Использование трудового потенциала
Наличие высокого трудового потенциала еще не гарантирует успешное функционирование национальной экономики. Важно, насколько целесообразно и эффективно он используется. А это, прежде всего, зависит от стимулирования и условий труда, создания благоприятного климата для труда. При усилении стимулирования и улучшении общих условий труда, в том числе и с точки зрения наличия доступного жилья, детских учреждений, транспортного обслуживания, число экономически активного населения может быть увеличено за счет экономически неактивной его части, в принципе желающей работать.
В условиях демографического кризиса, сокращения численности населения задействовать в экономике указанный резерв становится практической необходимостью. Но и он в перспективе, с ростом экономики, окажется недостаточным. Поэтому нужна продуманная миграционная политика. В последнее время государство совершенствует миграционное законодательство в направлении его либерализации, способствующей законному притоку иностранной рабочей силы. Важно, чтобы оно не наносило ущерб коренному населению и содействовало бы притоку квалифицированной рабочей силы.
Кроме того, многие предприятия обрабатывающих отраслей работают не на полную мощность, но не сокращают рабочую силу, а отправляют значительную ее часть в отпуск, нередко в бессрочный и без оплаты, т. е. содержат излишнюю рабочую силу в расчете на улучшение экономической ситуации. Частично эти расчеты оправдались, с ростом экономики все полнее стали вовлекаться в производство работники, находившиеся в отпусках с разрешения администрации или работающие неполный рабочий день.
Неудовлетворительно используется также и интеллектуальный потенциал. Все это говорит о слабой взаимосвязи рынка образовательных услуг и рынка труда.
Для осуществления более тесного взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, в целях перехода экономики на инновационный путь развития, необходимо усилить государственное и общественное регулирование по следующим основным направлениям:
совершенствование законодательной базы рынка образовательных услуг и рынка труда;
формирование государственных программ занятости по новым профессиям, обеспечивающим переход экономики на инновационный путь развития, координация финансирования таких программ за счет всех источников финансирования; размещение на конкурентной основе заказов;
создание качественной общероссийской информационной базы, включающей банки развернутых данных, характеризующих динамику спроса и предложения на национальном и региональных рынках труда, а также банк данных по учебным заведениям, осуществляющим профессиональную подготовку населения, для более эффективного функционирования центров занятости, консультационных пунктов, агентств по трудоустройству и др.;
предотвращение падения уровня мотивации к труду, гарантирование выплаты минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума;
налоговые и другие формы стимулирования деятельности предприятий в решении проблем занятости и профессионального обучения, особенно по новым профессиям;
формирование государственного заказа на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации кадров на принципах долгосрочного прогнозирования и целевой подготовки, в том числе и размещение на конкурентной основе заказов по заявкам коммерческих организаций независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности;
отработка реальной модели интеграции образовательных учреждений (начальной, средней и высшей ступени) с предприятиями и организациями (образовательные комплексы, центры подготовки и т. д.);
повышение морального (нравственного) уровня социально-экономических, социально-трудовых отношений; разработка в этих целях национальной программы развития общества.
Есть резервы повышения интенсивности труда на государственных предприятиях и на финансово неустойчивых предприятиях других форм собственности, которые следует задействовать, прежде всего, за счет улучшения организации и стимулирования труда, понижения процентов за кредиты, предоставления налоговых льгот для приобретения новой техники, обновления производственных фондов.