

Большинство творческой интеллигенции после Октябрьской революции эмигрировало. Но часть интеллигенции приняла новую власть и активно включилась в процесс культурного строительства. Объясните, чем был вызван подобный раскол в среде интеллигенции.

Осенью 1917 г. оформился союз пролетарских культурно-просветительских организаций (Пролеткульт). В то же время отметьте, что он не смог монополизировать культурную жизнь Советской России. Особенно бурно в это время развивались агитационно-массовые жанры искусства.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие основные проблемы стояли перед большевиками после прихода их к власти?

2. В чем причины краха Учредительного собрания?

3. Почему первые мероприятия Советской власти в области экономики получили название «красногвардейской атаки на капитал»?

4. Объясните, с чем связан распад Российской империи на ряд самостоятельных государств после 1917 г.

Гражданская война.

Территория и население.

В течение 1920-1921 гг. правительство РСФСР заключило 8 международных договоров, закрепивших новые границы Советской России. До 1940 г. юридически неоформленной оставалась граница с Румынией из-за отказа советского правительства признать отторжение Бессарабии.

В 1918 г. в советской России проживало 141 млн. чел. С начала 1917 г. по август 1920 г. население страны сократилось на 6,7 млн. чел. Из этого числа 2 млн. приходится на эмигрантов, а 4,7 млн. - демографические потери. В годы войны погибло 8 млн. чел. Обратите внимание на то, что рождаемость в годы гражданской войны даже несколько возросла. Сокращение численности населения произошло за счет катастрофического подъема смертности. За годы революции и гражданской войны резко сократилось городское население. Городская интеллигенция большей частью погибла либо эмигрировала. Уменьшилась и численность других укорененных в городах слоев, в частности, квалифицированных потомственных рабочих. Т.о., применительно к данному периоду можно говорить о дезурбанизации. Отметьте, по каким причинам происходили такие процессы.

Наши рекомендации