Психотехника политических действий
Политика формируется и осуществляется людьми, отдельными лицами и командами. На их действия влияют обычаи, субъективные мотивации, даже настроения. Порой некорректные решения принимаются из-за отсутствия или неточности информации. Гуго Мюнстерберг (1863-1915) – известный немецкий психолог считал знание людей инструментом, позволяющим нейтрализовать ущерб, наносимый социальными переменами и случайностями. В то же время ученый не отрицал возможности злоупотреблений этими знаниями. В условиях социально-политических и экономических перемен трудно удержать власть. Психологи видят политическую опору в выдвижении понятных всем и каждому идеи и лозунгов, в создании комфортной социальной среды.
Психологическое воздействие предполагает прежде всего понимание предрасположенности людей; знание характерных черт и их непроизвольных выражений, способностей и приобретенных навыков; особенностей поведения. Поскольку индивид является членом той или иной социальной группы, подход к нему строится на изучении групповой специфики, пронизывающей данную личность. Сребенком мы ведем себя иначе, чем со взрослым, с французом иначе, чем с японцем, со священником иначе, чем с кинорежиссером. Нам должна быть более или менее известной комбинация психологических свойств, типичных для данной группы.
Созидание политического образа
Раздвоение души человеческой, создание «образа», связанное в известной мере с системой парламентаризма и выборными кампаниями, распространено в США и других странах Запада. Быть «найс» – приятным лидером, партнером и собеседником превратилось в приоритетную задачу социального общения. Как формируется политический имидж?
Задача состоит в том, чтобы закрепить представление о конкретном человеке в самом привлекательном и достойном виде. Это может быть удачливый бизнесмен, акции его предприятия обеспечивают стабильно высокий доход, или политический лидер, от которого веет добротой и надежностью. Политическая реклама неизмеримо усиливается во время избирательных компаний. Над созданием имиджа работают сегодня специальные ПР-компании, тесно сотрудничающие со средствами массовой информации, – радио, телевидением, печатными органами. Создание имиджа поставлено на научный фундамент, предполагает исследовательский поиск психологов и социологов, экономистов и историков.
Исходным является обычно разработка концепции, содержащей совокупность взаимосвязанных личностных качеств, поэтапность их доведения до публики, дозированность и ненавязчивость информации, проходящей через СМИ. Особое внимание уделяется декорированию образа, внешности и семье героя. ПР-мены стараются по мере сил способствовать тому, чтобы речи и рассуждения лидера были логичными и доходчивыми. Составление устных и письменных обращений и, в первую очередь, предвыборных программ, требует профессионального умения, даже мастерства, вкуса и чувства меры.
О национальной психологии
Вертикали Нью-Йорка и средневековая готика Европы отражают не только возраст, но и психологический склад, предпочтения нации. Под национальным компонентом экономического поведения мы понимаем специфику мотивации – человека, группы, общества, сложившуюся на основе переживаний, исторического опыта и традиций; соотношение эмоционального, бессознательного и рационального начал; активности волевых действий, направленных на изменение окружающей среды.
Изучение национальной психологии, ее учет при создании политической модели представляется делом первостепенной важности. В психологии существует понятие интерференции – жизненного опыта, осознанного или бессознательного, но отрицательно влияющего на память, на последующие действия. Интерференции могут иметь социальный масштаб, оказывать влияние на генотип нации.